Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №95070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы130
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗПРОБЛЕМЫ
КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЙ 6
1.1. Криминогенные ситуации в жизни обучающихся - понятие,
сущность, разновидности, безопасное поведение как защита и его компоненты, их конкретные формы в социальной практике Свердловской области 6
1.2. Законодательная и нормативная база обеспечения криминогенной
безопасности 17
1.3. Анализ форм и методов обучения безопасному поведению в
криминогенных ситуациях 23
ГЛАВА 2. Формирование безопасного поведения в криминогенных ситуациях 35
2.1. Содержание процесса формирования безопасного поведения в
криминогенных ситуациях 35
2.2. Методика формирования безопасного поведения в криминогенных ситуациях посредством внеурочной деятельности 41
2.3.Оценка эффективности разработанной методикиформированию безопасного поведения в криминогенных ситуациях у обучающихся 5
классов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность исследования. В жизни нас могут подстерегать различные опасности. Ежедневно встречаются случаи, когда в темном подъезде, в общественном транспорте, на улице, дома совершаются разного рода преступления: убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, вымогательство, терроризм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах.
Многие дети не знают, как себя вести в возникающей опасной ситуации, потому что, как правило, родители и учителя не заостряют их внимание на собственной безопасности ребенка. Как показывает статистика, Российская Федерация в мировом рейтинге занимает 6 место по убийствам, 5 место по кражам, грабежам и автомобильным угонам, и 4 место по нападениям. Свердловская область занимает 1 место по зарегистрированным преступлениям среди несовершеннолетних в Уральском регионе. С каждым годом, ситуация становится немного лучше. Тем не менее, данную тему необходимо более подробно изучать, потому что с криминогенными ситуациями современный человек сталкивается все чаще, и появляются новые виды криминальных опасностей, что обусловливает актуальность проблемы, решение которой невозможно без такой важной профилактической работы как обучение безопасному поведению в криминогенных ситуациях. Последнее имеет особое значение для детей как наиболее уязвимой части населения и особую роль здесь играет школа и качество обучения в ней.
Сопоставительный анализ ситуации позволил выделить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в формировании безопасного поведения в криминогенных условиях у обучающихся предполагает у них развитие в период обучения в образовательном учреждении только теоретических знаний, но при возникновении криминогенных ситуаций также нужны и практические навыки, которым школьное образование уделяет недостаточное внимание.
2. На научно-теоретическом уровне противоречие проявляется в необходимости увеличить количество практических занятий в образовательном процессе и тем, что рабочая программа не содержит в себе готовых решений в реализации этих изменений.
3. На научно-методическом уровне противоречие проявляется между реализацией внесения изменений в образовательный процесс и тем, что существующее методическое обеспечение образовательного процесса не приспособлено для реализации этих методик, методов.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой элемент образовательного процесса подготовки обучающихся в образовательном учреждении в области криминогенных ситуаций и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим и главным средством комплексного формирования безопасного поведения в криминогенных ситуациях?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование у обучающихся безопасного поведения в криминогенных ситуациях».
Объект исследования: процесс формирования умений безопасного поведения в криминогенных ситуациях
Предмет исследования: формы и методы обучения, используемые при формировании умений безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся в криминогенных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
2. Проанализировать научно-методическую и педагогическую литературу и нормативную документацию по данной проблеме;
3. Разработать методические рекомендации по эффективному формированию безопасного поведения у обучающихся и оценить их эффективность.
Гипотеза: процесс формирования безопасного поведения в криминогенных ситуациях будет более эффективным, если в урочной и внеурочной работе использоваться такие формы как: игра, дискуссия, дебаты, беседа и тематический классный час.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и психолого­-педагогической литературы, анализ результатов тестирования, сравнение, обобщение), эмпирические (изучение статей, изучение результатов деятельности, открытое наблюдение), опросные (тестирование).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изложенного нами в нашем исследовании материала, мы считаем, что криминогенная ситуация это прежде всего та, что способствует и благоприятна для развития преступности в целом и для совершения конкретного правонарушения в данном месте и в данное время. При этом, на наш взгляд данная ситуация провоцирует и несовершеннолетнюю преступность. Она определяется многими факторами, в числе которых степень благополучия семьи конкретного молодого человека и регион его проживания.
Свердловская область к сожалению занимает 1 место по несовершеннолетней преступности в Уральском регионе (период 2014 - март 2018 гг.), хотя, как мы показываем в исследовании, имеются и отдельные положительные тенденции.
На наш взгляд, «безопасное поведение в криминогенных ситуациях» - это такое поведение, позволяющее предвидеть, избежать криминогенной ситуации, а при ее возникновении умение правильно действовать. Данное поведение должно быть безопасным и для самого человека и для его окружающих. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях необходимо формировать у учащихся 5 классов, чтобы повысить уровень их знаний и умений в области обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих в данных ситуациях с помощью проведения внеурочной деятельности с детьми по этой теме.
