ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Онтогенез монологической речи у детей в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .... 11
1.3. Характеристика монологической речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.4. Обоснованность применения сказки в работе по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 22
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ 36
3.1. Теория, обоснование, принципы и методики работы по
формированию связной монологической речи у детей старшего 36 дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.2. Содержание работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим 44 недоразвитием речи III уровня средствами сказки
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 623
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
Развитие речи является важной частью психического развития ребенка. Развитие речи является одной из центральных задач воспитания в дошкольном детстве. В дошкольный период ребенок должен научиться не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, повествование должно быть последовательным, логичным, отображать основные черты предметом и суть событий, то есть речь ребенка должна быть связной.
Особенности формирования связной речи у детей, как монологической, так и диалогической описаны в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Горелова и других. Всеми исследователями была отмечена сложная организация связной речи и необходимость проведения целенаправленной работы по ее формированию.
Основы методики развития связной речи дошкольников заложены в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. И. Тихеевой и других.
Связная речь, особенно монологическая, является наиболее сложной формой речи[17]. Монологическая речь формируется в условиях тесной связи речевого и умственного развития. Рассказ о чем-либо предваряет мыслительная деятельность: необходимо удерживать образ объекта, владеть навыками анализа, уметь выделять основные качества и свойства объекта, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Связность речи невозможна без использования интонации, логических ударений, умения выстраивать сложные предложения, а также использования языковые средства для объединения предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте монологическая речь достигает довольно высокого уровня, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР III уровня) значимыми обстоятельствами являются: сниженный уровень языковых обобщений, сложности в речемыслительной деятельности. Кроме того у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нарушено формирование всех или некоторых элементов системы речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
При этом одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности монологической речи. Данной проблемой обусловлена актуальность формирования монологической речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать направления содержание коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Определить направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Апробировать разработанный комплекс занятий по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что комплекс логопедических занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки позволит наиболее эффективно устранять недостатки связной монологической речи у данной группы детей.
База исследования: логопедический пункт Муниципальное автономное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников п. Белоярский Свердловской области и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 60 «Росинка» п. Белоярский Свердловской области.
Методы исследования:
- библиографический;
- наблюдение;
- беседа;
- изучение анамнестических сведений и продуктов деятельности детей;
- описание;
- сравнение;
- анализ полученных данных;
- психолого-педагогический эксперимент.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика проведения логопедического обследования Н. М. Трубниковой [75];
2. Методика проведения логопедического обследования Е. В. Мазановой [48,49];
3. Методика обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [17].
Вопросы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи достаточно освещены в научной и методической литературе, однако, представляется, недостаточно разработанным вопрос об использовании сказки в качестве основы для проведения логопедических по формированию связной монологической речи.
В связи с чем, комплекс подгрупповых логопедических занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, разработанный на основе сказок, будет носить некоторые элементы практической новизны.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 80 наименований и 5 приложений.
Умение связно, грамматически правильно и последовательно излагать материал имеет большое значение для старших дошкольников, поскольку является залогом их успешного усвоения программы начальной школы.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют значительные трудности при овладении связным высказыванием и монологической речью.
На основе анализа теоретической и методологической литературы по изучаемой теме была определена актуальность формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки.
Монолог является наиболее сложным видом речевой деятельности. Данный вид речи служит для целенаправленной передачи информации, а также является средством получения знаний об окружающем мире.
В дошкольном возрасте, как правило, дети используют описание, повествование и элементарные рассуждения, для которых свойственны Их связность, последовательность, логико-смысловая организация.
В норме связная речь формируется постепенно и к концу старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает практически все лексико-грамматические средства родного языка, что позволяет ему на высоком уровне (для своего возраста) овладеть связной речью.
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что 100% старших дошкольников с ОНР III уровня имели нарушения монологической речи. Показатели уровня сформированности речи распределились следующим образом: 35 % имели хороший уровень развития монологической речи, 45 % - удовлетворительный уровень, 15 % - недостаточный уровень, 10 % - низкий уровень.
При выявлении уровня сформированности монологической речи были выявлены следующие недостатки:
1. Составляя рассказ, старшие дошкольники ОНР III в основном использовали короткие фразы в 1-4 слова. Развернутые фразы - в 5 и более слов - встречались в их рассказах реже.
2. В структурном составе фразовой речи наблюдались ошибки на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, то есть при передаче пространственных, временных и других отношений.
3. Наибольшее число составили ошибки в построении предложений, что особенно проявлялось при употреблении распространенных и сложных предложений.
4. Часто встречались ошибки связанные с употреблением глагольных словоформ - видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов. Это может быть обусловлено отсутствием практики в употреблении соответствующих глагольных форм.
5. Уровень развития монологической речи зависит не только от структуры речевого дефекта, но и от степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.
6. Недостаточный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, особенно у старших дошкольников, имеющих в структуре речевого дефекта ОНР со средней степенью псевдобульбарной дизартрии.
