ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования семей, воспитывающих детей с ОВЗ 8
1.1 Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ как объект психологических
исследований 8
1.2 Теоретические модели психолого-педагогического сопровождения
семей, воспитывающих детей с ОВЗ 24
1.3 Выводы по первой главе 41
Глава 2 Программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих
детей с ОВЗ 49
2.3 Апробация программы психологического сопровождения семей,
воспитывающих детей с ОВЗ 56
2.4 Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 888
Актуальность исследования
С каждым годом число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет в Российском обществе. Это объясняется несколькими причинами: гуманность общества и новые медицинские технологии позволяют сохранить жизнь даже тем детям, которые раньше не выживали. И низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая ситуация или социальное неблагополучие способствуют росту количества больных детей, в том числе и детей с ОВЗ. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют целый ряд сложных психологических проблем, с которыми им помогают справляться специалисты. Поэтому, проблема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ является актуальной в современном обществе.
Как говорил П.Ф. Лесгафт «Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности»
Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, является одной из сложных проблем современной психологии. Такие семьи до недавнего времени не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение их сопровождения. На первый план выдвигалась проблема обучения и адаптации таких детей в социум, в то время как психологические проблемы самих детей и тем более их семей отходили на второй план. Следует учесть, что физиологические проблемы таких детей мешают их нормальной социализации и превращаются в психологические проблемы самого ребенка и его семьи. Поэтому важно определить методические подходы к психологическому сопровождению таких семей. Нам представляется чрезвычайно актуальным охарактеризовать достижения и проблемы в области психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и разработать программу такого их сопровождения, которая давала бы возможность целенаправленно и вовремя оказывать необходимую психологическую поддержку таким семьям.
Существуют следующее противоречие: между остротой психологических проблем, семей воспитывающих детей с ОВЗ, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных моделей психологического сопровождения семей, воспитывающим детей с ОВЗ.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании и разработке эффективной программы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Степень изученности темы, место и значение в науке и практике
Проблема психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ имеет огромное практическое и теоретическое значение. Теоретическая значимость данной проблемы заключается в том, что изучение психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ может дать значительный материал для выявления особенностей современной семьи. Практическая значимость проблемы очевидна, поскольку ее решение обозначает решения острых насущных психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Проблема адаптации детей с ОВЗ разрабатывалась в рамках культурно - исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский); психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев).
Особенности психологии детей с ОВЗ изучали Т.А. Власова, А.Г. Басова, А.И. Метт, К.А. Микаэльян. Вопросы педагогического сопровождения таких детей освещается такими авторами как К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.И. Тигранова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, Ф.Ф. Pay и др.
Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с ОВЗ рассматриваются в работах P.M. Боскис, Г.Л. Выгодской, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой.
Вопросы организации психологической помощи таким детям и их семьям разрабатываются такими авторами как И. М. Гилевич, Е.А. Забара, М.В. Ипполитова, Л. М. Кобрина, Г.Ф. Кумарина, Н. Н, Малофеев, Н.Д. Шматко, Л. М. Шипицына и др.
Одним из путей психологической помощи данной категории населения является психологическое сопровождение. Идеологию и технологии психологического сопровождения разрабатывали такие специалисты, как И.А. Баева, М.Р. Битянова, Г.Р. Бардиер, А.В. Волосников, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, B.C. Мухина, Ю.В. Слюсарев и др. В современной науке еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова).
Объектом исследования выступают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - динамика родительских установок и детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Основная цель работы - разработка и апробация программы психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В работе были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические подходы к определению
психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ
• проанализировать возможности существующих моделей
психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ
• провести исследование психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом оптимизация родительских установок и детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ будет более эффективной, при условии применения психолого-педагогической программы.
Методика исследования
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; методы психодиагностики и математической статистики.
Использовались следующие методы психодиагностики:
1. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р.К).
2. Тест "Определение родительского отношения" А.Я. Варга, В.В. Столин.
3. Опросник «Осознанное родительство» (Разработан М.С. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой)
Структура магистерской диссертации
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе диссертации анализируются основные психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности слабослышащих детей, и существующие модели психолого-педагогическое сопровождения таких семей.
Вторая глава исследования содержит методики изучения психологических проблем семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи и результаты данного исследования, а также их анализ и осмысление. Здесь же предложена и апробирована авторская модель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи и ее апробации.
В соответствии с поставленными задачами и на основе изучения теоретических подходов к определению психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ были сделаны следующие выводы.
В зарубежной психологии проблемы семей, воспитывающих «особых» детей не рассматриваются отдельным блоком. Данные проблемы рассматриваются и решаются в рамках основных подходов семейной психотерапии, которые в свою очередь опираются на разные направления психологии: фрейдистского, юнгианского, гуманистической психологии, поведенческой психотерапии, рационально-эмоциональная психотерапии. В настоящее время наиболее распространенным является поведенческий подход, который разрабытывался Э. Сальтером, Г. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Лазарусом, С. Рахзманом, О. Линслеем, Т. Айлоном, А. Бандурой, Р. Х. Уолтерсом.
В российской психологии усилиями таких ученых как Р.М. Боскис, К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.И. Тигранова, была разработана теория обучения и воспитания детей с ОВЗ. Программы психологического сопровождения таких семей до 1990 гг. не разрабатывались. В последние 20 лет отдельные технологии такого сопровождения были рассмотрены в работах И.А. Баева, М.Р. Битянова, Г.Р. Бардиер, А.В. Волосникова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Ю.В. Слюсарева.
