МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Характеристика основных понятий исследования 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 16
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей
дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации 24
Вывод по 1 главе 31
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Разработка и реализация модели психолого-педагогического
сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации 37
2.3. Анализ результатов исследования 64
Вывод по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Характеристика основных понятий исследования 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 16
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей
дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации 24
Вывод по 1 главе 31
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Разработка и реализация модели психолого-педагогического
сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации 37
2.3. Анализ результатов исследования 64
Вывод по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Инклюзивное образование - одна из самых актуальных проблем в современном мире. Приоритетным направлением развития этой системы образования - это создание адаптированных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и возможность обучения таких детей в рамках общеобразовательных организаций. [3]
Для детей с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность социализироваться. [47]Так как это реальная возможность для коррекции и компенсации нарушенных функций.
Родители являются неотъемлемым звеном пути взросления каждого ребенка. А если дети имеют ограниченные возможности здоровья, то в большей части они воспринимает окружающий мир через самого родного человека. [6]
Эта проблема рассмотрена в работах Г. Бардиера [10], Н. Н. Малофеева [33], и других.
В собственных исследовательских работах они приводят данные об особенностях физического и психического развития детей дошкольного возраста.
В онтогенезе у ребенка происходит становление высших психических функций параллельно с освоением окружающего мира и под влиянием социальных воздействий. [31]
Выделяются две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:- процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления и процессы развития специальных высших психических функций - произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.[1]
В дизонтогенезе данные процессы подвержены изменениям и коррегируются в соответствии с дефектом.
При этом родители в большинстве случаев не осведомлены о разноплановости структуры нарушения и как осуществлять коррекционную работу с ребенком.
Поэтому актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации» очень высока.
Из выше сказанного следует сделать вывод — данная проблема, на сегодняшний день, актуальна, в ней заинтересованы не только люди, изучающие науку и работающие с детьми, но и сами родители.
Гипотеза исследования - является ли модель неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации?
Объект исследования — психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
Предмет исследования — процесс формирования модели психологопедагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации .
Цель исследования — систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание психолого-педагогической работы по формированию модели психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
• Проанализировать научно-методическую литературу.
• Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, направленной на выявление специфических особенностей формирования и становления личности родителя.
Методологическую базу исследования составили:
Учения об этиологии нарушений речи: Л.С. Выготский[15], А.Е. Лурия[31], Л.Ф. Спирова.
Исследования форм речевой патологии: Р.Е. Левина. [29]
Труды по психологии и детской возрастной педагогики: Д.Б. Эльконин [50], В.И. Бельтюков, Т.Б. Филичева[27], Г.В. Чиркина, Ф.М. Фомичева.
Методологические основы психологии: Т. И. Чиркова[45],. Д. Б. Эльконин, Д. Д. Эльконин. [49]
Психолого-педагогическое сопровождение: Ю. А. Герасименко
Г. Бардиер., И. Ромазан, Т. Чередниченко, Н. И. Мазурчук[32].
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала; изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент,
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 524
Контингент испытуемых представлен родителями обучающихся старшей и подготовительной групп, в количестве 10 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложение.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность социализироваться. [47]Так как это реальная возможность для коррекции и компенсации нарушенных функций.
Родители являются неотъемлемым звеном пути взросления каждого ребенка. А если дети имеют ограниченные возможности здоровья, то в большей части они воспринимает окружающий мир через самого родного человека. [6]
Эта проблема рассмотрена в работах Г. Бардиера [10], Н. Н. Малофеева [33], и других.
В собственных исследовательских работах они приводят данные об особенностях физического и психического развития детей дошкольного возраста.
В онтогенезе у ребенка происходит становление высших психических функций параллельно с освоением окружающего мира и под влиянием социальных воздействий. [31]
Выделяются две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:- процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления и процессы развития специальных высших психических функций - произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.[1]
В дизонтогенезе данные процессы подвержены изменениям и коррегируются в соответствии с дефектом.
При этом родители в большинстве случаев не осведомлены о разноплановости структуры нарушения и как осуществлять коррекционную работу с ребенком.
Поэтому актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации» очень высока.
Из выше сказанного следует сделать вывод — данная проблема, на сегодняшний день, актуальна, в ней заинтересованы не только люди, изучающие науку и работающие с детьми, но и сами родители.
Гипотеза исследования - является ли модель неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации?
Объект исследования — психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
Предмет исследования — процесс формирования модели психологопедагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации .
Цель исследования — систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание психолого-педагогической работы по формированию модели психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
• Проанализировать научно-методическую литературу.
• Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, направленной на выявление специфических особенностей формирования и становления личности родителя.
Методологическую базу исследования составили:
Учения об этиологии нарушений речи: Л.С. Выготский[15], А.Е. Лурия[31], Л.Ф. Спирова.
Исследования форм речевой патологии: Р.Е. Левина. [29]
Труды по психологии и детской возрастной педагогики: Д.Б. Эльконин [50], В.И. Бельтюков, Т.Б. Филичева[27], Г.В. Чиркина, Ф.М. Фомичева.
Методологические основы психологии: Т. И. Чиркова[45],. Д. Б. Эльконин, Д. Д. Эльконин. [49]
Психолого-педагогическое сопровождение: Ю. А. Герасименко
Г. Бардиер., И. Ромазан, Т. Чередниченко, Н. И. Мазурчук[32].
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала; изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент,
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 524
Контингент испытуемых представлен родителями обучающихся старшей и подготовительной групп, в количестве 10 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложение.