7. Особую сложность для старших дошкольников с ОНР III уровня представляют рассказы из личного опыта, пересказы в связи с отсутствием зрительной опоры и рассказы - описания в связи с недостаточностью словарного запаса и сложностями в «удерживании» плана рассказа.
Выявленные особенности монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня указывали на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Целенаправленное обучение монологической речи в ходе формирующего эксперимента проводилось с использованием сказочного сюжета.
Работа по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня проводилась по следующим направлениям:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Обучение составлению пересказа и рассказыванию.
3. Разучивание стихотворений.
4. Отгадывание загадок.
Коррекционная работа проводилась в малых группах, что позволяло эффективно осуществлять индивидуальный подход к старшим дошкольникам с ОНР III уровня, с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний.
Формирование монологической речи в рамках проводимой работы осуществлялось последовательно. Непосредственной работе по обучению рассказыванию предшествовала подготовительная работа по обогащению словарного запаса и составлению грамматически правильной фразы.
В коррекционной работе предусматривался постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи - к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность - к высказываниям по собственному замыслу.
Кроме того, коррекционная работа на всех этапах включала в себя творческие занятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, такие задания усиливали интерес детей к самим коррекционным занятиям.
Проведенная работа способствовала обогащению словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, освоению ими различных видов рассказывания, что в дальнейшем позволит им в полном объеме освоить учебную программу начальной школы.
Через сказку, дети учились преодолевать барьеры в общении, что положительно сказывалось на формировании монологической речи. Сказка послужила лучшей основой проводимых занятий.
Поскольку сказка помогает расширять словарный запас, помогает правильно строить диалоги и формирует монологическую речь детей, становится очевидной значительная роль сказки в формировании правильной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
1. Антропова, Т. А. Страна чудесных слов : метод. пособие / Т. А. Антропова. - Москва : Сфера, 2017. - 64 с.
2. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / М. В. Арсеньева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2014. - 24 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2006. - 331 с.
4. Барабанова, Л. Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л. Б. Барабанова, Е. В Жулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24919(дата обращения: 12.02.2018).
5. Богомолова, Н. В. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. В. Богомолова, Т. С. Анисимова // Концепт. - 2017. - № 52. - С. 51-57. - URL: http://e-concept.ru/2017/470018.htm(дата обращения: 21.02.2019).
6. Богуславская, Е. А. Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок / Е. А. Богуславская // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody- razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom-skazok(дата обращения: 21.02.2019).
7. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 176 с.
8. Бородич, A. M. Методика развития речи детей : учеб. пособие для пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуй¬ская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2001. - 128 с.
10. Васильева, Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов / Е. В. Васильева. - Москва : Сфера, 2013. - 64 с.
11. Васькова, О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 112 с.
12. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве : учеб. пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
13. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева ; Моск. психол.- социал. ун-т. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЕК, 2016. - 233 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2017. - 690 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
16. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова - Москва : Просвещение, 1984. - 175 с.
17. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие / В. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2014. - 232 с.
18. Глухов, В. П. Наши дети учатся сочинять сказки : нагляд.-дидактич. материал по развитию воображения и речи детей ст. дошкол. возраста с недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2014. - 24 с.
19. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций : учеб. пособие / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : МИГУ, 2017. - 95 с.
20. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет : конспекты занятий по развитию связ. речи в подготовит. к шк. логогруппе / О. С. Гомзяк. - Москва : ГНОМ и Д, 2014. - 128 с.
21. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2001. - 304 с.
22. Гуськова, А. А. Обучаем дошкольников пересказыванию / А. А. Гусь¬кова. - Москва : Сфера, 2016. - 64 с.
23. Гуськова, А. А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет : занятия на основе сказок / А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 151 с.
24. Гуськова, А. А. Речевое развитие детей средствами загадки / А. А. Гусь-кова. - Москва : Сфера, 2016. - 64 с.
25. Елагина, О. В. Креативные занятия-развлечения для детей с ОНР : пособие для логопедов и воспитателей логопедич. групп / О. В. Елагина, К. В. Иванова. - Москва : ГНОМ и Д, 2016. - 184 с.
26. Есаулкова, Н. А. Конспекты занятий по красноречию: старший дошкольный возраст : учеб.-метод. пособие / Н. А. Есаулкова. - Москва : Центр пед. образования, 2007. - 96 с.
27. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ. недоразвитием речи) : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
28. Жукова, Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2014. - 288 с.
29. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : КнигоМир, 2011. - 320 с.
30. Засорина, Л. Н. Речевое развитие детей 2-8 лет : методики, учеб.- игровые материалы / Л. Н. Засорина, Н. Н. Беляковская, Н. Ш. Макарова. - Санкт- Петербург : КАРО, 2013. - 144 с.
31. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ, 2001. - 432 с.
32. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - Санкт-Петербург.: Речь, 2006. - 176 с.
33. Ивановская, О. Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6¬7 лет на основе разрезных картинок / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, С. Ф. Савченко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 56 с.