Мы пришли к выводу, что уровень сформированности безопасного поведения у учащихся 5 классов можно повысить через использование внеурочной работы в различных формах проведения. При этом необходимо проводить эти занятия в формах бесед, игр, дискуссий, дебатов, вечеров, конкурсов. Наша гипотеза подтвердилась, так как процесс формирования безопасного поведения в криминогенных ситуациях оказался более эффективным, если во внеурочной работе использоваться такие формы как: игра, беседа и тематический классный час.
Нами были разработаны рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся 5 классов в криминогенных ситуациях для учителей МБОУ СОШ № 32:
Формирование безопасного поведения нужно осуществлять через урочную работу, включая внеурочную, в которой будут изучаться криминогенные ситуации, их виды, а также правила безопасного поведения в данных ситуациях.
Мы рекомендуем проводить внеурочную работу по следующим темам: «Что такое криминогенная ситуация? Почему они возникают?», «Криминогенные опасности в нашей жизни», «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях», «Преступления и правонарушения. В чем разница?», «Преступность несовершеннолетних», «Закон - неотъемлемая часть жизни несовершеннолетних», «Как избежать криминогенных опасностей?».
При проведении внеурочной работы по теме «Криминальные опасности и защита от них» необходимо использовать следующие методы для формирования знаний и умений: решение ситуационных задач, анализ конкретной ситуации, использование имитационных игр (ролевая игра, игра - упражнение и собственно - имитационные игры), упражнений, рассказ, объяснение, демонстрация слайдов и фильмов, иллюстрация фотографий, рисунков, схем, работа с учебником, беседа, дискуссия, дебаты и т. д.
При организации внеурочной работы с классом, необходимо завлекать учащихся в процесс занятия: давать на дом выполнение заданий (ситуационные задачи, анализ конкретной ситуации, дать подготовить сообщение) по теме «Криминогенные опасности в нашей жизни» и проверять правильность решения данных заданий на внеурочном занятии; также просить помочь при проведении занятия в качестве ведущих.
Достижение результатов в формировании безопасного поведения возможно при условии обеспечения учащихся и учителей дидактическими средствами: учебными, учебно-методическими и наглядными пособиями, плакатами, видеоматериалами и т. п.
Также для формирования безопасного поведения в криминогенных ситуациях у 5-х классов мы разработали сборник ситуационных задач учебно-воспитательного. Задачи были разделены на 2 темы: «Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде» и «Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства» и по уровням сложности (базовый, повышенный, высокий). В состав сборника нами включена 21 задача, решение которых позволит в будущем ученикам сформировать способность предвидеть и прогнозировать возможную опасность, а преподавателям развивать у учащихся умение регуляции собственного поведения в опасной ситуации, развивать умение безопасно действовать в криминогенных ситуациях и быть готовым к потенциальной криминогенной ситуации.
Изложенное позволяет нам утверждать, что цель и задачи нашего исследования достигнуты.


1) Ахмадуллин У. Безопасное поведение: теоретические
предпосылки к исследованию проблемы / У. З. Ахмадуллин, Ахмадуллина Х. М. - Вестник ВЭГУ. - 2009. - №1. - С. 15-16.
2) Баранов В.Е. Философия личности Л.П.Карсавина // Известия Российского государственного педагогического университета имю А.И. Герцена.-№ 56.-2008.С.7-15
3) Батаев В.В. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие/ В.В. Батаев. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально- педагогическая академия, 2011. -248 с.
4) Богуш Г. И., Ведерникова О. Н., Голоднюк М. Н., Криминология. Учебн. Пособие, 2-ое издание, 2010, C. 46
5) Ведерников Н.Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии / Вестник Томского государственного университета.-№384.- 2014.-С.148-152.
6) Вовк М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 11 - 14.
7) В Нижнем Тагиле зафиксирован рост преступности, каждое пятое противоправное деяние относится к категории тяжких и особо тяжких [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.v-tagile.ru/novosti- nizhnego-tagila/gorod/v-nizhnem-tagile-zafiksirovan-rost-prestupnosti-kazhdoe- pyatoe-protivopravnoe-deyanie-v-gorode-otnositsya-k-kategorii-tyazhkikh-i- osobo-tyazhkikh
8) В Нижнем Тагиле с начала года 83 несовершеннолетних
привлечены к уголовной ответственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tagilcity.ru/news/stat/01 -06-2016/v-nizhnem-tagile-s-nachala-
goda-83-nesovershennoletnih-privlecheny-k-ugolovnoy-otvetstvennosti.html
9) Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/regions chart total (дата обращения 15.10.16)
10) Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. Спб., 2007, С. 179.
11) Дьяков А.И., доцент Дьяков И.А.. Система работы школы по
профилактике правонарушений и преступлений среди
подростков[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.konspekt.biz/index.php?text=55741 (5.04.2017)
12) Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовности» / Известия Томского политехнического университета. - № 6.-том 320.-2012.-С.117-121
13) Климов В. В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия // Вестник ОГУ. 2007. №7. - С. 111-116.
14) Криминальная ситуация - что это такое, каковы ее признаки? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //znanij a. com/task/4206139
15) Малков В.Л. Криминология: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. В.Л. Малкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М . : ЗАО «Юстицинформ», 2008. - 528 с. (серия «Образование»...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