В исследованиях данных авторов фиксируется следующее. В современной России социально-правовой статус ребенка с ограниченными возможностями очень низок. Отсюда и отсутствие психологической помощи семье, воспитывающей такого ребенка. Поэтому практически нет ни одной семьи, растящей детей с ОВЗ, в которой бы проблема детского здоровья присутствовала «в чистом виде». Почти всегда семья, а соответственно и психологи, работающие с такой семьей, сталкиваются с целым комплексом психологических проблем семьи.
Вторая задача заключалась в том, чтобы проанализировать возможности существующих моделей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Следует отметить, что в настоящее время в России не сложилась ни целостной модели такой помощи, ни даже единой классификации таких моделей. Существующие модели психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ эклектичны, до конца не проработаны и во многом утопичны. Западные модели не могут быть реализованы в России в силу отсутствия соответствующей базы и финансовой помощи со стороны государства или благотворительных организаций. Нам представляется, что в современных условиях в России только комплексный подход, объединяющий усилия различных специалистов, помогающих особому ребенку, может стать эффективным. При этом, выбор собственно психологических методик является второстепенным. Важно, чтобы психологическая помощь была сопряжена с помощью педагогической, социальной, юридической. Только комплекс вышеназванных мер помощи позволит решить психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Третья задача заключалась в проведении исследования психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ. В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика PARI.
2. Тест родительского отношения В. В. Столина и А. Я. Варга.
3. Опросник «Осознанное родительство» (Разработан М.С. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой)
В результате исследования были получены следующие данные. Все опрошенные родители отметили, что у их ребенка имеются не только физические, но и психологические проблемы, и эти проблемы превращаются в проблемы всей семьи. Основные психологические проблемы связаны с тем, что родители не имеют надлежащих сведений о болезни и психологии ребенка, 77
не знают, где можно получить такие сведения и качественную помощь. Истоки большинства психологических проблем лежит не столько во взаимоотношениях родителей и детей, родителей между собой и других членов семьи, сколько во взаимоотношениях семьи и тех государственных структур, которые должны обеспечивать её социальную, медицинскую и юридическую поддержку. Следовательно, семьи, воспитывающие слабослышащих детей, нуждаются в психологическом сопровождении. Это сопровождение должно осуществляться в комплексе с другими видами помощи и на базе одного центра.
Исследование по методике PARI - изучение родительских установок, выявило, что большинство показателей варьирует в пределах нормы, что говорит о присутствии рациональных установок родителей. Но при этом, матери слабослышащих детей признают, что они слишком опекают ребенка и активно вмешиваются в его жизнь. Отцы в отличие от матерей больше склонны заострять внимание на общих семейных проблемах, нарушениях отношений с супругой.
Результаты опроса по методике В. В. Столина и А. Я. Варга показали, что степень принятия своего ребенка у матерей и отцов является средней. Отцы более, чем матери склонны принимать ребенка таким, какой он есть. Но в целом, взрослые не ориентированы на сотрудничество с особым ребенком. Ребенка считают слабым, несамостоятельным, зависимым. Такое отношение, естественно, порождает в ребенке соответствующие черты.
Результаты опросника Опросника «Осознанное родительство» (М.С. Ермихиной, Р.В. Овчаровой) показали, что После принятия участия в мероприятиях модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители стали проявлять большую осознанность в отношении родительства: повысилась осознанность
родительской позиции, родительских чувств, родительских установок и ожиданий, семейных ценностей, стиля семейного воспитания, родительского отношения
Исходя из данных, полученных в результате исследования, была предложена программа психологического сопровождения семьи, воспитываюшей ребенка с ОВЗ. Программа включала индивидуальные консультации психологов, индивидуальная работу с ребенком и с семьей, групповую работу в детских группах, родительских группах и смешанных детско-родительских группах, различные виды психотерапевтического вмешательства.
Предложенная программа психологического сопровождения была апробирована на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11. Повторно проведеное исследование показало, что произошла коррекция родительских отношений, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 103-107.
2. //Социальная защита. - 2011. - № 4. - С. 98 - 112.
3. Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2009.
4. Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. - Т. 9. № 9. - С. 199-205.
5. Безверхая Л.В., Коляда Н.В. Лекотека как форма психологопедагогической помощи детям с ОВЗ // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики материалы международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.А. Кудрявцева; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. 2017. - С.245-247
6. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений
7. Бирюкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // А. В. Бирюкова Наука, техника и образование, 2016. № 6 (24). С. 112-113.
8. Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России//Российский журнал социальной работы. - 2011. - №1. - С. 15-18.
9. Босарова В.Г. Профессиональная социальная работа. Личностноориентировочный подход. - М.: Гнозис, 2012. - 431с.
10. Бубчикова Н.В. Особенности психологического консультирования
семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Перспективные научные исследования - 2018 Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. - С. 80-83.
11. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). - С. 50 - 58.
12. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуальнотипологический подход к психокоррекционной работе//Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. - 2015. - №3.
• С. 56 - 78.
13. Волконская Т.Н. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения// Дефектология. - 2014. - № 7. - С. 14-23.
14. Выгодская Г.Л., Венгер А.А., Леонгард Э.И. отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Педагогика, 2011. - 324 с.
15. Выготский, Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой.- М.,2009...