ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
формированию здорового образа жизни 7
1.2. Характеристика специального учебно-воспитательного
учреждения 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика подростков
специального учебно-воспитательного учреждения 24
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В
РЕФТИНСКОМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 32
2.1. Анализ деятельности Рефтинского специального учебно
воспитательного учреждения по формированию здорового образа жизни у подростков 32
2.2. Диагностика уровня навыков здорового образа жизни у
подростков Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения 47
2.3 Разработка и реализация программы по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебновоспитательном учреждении 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Актуальность исследования. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является одним из важных задач государства, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения социально значима и является одной из наиболее актуальных в современной России. Каждой стране нужны гармонично развитые, активные и здоровые личности. Ведь только здоровый человек способен стать счастливым и быть полезным своей стране.
В настоящее время, со стороны государства, большое внимание уделяется здоровью детей и подростков, как одного из направлений организации безопасности жизнедеятельности. Ведется целенаправленная профилактическая работа и проводится комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению возникновения болезней, их причин и факторов риска. Конечно же, наиболее действенным средством профилактики различных болезней является поддерживание здорового образа жизни.
Согласно Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». [15]
Здоровый образ жизни - это наиболее надежный и безопасный образ жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья подростков. [9]
Свои труды изучению проблемам здоровья подростков посвящали такие авторы, как: Бережная О.В., Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Мигунова Ю.В., Николаева Ю.В., Чичерин Л.П. и др.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков с каждым годом ухудшается. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. [36]
Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни.
В целом, проблема мотивации и сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной в современной научной литературе. Особенно это касается подростков, как наиболее уязвимой группы населения.
Современные подростки недооценивают роль своего здоровья для социально-экономического развития страны и для выживания нации. Многие подростки безответственно и пренебрежительно относятся к своему здоровью: не проявляют заботу о собственном здоровье; не соблюдают элементарных правил, известных им с детства простейших норм здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических правил.
Молодое поколение не серьезно относится к проблемам употребления наркотических, токсических веществ и спиртных напитков. Подростки не осознают это как социально опасную проблему для своей жизни и для жизни общества. У большинства подростков нет представления о сущности здоровья человека, не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. [55]
Огромная роль в сохранении здорового поколения, принадлежит образовательным учреждениям, которые призваны обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье обучающихся. Образовательные учреждения обязаны создавать безопасные условия и здоровую среду, которые позволят сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Группой риска по незнанию и не умению ведения здорового образа жизни являются подростки с девиантным поведением, которое проявляется в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, правонарушения. Поэтому особое внимание необходимо уделять проблеме формирования у этих подростков безопасного и здорового образа жизни.
В связи с этим темой нашего исследования является педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни именно у таких подростков, воспитанников Рефтинского специального учебновоспитательного учреждения закрытого типа.
Тема исследования: «Формирование здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении».
Основное противоречие исследования заключается: между
необходимостью проведения работы в специальных учреждениях закрытого типа по формированию ценностного отношения к своему здоровью и отсутствием методических разработок по формированию здорового образа жизни у подростков специального учебно-воспитательного учреждения.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении будет успешным, если:
- будут учтены психолого-педагогические особенности воспитанников учреждения;
- будет разработана программа по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении как одного из направлений организации безопасности жизнедеятельности.
Проблема исследования: каково содержание педагогической
деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении?
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении.
Предмет исследования - педагогическая деятельность по разработке и внедрению программы по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении.
Цель исследования: разработка и реализация программы по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебновоспитательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении
2. Проанализировать деятельность Рефтинского специального учебновоспитательного учреждения по формированию здорового образа жизни у воспитанников учреждения.
3. Разработать и внедрить программу по формированию здорового образа жизни у подростков специального учебно-воспитательного учреждения.
База исследования: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (Рефтинское СУВУ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Здоровый образ жизни - это наиболее надежный и безопасный образ жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья подрастающего поколения. Поэтому формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте - одна из главных задач образовательных учреждений. В нашей работе мы исследовали формирование здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Изучив характеристику специального учебно-воспитательного учреждения, нами были выделены особенности и условия проживания подростков в этих учреждениях. Особое внимание было уделено деятельности специального учебно-воспитательного учреждения по созданию безопасного и здорового образа жизни у подростков, проживающих в этом учреждении.
