ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОНАЛЙН КУРСА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДПИ 7
1.1. Необходимость изучения 7
1.2 Эволюция дистанционного образования
1.3 Понятие онлайн курс. Основы и структура 16
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ
ОНЛАЙН КУРСА 25
2.1 Виды онлайн курсов 25
2.2 Составляющие онлайн курса 26
2.3 Смешанное онлайн обучение 28
2.4 Необходимые факторы для дальнейшего развития онлайн курса 30
2.5 Особенности дистанционного образования 34
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОНЛАЙН КУРСА НА БАЗЕ АлтГУ .... 45
3.1 Характеристика образовательного учреждения 45
3.1.1 Определение направленности и организация курса 46
3.1.2 Анализ темы 49
3.1.3 Определение методов обучения 50
3.1.4 Поэтапная организация образовательного онлайн курса «История
прикладного искусства и дизайна» 54
3.2 Основные идеи предлагаемого проекта 63
3.2.1 Характеристика учебного плана курсов повышения квалификации для
специалистов в области ДПИ 67
3.2.2 Организационное обоснование онлайн курса «История прикладного
искусства и дизайна» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность темы исследования. День ото дня все больше и больше онлайн образовательных учреждений появляются и становятся все более популярными, так как эти институты предоставляют доступное высшее образование с преимуществами гибкости и легкодоступности среди многих. В буквальном смысле, студенты могут получить всю свою степень дома, учась, когда это удобно для них. Другими словами, получение образования не ограничивается четырьмя стенами. Но есть существенная проблема, выявленная на практике многими начинающими преподавателями, а именно отсутствие единой структурированной разработки онлайн курсов для учащихся. Для многих сфер обучения дистанционно используются различные медиа материалы и ресурсы, которые при подробном их изучении не всегда являются достоверными и эффективными. На протяжении последних десятилетий этой сфере преподавания не уделяли проблеме достаточного внимания в следствии чего появилось большое количество «белых пятен» в изучении и проведении занятий путем онлайн курсов для обучающихся.
Степень знания проблемы. Начало исследованиям сферы дистанционного образования было положено еще в 80-х годах при первых рассуждениях о возможностях преподавания при использовании новых технологий. Необходимые задачи дистанционного онлайн образования, и изучение зарубежного и отечественного опыта эволюции обучения в ВУЗах стали предметом изучения ученых Б.М. Бада, А.И. Суботто, А.С. Можаевой, В.А. Барбаковой, О.М. Барбакова, В.Т. Майра и др. Эту тему так или иначе уже вскользь задевали Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и образование № 1 (42) 2015.,
Tomlinson B., Whittaker C. Blended learning in English teaching: course, design and implementation. British Council, London, 2013.
Проблема исследования - связана с поиском оптимальных условий организации дистанционного онлайн обучения ДПИ студентов ВУЗов.
Цель исследования - создание и модернизация дистанционного онлайн курса в условиях его интеграции в российскую модель высшего образования.
Объект исследования - онлайн обучение в ВУЗе ДПИ с куратором
Предмет исследования - особенности создания, организации и проведения дистанционного онлайн курса в условиях ВУЗа.
Гипотеза исследования, эффективность дистанционного онлайн
обучения ДПИ студентов ВУЗов возможна, если:
• Найдены, определены и реализованы технические аспекты дистанционного управления онлайн обучения студентов ВУЗов, инициирующего организацию и самоорганизацию студентов при взаимодействии с педагогом-куратором на всех стадиях обучения;
• Сформирована готовность и способность педагога к взаимодействию со студентами в дистанционном режиме общения на основе использования учебных интерактивных средств;
• Созданы методы (онлайн и офлайн) консультирования, формы (онлайн общение) и средства (Интернет-ресурсы, электронные учебники) дистанционного и контактного взаимодействия в процессе обучения студентов ВУЗов;
• Разработано методическое обеспечение организации дистанционного онлайн обучения ДПИ, включающее учебно-тематический план, дидактические средства обучения и контроля, методические рекомендации для дистанционных педагогов.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы исследования предполагают решение следующих задач:
Задачи исследования:
• 1. Уточнить понятия «дистанционное обучение» «онлайн курс», на основе теоретической и эмпирической интерпретации педагогических категорий (Философской; Общенаучной; Частной-научной и категории других наук)
2. Найти и определить преимущества и недостатки функционирующих моделей онлайн курсов на основе анализа их развития с момента возникновения до настоящего времени с использованием опыта зарубежных стран в применении технологий дистанционного обучения в высшей школе;
3. Определить степень заинтересованности российских вузов в развитии онлайн образования, выявить факторы, влияющие на развитие дистанционного высшего образования в России;
4. Сформулировать основополагающие принципы разработки современной модели онлайн курса и её внедрения в модель дистанционного высшего образования, соответствующей требованиям отечественной высшей школы.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения российских и зарубежных социологов, занимающихся изучением проблем высшего образования и дистанционного онлайн высшего образования, в частности. При написании диссертационного исследования автор использовал концепции Ч. Ведемеера, Д. Кигана, Д. Глисон, М. Мура, а также положения Э. Дюркгейма о взаимосвязи образования и потребностей общества, исследования П. Сорокина относительно социокультурной динамики и эволюционизма.
