ВВЕДЕНИЕ……………… ……..…………………………………..…………..3
Глава
1
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………….……...7
1.1
Актуальность инклюзивного подхода в современном
образовании………………………………………………………………………..7
1.2 Особенности реализации инклюзивного подхода в дошкольной
образовательной организации…………………………………………………..16
1.3Индивидуальный образовательный маршрут как средство
реализации инклюзивного подхода в дошкольной образовательной
организации………………………………………………………………..……..22
Глава
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ…………………………………………………………………….……… 29
2.1. Психологические особенности развития дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи……………………………………………………………… 29
2.2. Структура индивидуального образовательного маршрута для
дошкольника с тяжелыми нарушениями речи ……………………………… 34
2.3. Анализ подходов к организации психологического обеспечения
реализации индивидуальных образовательных маршрутов старших
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ………………………………41
Глава 3 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ …………………………………………………………………………….48
3.1. Организация и методы исследования, анализ результатов
первичной диагностики…………………………………………………………48
3.2.Описание модели психологического обеспечения реализации
индивидуальных образовательных маршрутов старших дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи …………………………………………………57
3.3. Анализ эффективности модели психологического обеспечения
реализации индивидуальных образовательных маршрутов старших
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи……………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………..83
ПРИЛОЖЕИЕ
В последние годы контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наибольшее количество из них - это дети с тяжелыми нарушениями речи. «Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий» - это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику. Согласно Российскому законодательству: «Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8, 27-29].
Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида). Очень важно при инклюзивном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ. [8,27-29].
Актуальность нашей работы заключается в том, что у ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов, поэтому психологическое обеспечение таких детей особенно важно. Направления работы психолого-педагогического обеспечения детей с ТНР определяются особенностями их речевого развития, которые оказывают влияние на формирование личности и препятствует полноценному когнитивному развитию детей. Особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы, средствами индивидуальных образовательных маршрутов.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель реализации психологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования: индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации инклюзивного подхода в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: модель психологического обеспечения реализации индивидуальных маршрутов старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей реализации инклюзивного подхода в системе дошкольного образования.
2. Обобщить подходы к анализу понятия «индивидуальный образовательный маршрут» на уровне дошкольного образования.
3. Проанализировать особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Изучить на теоретическом уровне проблему психологического обеспечения индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ТНР.
5. Реализовать эмпирическое исследования направленное на диагностику вторичных нарушений в развитии у ребенка с ТНР.
6. Разработать и апробировать модель психологического обеспечения реализации индивидуальных маршрутов старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
7. Осуществить анализ эффективности модели психологического обеспечения реализации индивидуальных маршрутов старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: психологическое сопровождение индивидуальных
образовательных маршрутов детей с ТНР будет успешным, при условии разработки модели, предполагающей организацию коррекционной работы в направлении интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферы.
В исследовании использованы подходы: деятельностный, личностный, системный...
В данной работе нами были произведен анализ проблемы психологического обеспечения реализации ИОМ для в ДОО для детей с ТНР. Был решен ряд задач:
1. Теоретически изучены особенности модернизации образования и переход на инклюзию в ДОО, определена терминология исследования (понятия инклюзия, рассмотрены условия модернизации образования);
Инклюзивное образование - форма обучения включенного образования, где вне зависимости от физических, интеллектуальных, эмоциональных, языковых и др. особенностей ребенок может учиться в общеобразовательном учреждении.
Условия модернизации общего образования к инклюзивному обучению подразумевают соблюдение условий, позволяющих реализовать включенное обучение для детей с ОВЗ: создание методической базы, профессиональная подготовка педагогов, организация предметной среды, создание личностноориентированного подхода и др.
Аспекты условий реализации инклюзивного образования в ДОО зависит от педагогических кадров, включенности семьи в образовательный процесс, и особенности организованности предметно-образовательной среды, включение ребенка в образовательный процесс и индивидуальное сопровождение в процессе обучения.
2. Рассмотрено на теоретическом уровне понятие индивидуального образовательного маршрута в классификациях Е.А. Соколкова, А.П. Тряпицыной.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная модель, предполагающая организацию коррекционной работы направленная на обучение одного воспитанника, с целью развития его индивидуальных способностей.
3. Теоретически рассмотрены особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Психологическими особенностями развития детей с ТНР выступают:
• ощущение наличия дефекта;
• высокая потребность в заботе, внимание и уходе.
• Нарушения речи влияют на деятельность мыслительных процессов, социальную адаптацию, способность к чтению и письму.
4. Изучено на теоретическом уровне психологическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ТНР, рассмотрены особенности взаимодействия специалистов в рамках ПМПК
Каждое общеобразовательное учреждение, работая с детьми с ОВЗ, выбирает за основу адаптированную общеобразовательную или коррекционную программу, в рамках которой реализуется по этапам и плану программы индивидуальный образовательный маршрут. Иными словами, это адаптация условий программы под ребенка, его заболевание, и его потребности.
5. Реализовано эмпирическое исследования направленное на диагностику вторичных нарушений в развитии у ребенка с ТНР;
6. Разработана модель индивидуального образовательного маршрута для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
7. Реализован индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ для детей с ТНР, обеспечено взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (психолог, логопед, воспитатель, родитель).
8. Осуществлена итоговая диагностика оценки изменений в компонентах вторичных нарушений развития ребенка с ТНР, как показателя эффективности ИОМ.
По итогам решения задач исследования гипотеза исследования была эмпирически доказана.
1. Аймурзина С.А. Научная статья. Особенности инклюзивного
дошкольного образования [Электронный ресурс]
https://scienceforum.ru/2017/article/2017039073
2. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. М.: Просвещение, 2002. - 448 с
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина// Психологическая наука и образование. Т. 21, №1, 2016. - С. 136-145.
4. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. Т.19. № 1, 2014. - 516 с.
5. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода. Образовательная политика. №3, 2015 - С. 8889.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с
7. Григоренко Н.Ю. Научная статья. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическое образование в России, № 2, 2017 - С. 88-93.
8. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование инклюзивного
образования в проекте нового закона «Об образовании». Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы
Международной научнопрактической конференции, Москва, 20-22 июня 2011 г. - Москва: МГППУ, 2011 - С. 27-29
9. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Русский медицинский журнал, №6, 2016 - С. 362-366.
10. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. — 320 с.
11. Компетентностный подход в педагогическом об-разовании. Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 - 180с.
12. Коркунов В. В. Индивидуальный подход к учащимся в
специальном (коррекционном) образовательном учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирования
коррекционноразвивающей работы / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005 - 55 с.
13. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Педагогические проблемы индивидуализации и интеграции детей с нарушениями интеллекта в школьном обучении // Специальное образование: науч.-метод. журн. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, №4, 2008 - С. 27-32.
14. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой // Специальное образование: науч.-метод. журн. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, №7, 2006 - С. 7-12.
15. Кудрявцева И.В. Научная статья. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ" Специальное образование, Вып 1, № 10, 2014 - С. 111-115...