Также нами была дана психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением, особенности их поведения, образа жизни и мышления, способы достижения коррекции их поведения, а именно в направлении формирования здоровьесберегающих компетенций у подростков специального учебно-воспитательного учреждения.
Мы рассмотрели различные подходы к определению понятия здоровья, его компонентов. Проанализировали особенности образа жизни современных подростков и факторы, негативно влияющие на их здоровье. Так, мы определили, что ведение подростком здорового образа жизни напрямую зависит от уровня развития навыков ведения здорового образа жизни самим подростком. Мы выявили основные формы по формированию здорового образа жизни у подростков - массовая, групповая, индивидуальная; методы - убеждение, положительный пример, упражнение, повторение, метод общественного мнения, педагогического требования, стимулирования и средства - занятия физкультурой, развитие мотивации на ведение здорового образа жизни, информационное обеспечение) развития навыков здорового образа жизни у подростков специального учебно-воспитательного учреждения.
После анализа деятельности специального учебно-воспитательного учреждения по формированию здорового образа жизни у подростков, была проведена диагностическая исследовательская работа с воспитанниками Рефтинского СУВУ по выявлению уровня развития навыков здорового образа жизни подростков.
Мы выяснили, что воспитанники закрытого учреждения понимают ценность здоровья, но ведут здоровый образ жизни «по принуждению», ввиду условий проживания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Большая часть воспитанников имеет неустойчивые или слабо сформированные установки на целенаправленное ведение здорового образа жизни, слабую личную мотивацию.
На основании полученных данных по трем диагностикам нами была разработана программа «Здоровым быть - здорово!» по формированию здорового образа жизни у подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении, реализация которой дала положительные результаты.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, предложенная гипотеза подтвердилась.
1. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б. Н. Алмазов - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 180 с. - Текст : электронный.
2. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология: пособие для
специалистов / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 243 с. - Текст : электронный.
3. Акбашев, Т. Ф. Педагогика здоровья: начало пути / Т. Ф. Акбашев. - Павлодар: Международное движение «Образование ради выживания человека на Земле», 1995. - 114 с. - Текст : электронный.
4. Аршавская, Э. И. Очерки по возрастной физиологии: учебное пособие / Э. И. Аршавская. - Москва: Алатейя, 2008. - 381 с. - Текст : электронный.
5. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодёжи / М. Ю. Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с. - Текст : электронный.
6. Басова, С. В. Словарь педагогических терминов в помощь работникам образования. методическое пособие : вып. 1. / С. В. Басова, И. Г. Корнеева, О. Н. Кручинина. - Москва : Перспектива, 2010. - 40 стр. - Текст : непосредственный.
7. Байер, К. Л. Здоровый образ жизни / К. Л. Байер. - Москва: Мир, 1999. - 274 с. - Текст : электронный.
8. Баль, С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: учебно-методическое пособие / С. В. Баль, Л. В. Барканова. - Москва: Владос, 2003. - 190 с. - Текст : электронный.
9. Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. - Свердловск : Наука, 1973. - 185 с. - Текст : электронный.
10. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / С.В. Белов, В. А. Девисилов, Козьяков А. Ф [и др.] ; под общ ред. С. В. Белова. — Москва : Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000.
- 285с. - Текст : электронный.
11. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - Москва: Просвещение, 2010. - 179 с. - Текст : непосредственный.
12. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - Москва: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с. - Текст : электронный.
13. Васильева, О. С. Психология здоровья человека : учебное пособие / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - Москва : Академия, 2001. - 352 с. - Текст : электронный.
14. Внеклассные мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников: пособие для вузов / сост. Ю. Н. Юденков. - Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2006. - 69 с. - Текст : электронный.
15. Гатальская, Г. В. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности: психологический журнал / Г. В. Гатальская. - 2008. - No 2. - С. 5259 - Текст : электронный...