ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у младших
школьников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с 11
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация и методика исследования моторики и фонетико- фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста...
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико-фонематической системы речи детей младшего школьного возраста...
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика констатирующего эксперимента 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводные таблицы неречевых и речевых нарушений 70 (констатирующий этап работы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективные планы коррекционной работы 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспекты занятий
На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях: в психолого-педагогическом, нейролингвистическом, клиническом.
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О. В. Правдина, Е. Ф. Архипова, М. С. Маргулис, Г. В. Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфий и дислексий у детей данной категории.
Объект исследования - моторика и фонетико-фонематическая система речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение состояния моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка содержания коррекционной работы, проведение обучающего эксперимента и проверка эффективности коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторики и фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
5. Провести контрольный эксперимент, показать значимость проделанной работы на сравнении констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования: базой исследования послужило МАОУ СОШ № 27. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: ФФНР, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретическое и практическое исследование проблемы подтвердило, что онетико-фонематические нарушения считаются распространёнными, основными в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией, связанное с органическим поражением центральной периферической нервной системы.
В работе проведено констатирующее исследование с целью выявления индивидуальных особенностей развития обучающихся, моторной сферы, речевых функций, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи, у обучающихся с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
При исследовании брали на себя роль испытуемых 10 обучающихся, в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: дизартрия. На базе данных констатирующего исследования, с которыми можно ознакомиться в приложении 2., были выявлены нарушения моторной сферы у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией:
-Двигательной памяти, переключаемости движений;
-Координации движений (статической, динамической);
-Темпа, ритма;
-Напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук;
-Двигательных функций артикуляционного аппарата;
-Наличие содружественных движений;
-Дифференциации движений.
Наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи и фонематических процессов.
Недостаточно сформирован активный словарь. Из - за чего происходят сложности в словообразовании, образовании падежных форм существительного, употребление в единственном или множественном числе.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования, были составлены индивидуальные планы коррекционной работы, с которыми можно ознакомиться в приложении 3, содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у обучающихся младшего школьного возраста. Были выделены следующие направления работы: нормализация мышечного тонуса, развитие моторной сферы, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, работа по формированию правильного дыхания, развитие фонетической и фонематической системы речи.
Для обучающегося эксперимента, были разработаны логопедические занятия, с которыми можно ознакомиться в приложении 4., и проведены с испытуемыми. Также для эмоционально-волевой сферы было проведено внеурочное мероприятие на тему: «Дружба — это чудо».
С целью проверки эффективности всей проделанной работы, необходимо было провести контрольный эксперимент. Но в связи с эпидемиологической обстановкой, этого сделать не удалось. Но в ходе коррекционной работы, у некоторых испытуемых была прослежена положительная динамика развития, как фонетической, так и фонематической системы речи.
Можно предположить, что хорошо отобранная коррекционно - логопедическая работа может помочь в устранении пробелов различного рода нарушений, как в моторной сфере, так и в фонетико-фонематической системе речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены не в полном объёме.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В. И. Бельтюков.- Москва: Педагогика, 1987. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2018. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ Астрель, 2005. - 220 с.
7. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учеб.- метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
9. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 29-38.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель. 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 160 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва : МГПИ, 1982. - С. 76-77.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2011. - 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : избр. тр. / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с.
18. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. - 432 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 315 с.
21. Ипполитова, М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 180 с.
22. Ларина, Е. А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста /
Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика. - 2018. - № 1. - С. 5-14
23. Лалаева, Р. И. Теория речевой деятельности / Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт- Петербург : Изд-во РГПУ, 2000. - 413 с.
24. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. - Москва., 1966. - С. 302-308.
25. Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова,
Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва :
ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
26. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и
студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 1. Нарушения голоса и
звукопроизносительной стороны речи : в 2 ч. Ч. 2 : Ринолалия. Дизартрия / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
27. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2014. - 192 с.
28. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во МГУ, 1988. - 314 с.
28. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте / В. К. Орфинская // Психология речи : сб. ст. / Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Б. Г. Ананьев. - Ленинград : 1946. - С. 44-52.
29. Оскольская, Н. А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи / Н. А. Оскольская //Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 28-36.
30. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред.
В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 400 с.
32. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
33. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих / Ф. Ф. Рау. - Москва : Педагогика, 1973. - 304 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. для вузов /
С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Пите», 2017. - 712 с.
35. Семенова, К. А. Дизартрии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 173-189.
36. Сенкевич, В. И. Фонетика и фонология русского языка : учеб. пособие / В. И. Сенкевич. - Брест : Изд-во БрГУ, 2014. - 172 с.
37. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов / Е. О. Смирнова. - Москва : Юнити-Дана, 2017. - 215 с.
38. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 208-213.
39. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : учеб. пособие / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классика Стиль, 2003. - 160 с.
40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Педагогика, 1981. - 111 с.
41. Трефилова, Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии / Т. Н. Трефилова // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.108 -114.
42. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 280 с.
43. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учеб. для студентов вузов / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2016. - 272 с.
44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
45. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития : лекции / О. С. Ушакова. - Москва : Первое сент., 2010. - 80 с.
46. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Проф. образование, 2013. - 232 с.
47. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод. пособие / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : АРГО, 2006. - 80 с.
48. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
49. Хватцев, М. Е. Логопедия : книга для преподавателей и студентов пед. вузов / М. Е. Хватцев. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 390 с.
50. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л. А. Чистович, А. В. Венцов, М. П. Гранстрем. - Ленинград : Наука, 1976. - 388 с.
51. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - Москва : Академия, 2015. - 360 с.
52. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. - Москва : ИНТОР, 2008. - 112 с.