ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА 9
1.1. Детская одаренность: анализ проблемы в современной отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Психологические условия развития одаренности ребенка в семье 20
1.3. Структура и содержание психологического сопровождения семьи,
воспитывающей одаренного ребенка 33
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И
АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА 51
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ результатов
первичной диагностики 51
2.2. Разработка модели психологического сопровождения семьи,
воспитывающей одаренного ребенка 59
2.3. Анализ эффективности модели психологического сопровождения семьи,
воспитывающей одаренного ребенка 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
Проблема, связанная с одаренностью детей в целом и с особенностями их воспитания в семье в частности, широко обсуждается учеными психологами и педагогами. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что создание условий для развития одаренности детей - важное условия для преумножения и сохранения творческого и интеллектуального потенциала страны, реализации личности. Приоритетность задачи развития и поддержки детской одаренности зафиксирована в законодательной базе российского образования - федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Важность создания благоприятных условий развития детей с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей, развитие их способностей и творческого потенциала подчеркивается в ФГОС (2013). Необходимость решения проблемы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей» (2016), постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (2015).
Развитие одаренности ребенка, в первую очередь, зависит от условий, созданных родителями в семье. Преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей, обязанность развития личности ребенка и его нравственных и интеллектуальных способностей зафиксированы в Семейном кодексе (1995) и федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Результаты экспериментальных исследований воспитания одаренных детей (Е.А Александрова, М.Р. Арпентьева, Е.С. Белова, С.М. Ветвицкая, В.Ф. Габдулхаков, Г.Ф. Гали, В.А. В.В. Коробкова, Лазарев, Е.В. Мелентьева, Ф. Монкс, Ю.Е. Мотовилова, В.С. Новаковская, В.И. Панов, Л.В. Попова, А.И. Савенков, И.И. