Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №95054

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «коммуникативные базовые учебные действия» как научный
феномен 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 9
1.3. Особенности формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованные в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Методы, направленные на выявление сформированности
коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 25
2.3. Анализ результатов сформированности коммуникативных базовых
учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НАФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование коммуникативных базовых учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 44
3.2. Апробация коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 63
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99


Обучающиеся учатся взаимодействовать в обществе, приобретают способность вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, четко выражают собственные мысли, приводить доказательства, придавать значение высказыванию мыслей других людей, умеют вступать в диалог.
В свою очередь дети с умственными нарушениями испытывают значительные трудности в общении. Это связано с рядом факторов, в первую очередь с низким уровнем речевого развития данной категории детей. Речь у ребенка с деменцией не только выявляется позже, но и не развиваются все ее части, от звука до развода. Это нарушения, влияющие на нормальные уровни и компоненты речи. В связи с этим речь не обеспечивает качественных коммуникационных услуг; она способствует полноценному развитию коммуникативных навыков, что делает все виды деятельности беднее.
Проблема заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) призывает к развитию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, но в процессе обучения отрывочно используются продуктивные методы, приемы, нацеленные на их формирование
Актуальность темы заключается в том, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность является основным видом деятельности школьников. И, несмотря на то, что проблема формирования коммуникативных базовых учебных действий достаточно проработана, следует сказать о недостаточном развитии на сегодняшний день коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на начальном образовании, которое бы обеспечило умственно отсталому ребенку речевую инициативу, достаточность речемыслительных средств, умение договариваться. Необходимым является разработка коррекционно-развивающей программы, по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на начальном образовании.
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка, в т. ч. сформированностью коммуникативными базовыми учебными действиями.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
Проблему сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с нормальным развитием изучали такие психологи и педагоги, как О. М. Арефьева, А. С. Баранова, Н. В. Вершинина, Н.М. Горленко, И. С. Доровских, Ю. В. Жуковина, О. В. Запятая, О.В. Клубович, Л. Я. Лозован, Н. В. Медведева, С. А. Тюрикова, И. С. Шегаев и др. Изучением коммуникативных возможностей у обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения социальной перцепции, при учете возраста и профессии рассматривали О. М. Арефьева, Л. Н. Иванская, В. А. Лабунская, В.Х.Манеров); с позиции эмоционально-отношенческого компонента А.И. Захаров, В. Н. Князев; с позиций познавательной и эмоционально-потребностной сферы человека - В. А. Кольцова, Б. Ф. Ломов; анализ коммуникативной стороны и особенности ее развития в младшем школьном возрасте представлен в работах А. А. Бодалева и Б. Ф. Ломова; проблема развития коммуникативных умений, навыков школьников представлена в работах А. В. Мудрик, где обучающийся рассматривается как субъект общения, выделяются внешние условия и внутренние предпосылки развития ребенка как субъекта общения.
В работах Р. С. Птушенко, Е. В. Шмидт и др. предлагается предварительный диагностический этап по изучению личности каждого ребенка в классе или группе, однако в поле зрения этих исследователей не попадают особенности формирования базовых коммуникативных действий школьников данного возраста.
Объект исследования - коммуникативные базовые учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
В соответствии с целью исследования ставились следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
- изучить сформированность коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
- составить коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования и проанализировать ее эффективность;
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование ставило целью составление и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
В соответствии с целью исследования ставились следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Изучить сформированность коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Составить программу, направленную на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования и анализ ее эффективности.
В первой главе исследования «теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования» было раскрыто понятие «коммуникативные базовые учебные действия» как научный феномен; представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Так, отметили, что формирование коммуникативных мер начальной школы представляет собой важную педагогическую задачу, так как она не только повышает эффективность учебной деятельности учащихся, благодаря оптимизации процесса взаимодействия с педагогами и коллегами, повышению умения получать, анализировать и передавать информацию, повышению готовности выполнять различные социальные роли в коллективе, но и является эффективным ресурсом социального развития личности учащихся. Формирование и уровень развития коммуникативных базовых учебных мероприятий являются результатом коммуникативной деятельности обучаемых.