Эмпирическая база исследования включала в себя: нормативно-правовые документы о высшем образовании в Российской Федерации, официальные статистические данные, результаты исследований отечественных и зарубежных социологов в области дистанционного высшего образования, материалы периодической печати, российские и международные ресурсы
Научная новизна диссертационной работы в следующем:
1. Найдена и доказана главенствующая роль всемирном охвате в развитии современного высшего образования, ставящая перед собой необходимость его развитии и внедрения новых технологий обучения, к которым относится и онлайн образование.
2. Найдены и обусловлены основные тенденции модернизации м высшего образования в условиях его масштабирования, включающие в себя: рост уровня автоматизации образования и применения онлайн технологий для обучения; внедрение современного высшего образования в рыночные отношения; рост сотрудничества между отечественными вузами в области создания электронных образовательных ресурсов.
3. По результатам авторского социологического исследования обоснована важность расширения сферы дистанционного образования в российских вузах, находящихся в условиях модернизации высшего образования, выявлена высокая степень заинтересованности отечественных университетов в использовании дистанционного высшего образования, а также определены основные факторы его развития, такие как: высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки систем дистанционного обучения; отсутствие необходимой технической поддержки для дистанционного обучения; недостаточное количество квалифицированных преподавателей для работы с дистанционно обучающимися студентами; отсутствие в вузах необходимого количества полноценных курсов дистанционного обучения.
4. Разработана модель дистанционного высшего образования, основанная на сформулированных автором данной диссертационной работы группах принципов функционирования электронной образовательной среды, к которым относятся: группы технических, содержательных принципов, группа принципов подготовки человеческих ресурсов, группа принципов оценки человеческих и технических ресурсов, группа принципов взаимодействия и обратной связи.
Приступив к нашему исследованию, мы ставили перед собой цели:
• Определить преимущества и недостатки существующих моделей онлайн обучения на основе анализа их развития с момента возникновения до настоящего времени с использованием опыта зарубежных стран в применении технологий дистанционного обучения в высшей школе;
• Определить степень заинтересованности российских вузов в развитии онлайн образования, выявить факторы, влияющие на развитие дистанционного высшего образования в России;
• Сформулировать основополагающие принципы разработки современной модели онлайн курса и её внедрения в модель дистанционного высшего образования, соответствующей требованиям отечественной высшей школы.
Данное диссертационное исследование позволяет подвести итоги:
• Дистанционное обучение - это новая технология организации учебного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми (преподавателями и студентами) с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивающих студентов необходимым объемом учебного материала.
• Современные дистанционные образовательные технологии открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и эффективности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием Института образования. Услуги дистанционного образования способны удовлетворить потребности в образовании и повысить человеческий потенциал представителей всех социальных групп и слоев. Однако они особенно важны для жителей населенных пунктов, удаленных от университетских центров, тех, кто в силу различных обстоятельств не может получить образование с использованием традиционных технологий.
Рост и развитие электронного обучения стали динамичным компонента образование, обучение и управление знаниями, обеспечивая дополнительную гибкость и обучение возможности без ограничений по времени и пространстве. Результаты показывают, что электронное обучение развивалось в течение определенного периода времени как глобальное явление и трансформировалось так, как мы учимся. По требованию, в любом месте, в любое время, синхронно и асинхронно особенности электронного обучения и внедрение Всемирной паутины вскоре дали еще один канал для достижения более широкого круга учащихся по сравнению с традиционными методами обучения. Обеспечивая путь для быстрого распространения файлов и студенческих заданий, интернет стал оказывать большее влияние на развитие образования.
Мы стали свидетелями значительного увеличения скорости интернета, компьютерной памяти и возможности процессора. В то время как ранние версии компьютеров были неуклюжими и размером с холодильник, сегодня мы носим ноутбуки, персональные цифровые носители, портативные или планшетные компьютеры, смартфоны и другие электронные гаджеты. Занимаемся веб-серфингом в Интернете или скачиваем задания по беспроводному соединению на скорости, которая была просто неслыханной несколько лет назад.
В современной глобальной экономике, основанной на знаниях, это исследование помогло понять эволюцию, текущее состояние и будущие тенденции электронного обучения. Онлайн обучение является эффективным и действенным. Хотя это исследование может помочь сообществу пользователей по всему миру, чтобы охватить онлайн обучение и быть частью глобального силы знаний, это также может повлиять на студентов, принимающих решения, чтобы разрабатывать новые тенденции дистанционного обучения и разработать стратегию его реализации для развития, поддержания и улучшения конкурентоспособности. Это исследование сделало несколько рекомендаций, которые могут помочь сбалансированным представлением, связанным с онлайн обучением, которое может усилить его понимание.