34. Игры и упражнения с родственными словами : учеб.-метод. пособие / Л. В. Лебедева, Т. В. Кулакова, И. В. Козина [и др,]. - Москва : Центр пед. образования, 2009. - 64 с.
35. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 279 с.
36. Каракулова, Е. В. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией на основе формирования восприятия, понимания и воспроизведения эмоций / Е. В. Каракулова // Специальное образование. - 2018. - № 2 (50). - С. 19- 31.
37. Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С. Н. Карпова. - Москва : МГУ, 1986. - 329 с.
38. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : Сфера, 1999. - 163 с.
39. Коноваленко, В. В.. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : некоторые методы и приемы : метод. пособие для логопедов и воспитателей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
40. Коростелева, А. И. О формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки / А. И. Коростелева // Изучение и образование детей с
различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 25-26 апр. 2019 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Г. Нугаева, И. А. Филатова. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38237263(дата обращения: 30.03.2020).
41. Коростелева, А. И. Сказкотерапия в работе по формированию
монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. И. Коростелева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Урал. гос. пед. ун-та, г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Г. Нугаева, И. А. Филатов - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028118(дата
обращения: 20.10.2020).
42. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию /
Э. П. Короткова. - Москва : Просвещение, 1987. - 128 с.
43. Кретова, М. А. Забавные рассказы : для ст. дошкольников / М. А. Кретова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
44. Лауткина, С. В. Комментированное рисование как метод развития речи : метод. рекомендации : в 2 ч. / С. В. Лауткина, Ж. А. Рулева. - Витебск : ВГУ, 2014. - 2 ч.
45. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине : учеб.-метод. пособие / И. Н. Лебедева. - Санкт-Петербург : ЦДК, 2009. - 175 с.
46. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 677 с.
47. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 462 с.
48. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР : метод. указания и картин. материал / Е. В. Мазанова. - Москва : ГНОМ, 2018. - 64 с.
49. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР : метод. указания и картин. материал / Е. В. Мазанова. - Москва : ГНОМ, 2018. - 64 с.
50. Мариничева, О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать : популяр. пособие для родителей и педагогов / О. В. Мариничева, И. В. Елкина. - Ярославль : Акцент, 1997. - 224 с.
51. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : кн. для логопеда / С. А. Миронова. - Москва : Просвещение, 1991. - 208 с.
52. Нестерова, А. Д. Аппликация в развитии речи детей : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. Д. Нестерова, С. Ю. Танцюра. - Москва : Сфера, 2014. - 64 с.
53. Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи: (от 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 80 с.
54. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет : метод. рекомендации / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 80 с.
55. Нищева, Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок : метод. пособие / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2014. - 72 с.
56. Обучение дошкольников пересказу: подготовительная группа : учеб.- метод. пособие / Л. В. Лебедева, И. В. Козина, Т. В. Кулакова [и др.]. - Москва : Центр пед. образования, 2015. - 96 с.
57. Обучение дошкольников пересказу: старшая группа : учеб.-метод. пособие / Л. В. Лебедева, И. В. Козина, Т. В. Кулакова [и др.]. - Москва : Центр пед. образования, 2015. - 80 с.
58. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи : кн. для учителя : из опыта работы / ред.-сост. С. А. Миронова. - Москва : Просвещение, 1987. - 139 с.
59. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - 365 с.
60. Парфенова, Е. В. Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками / Е. В. Парфенова, Н. Л. Пескова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
61. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / А. М. Поваляева. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
62. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1969. - 310 с.
63. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2007. - 223 с.
64. Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятни¬ца. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 141 с.
65. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др.] ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1984. - 223 с.
66. Ренизрук, Е. С. Сказку читаем - речь развиваем / Е. С. Ренизрук, Л. В. Забродина. - Москва : В. Секачев, 2015. - 136 с.
67. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. - 140 с.
68. Речевые досуги для дошкольников : учеб.-метод. пособие / Л. В. Лебедева, И. В. Козина, Т. В. Кулакова [и др.]. - Москва : Центр пед. образования, 2011. - 93 с.
69. Родари, Д. Грамматика фантазии : введ. в искусство придумывания историй / Дж. Родари ; пер. с итал. Ю. А. Добровольской. - Москва : Прогресс, 1990. - 505 с.
70. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 712 с.
71. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. - Москва : Сфера, 2017. - 64 с.
72. Смирнова, И. А. Логопедия : иллюстриров. справ. / И. А. Смирнова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 232 с.
73. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей : (ран. и дошкол. возраста) / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1967. - 216 с.
74. Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника : диагностич. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2004. - 48 с.
75. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
76. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1981. - 176 с.
77. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкол. возраста / Л. Б. Фесюкова. - Москва : АСТ, 2000. - 464 с.
78. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой : комплект нагляд. пособий / Л. Б. Фесюкова. - Москва : Сфера, 2014. - 48 с.
79. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытый пед. ин-т. - Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1999. - 80 с.
80. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - Москва : Сфера, 1999. - 314 с.