Проблема изучения психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации очень актуальна не сегодняшний день.
Гипотеза данной проблемы - является ли модель неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации?
Целью данной работы являлось систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание психологопедагогической работы по формированию модели психолого - педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• Проанализировать научно-методическую литературу.
• Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, направленной на выявление специфических особенностей формирования и становления личности родителя.
Спланировано содержание модели и составлен календарно тематический план для изучаемой группы.
Сформулированы выводы по теме исследования.
Анализ литературных данных позволил выделить, что нклюзивное образование - это путь к толерантному обществу. Родители - ключевые партнеры в процессе обучения ребенка. Для того, чтобы обучение детей с ОВЗ было эффективным, плодотворным и ребенок не исключался бы из общества.
Опытно-экспериментальный этап исследования проходил на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 524
Контингент испытуемых представлен родителями обучающихся старшей и подготовительной групп, в количестве 10 человек.
Для того, чтобы выявить потребность родителей в психологопедагогическом сопровождении, были предложены методики и опросные тесты для родителей, а именно:
1. В. Е. Каган, И. П. Журавлева «Методика диагностики отношения к болезни ребенка.»
2. А. Я. Варга, В. В. Столин «Тест - опросник родительского отношения»
3. Е. С. Шефер., Р. К. Белл., Адаптация Т. В. Нещерет «Методика изучения родительских установок PARI»
4. Анкета для родителей
По окончании проведения работы, мы выяснили, что проблемы у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ присутствуют в разной степени и требуют психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, можно сделать вывод, опрошенные семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и настроены на плодотворную работу
При разработке модели психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, были выделены субъекты психолого-педагогического сопровождения: ребенок с ОВЗ, родители, дети, которые окружают ребенка с ОВЗ и так же находятся в этом коллективе и педагогический коллектив. [12]
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
• администрация ДОУ,
• педагоги,
• специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.
При составлении модели, учитывались принципы психологопедагогического сопровождения:
• научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
• системность - организация системы работы с родителями;
• комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ;
• превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
• открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для родителей;
• технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель: разработка, апробация и проверка эффективности модели психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, была достигнута, задачи, поставленные вместе с целью, решены.
С помощью методик и модели психолого-педагогического сопровождения, нам удалось провести работу с родителями, которые не понимали, что особенного в их ребенке, они видели только ограниченные возможности здоровья и барьеры, которые стояли у них на пути.
Сейчас эти семьи готовы развиваться, идти вперед и как можно больше времени проводят со своим ребенком, давая ему то, о чем мечтает каждый малыш.
Гипотеза данной проблемы - является ли модель неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации?
Целью данной работы являлось систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание психологопедагогической работы по формированию модели психолого - педагогического сопровождения родителей дошкольников в условиях инклюзивной образовательной организации.
Данная цель была достигнута благодаря решению всех поставленных задач, а именно:
• Проанализировать научно-методическую литературу.
• Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, направленной на выявление специфических особенностей формирования и становления личности родителя.
Спланировано содержание модели и составлен календарно тематический план для изучаемой группы.
Сформулированы выводы по теме исследования.
Анализ литературных данных позволил выделить, что нклюзивное образование - это путь к толерантному обществу. Родители - ключевые партнеры в процессе обучения ребенка. Для того, чтобы обучение детей с ОВЗ было эффективным, плодотворным и ребенок не исключался бы из общества.
Опытно-экспериментальный этап исследования проходил на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 524
Контингент испытуемых представлен родителями обучающихся старшей и подготовительной групп, в количестве 10 человек.
Для того, чтобы выявить потребность родителей в психологопедагогическом сопровождении, были предложены методики и опросные тесты для родителей, а именно:
1. В. Е. Каган, И. П. Журавлева «Методика диагностики отношения к болезни ребенка.»
2. А. Я. Варга, В. В. Столин «Тест - опросник родительского отношения»
3. Е. С. Шефер., Р. К. Белл., Адаптация Т. В. Нещерет «Методика изучения родительских установок PARI»
4. Анкета для родителей
По окончании проведения работы, мы выяснили, что проблемы у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ присутствуют в разной степени и требуют психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, можно сделать вывод, опрошенные семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и настроены на плодотворную работу
При разработке модели психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, были выделены субъекты психолого-педагогического сопровождения: ребенок с ОВЗ, родители, дети, которые окружают ребенка с ОВЗ и так же находятся в этом коллективе и педагогический коллектив. [12]
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
• администрация ДОУ,
• педагоги,
• специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.
При составлении модели, учитывались принципы психологопедагогического сопровождения:
• научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
• системность - организация системы работы с родителями;
• комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ;
• превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
• открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для родителей;
• технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель: разработка, апробация и проверка эффективности модели психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, была достигнута, задачи, поставленные вместе с целью, решены.
С помощью методик и модели психолого-педагогического сопровождения, нам удалось провести работу с родителями, которые не понимали, что особенного в их ребенке, они видели только ограниченные возможности здоровья и барьеры, которые стояли у них на пути.
Сейчас эти семьи готовы развиваться, идти вперед и как можно больше времени проводят со своим ребенком, давая ему то, о чем мечтает каждый малыш.
Подобные работы
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Направления психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Модель обучения и психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Модель обучения и психолого - педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Ресурсный класс как модель психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуализация психолого-педагогическое сопровождения младших дошкольников с OHP II уровня в процессе реализации адаптированных образовательных программ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017