Из очевидных проблем самым ярким является то, что почти 1 млрд. специалистов в развивающихся странах, обречены на стагнацию и изоляцию, т.к. дистанционное обучение недостаточно развито. Большая часть не получили образование или вообще не получат никакого образования - если университеты и корпорации не примут технологии дистанционного онлайн обучения. Они будут оставлены в гонке за глобализацией и технологическим развитием. Уже сейчас обучение неразрывно связано с использованием технологий. Онлайн обучение - это ответ на завтрашние потребности в обучении.
1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
2. Абдульханова-Славская Х.А. Стратегия теории. М.: Мысль, 1991.-300с.
3. Аванчева М.Ю. Факторы и пути развития лидерского потенциала специалистов. // СПО, 2005. -№4.
4. Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 25 -30с.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С Пб., 2002. - 336с.
7. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 318с.
8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань.:КГУ, 1988.-238с.
9. Андреев А.А. Телекоммуникации в образовании. Публкация в сети Интернет на сервере Центра информатизации Минобразования информика/Ырр:// ww.informika.ru/windows/inftech/intertech/listint.html
10. Ю.Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития» Инновационный курс. Книга 2. Казань; Изд-во КГУ, 1998. - 317с.11 .Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1980. - 387с.
11. Андреева Д.А. О понятии адаптации студентов в условиях учебы в вузе. // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / Под ред. Б.Н. Ананьева. ДЬ, 1973. - 56 - 57с.
12. И.Анисимов П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации российского образования // Среднее профессиональное образование. -2004. № 2. - 10 - 14с.
13. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. -140 - 147с.
14. Аргунова Т.Г., Макарьева З.И., Пастухова И.П. Управление самостоятельной работой студентов ссуза. М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. - 192с.
15. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. М.: НПЦ «Профессионал Ф»,2003.
16. Артемьева Т.М. методологический аспект проблемы способностей. -М.: Знание, 1980.-64с.
17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.-157 с.
18. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990. - 368 с.
19. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель способности к учебной адаптации // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. - 31с.
20. Бажутина А.Т. Производственная адаптация. -М., 1973. 180 с.
21. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. -1990. -153-159с.
22. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. - 208с.
23. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1980. -456с.
24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -469с.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М:Педагогика, 1989.- 190с.
26. Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. - 175с.
27. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. - № 1. - 3 - 8с.
28. Битянова М.Ф. Социальная психология. — М., 2001. -3 55с.
29. О.Богословский ВВ Воображение и творчество// Практикум по общей психологии. -М.: 1979. 190-204с.
30. Богоявленская Л.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172с.
31. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272с.
32. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. Академия, 1995. - 325с.
33. Большой энциклопедический словарь. гл.ред А.М.Прохоров. Изд. 2-е, перераб. И доп. -М.: Научное изд-во «Большая российская эниклопедия», 1998. 1200с.
34. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированногообразования //Педагогика-1997 -№4.-32с.
35. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии // Школа и производство.-1989 №4 - 15-18с.
36. Ботов М.И., Трофимов Ю.Н. Повышение качества подготовки специалистов в условиях учебно-научного комплекса.// Пути повышения качества подготовки специалистов в ссузах. М., 2004. -13с.
37. Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. -М., 1976. -241с.
38. Быковская А.А. Профессиональная мотивация как фактор социальной адаптации учащихся СПТУ // Проблемы профессионального образования молодежи. Пенза, 2002. - 4 - 10с.
39. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
40. Вербицкий А.А., Павловец В.И. Проблемы развития личности в системе непрерывного образования // Студент на пороге XXI века. -М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1990. 4 -5с.
41. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПОД999. — 538с.
42. Вопросы психологии познавательной деятельности. М.:МГПИ, 1980. - 125с.
43. Вопросы психологии способностей / Под ред.В.А.Крутецкого. М., 1983.-216с.
44. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харышн. М.: Магистр, 1995.-110с.
45. Выготский Л.С. Психологическая педагогика. -М., 1991. 430 -449с.
46. Выготский Л.С. История развития высших физических функций.// Собр.соч.- М: Педагогика, 1983. -Т.8. -6-328с.
47. Гальперин П.Я., Данилов Б.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач.// Вопросы психологи.- 1980.-№1. -31-38с.
48. Гаращенко Л.В. Гуманизация образовательной среды как фактор социального здоровья личности // Образование и здоровье: Сборник статей / Под ред. Т.В. Щадриной. Иркутск - СПб.: «Тускарора», 2000. - 24 - 26с.
49. Гатинов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. Психологическая наука и образование, 1998, №1.
50. Георгиева И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — 1Ь, 1986. 21 с.
51. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. -М.:Педагогика, 1987. 85с.
52. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа, 1974.-208с.
53. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. ( В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.