К категории обучающихся с умственной отсталостью относят лица со стойким необратимым нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга. Умственно отсталые обучающиеся характеризуются нарушениями как в познавательной деятельности (восприятие, внимание, память, мышление и речи), так и личности, которые затрагивают все стороны психики и приводят к значительному снижению уровня общего развития.
У таких обучающихся ограничено понимание речи окружающих, они не умеют различать свойства предметов. Им присуща конкретность мышления, слабость обобщений, склонность к механическому подражанию, замедленность, затрудненность восприимчивости к новому. В целом, психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной недостаточностью обуславливают слабое усвоение этими детьми всеми необходимыми умениями и навыками.
Обучающиеся с умственной отсталостью ограничены в социальных и вербальных контактах, не имеют возможности свободно общаться с другими людьми. Отмечается замедление темпов овладения речью и сложность формирования речевых навыков. Диалогическая речь трудна для умственно отсталых обучающихся, так как требует быстрой смены языковой деятельности. Недостаточное формирование диалога препятствует развитию связного устного изложения мыслей. Несовершенство базовых коммуникативных мер обучения учащихся с умственной отсталостью, их речевая бездеятельность затрудняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речевой и познавательной деятельности детей, препятствуют формированию условий для успешной социальной адаптации.
Очевидна необходимость обучения детей с умственной отсталостью коммуникационным технологиям, направленным на формирование у них КБУД.
Во второй главе были адаптированы методики «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967), Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.), Задание «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская, 2007).
Обобщение результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволило сделать вывод о том, что у обучающихся с умственной отсталостью 2 класса преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных базовых учебных действий.
Результаты исследования показали, что обучающимся требуется проведение специальной работы по повышению уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий.
В третьей главе был составлен и апробирован проект коррекционно-развивающей программы. Проект коррекционно-развивающей программы был апробирован в учебно-воспитательном процессе на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум». В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса.
Обобщение результатов показало положительную динамику уровня сформированности КБУД у обучающихся с умственной отсталостью. Так, со среднего уровня на высокий перешел один обучающийся - участник эксперимента, с низкого на средний поднялись три обучающихся.
Анализ эффективности составленного проекта коррекционно-развивающей программы позволил разработать рекомендации, имеющие целью повышать уровень сформированности КБУД у обучающихся, имеющих умственную отсталость.



1. Алейникова, И. Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И. Т. Алейникова // Управление школой. - 2015. - №11. - С.38¬40.
2. Алышева, Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствии с ФГОС / Т. В. Алышева // Конференция АСОУ. - 2016. - №4. - С. 614-622.
3. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2016. - № 2. - С.7-12.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М. : Просвещение, 2017. - 151 с.
5. Ахтырская, Е. Н. Учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е. Н. Ахтырская // Инновации в науке. - 2016. - № 9 (58). - С. 67- 71.
6. Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей / Л. П. Барылкина, И. П. Матраева, Л. А. Обухова. - М. : Крисмас, 2005. - 128 с.
7. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С. Е. Большакова. - М. : Гелиос АРБ, 2005. - 125 с.
8. Бунак, В. В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе / В. В. Бунак. - М. : Медицина, 2010. - 126 с.
9. Вахрушева, А. В. Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня УУД / А. В. Вахрушева // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. - № 17. - С. 22-26.
10. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н. В. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 10¬12.
11. Волков, Б. С. Трудности первоклассника / Б. С. Волков, Н. В.Волкова // Педиатрия для родителей. - 2010. - № 5. - С. 92-97.
12. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург, РГПИ им. А.И. Герцена, 2005. - 54 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : Владос, 2000. - 123 с.
14. Волошина, А. А. Развитие коммуникативных возможностей у
школьников с умственной отсталостью на уровне начального образования / А. А. Волошина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL:
http://scienceforum.ru/2015/article/2015008497(дата обращения: 01.11.2020).
15. Воробьёва, Т. А. Формируем универсальные учебные действия / Т. А. Воробьёва. - М.: Просвещение, 2017. - 190 с.
16. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - М. : МПГУ, 2016. - 210 с.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
18. Гаркуши, Ю. Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю. Ф. Гаркуши. - М. : Наука, 2011. - 98 с.
19. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Омега, 2010. - 112 с.
20. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ФФНР младшего школьного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 29-37.
21. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева. - М. : Народное образование, 2016. - № 4. - С. 153-160.
22. Гунявая, Ю. Н. Мониторинг развития базовых коммуникативных действий у младших школьников / Ю. Н. Гунявая, М. Г. Бобкова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 3. - С.15-19.
23. Дроздова, О. А. К истории становления коммуникативных
учебных действий / О. А. Дроздова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. -URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=24749(дата обращения: 18.10.2020).
24. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2009. - 204 с.
25. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников / Ю. В. Жуковина // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 78-80.
26. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2008. - 112 с.
27. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Дрофа, 1995. - 284 с.
28. Запятая, О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О. В. Запятая. - Волгоград : Учитель, 2015. - 49 с.
29. Зарецкий, В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме / В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83-95.
30. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник. - М. : Просвещение, 1998. - 125 с.
31. Иванова, Е. А. Оценка сформированности базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся основной школы с умстенной отсталостью в условиях введения ФГОС / Е. А. Иванова // TheNewmaninForeignpolicy.- 2017. - № 4. - С. 34-36.
32. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - М. : Дрофа, 2005. - 50 с.
33. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах : учеб. пособие / Л. П. Кузма, Е. Н. Аллецкая, О. В. Лукашева. - Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2016. - 360 с.
34. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - М. : Дрофа, 2000. - 60 с.
35. Клещева, Л. А. Организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В кн. организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях : методическое пособие / Л.А.Клещева. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. - 250 с.
36. Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 10. - С.13-18.
37. Кузма, Л. П. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью / Л. П. Кузма // Кубанская школа. Научно-методический журнал. - 2016. - № 3. - С. 39-43.
38. Медведева, Н. В. Формирование и развитие УД в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - №1. - С.74-81.
39. Методические рекомендации по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / сост. С. О. Брызгалова, С.Н. Малофеева, Т. Р. Тенкачева, Н. А. Персидская, Л. М. Полякова, С. П. Цой. - Урал. гос. пед. университет. - Екатеринбург. - 2018. - 93 с.
40. Моисеенко, Н. В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся / Н. В. Моисеенко //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - Т. 3. - № 9-1 (20-1). - С.178-182.
41. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: книга для учителя: из опыта работы /ред.-сост. С. А. Миронова. - М. : Просвещение, 1987. - 139 с.
42. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968. - 368 с.
43. Пачина, А. Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся / А. Г. Пачина// Управление начальной школой. - 2016. - № 5. - С.15-27.
44. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : издательский центр «Академия». - 2016. - 347 с.
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
46. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2017. - 364 с.
47. Птушенко, Р. С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе / Р. С. Птушенко // Специальное образование. - 2017. - № 6. - С.120-121.
48. Развитие речи детей младшего школьного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
49. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : Планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / Р. П. Карлина. - Волгоград : Учитель. - 2017. - 311 с
50. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 576 с.
51. Сырвачева, Л. А. Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации / Л. А. Сырвачева // TheNewmaninForeignpolicy. - 2019. -№4. - С. 45-47.
52. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и младшего школьного возраста): пособие для воспитателя детского сада / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
53. Тюрикова, С. А. Коммуникативные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова // Интернет -журнал «Науковедение» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май - июнь 2014. - 2015. URL: http://publ.naukovedenie.ru(дата обращения 26.10.2020).
54. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2017. - 76 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2017. - 404 с.
56. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
57. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей младшего школьного возраста / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1999. - 364 с.
58. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М., 2000. - 128 с.
59. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Педагогика, 1980. - 210 с.
60. Шмидт, Е. В. Формирование коммуникативных учебных действий в начальной школе / Е. В. Шмидт // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 129-131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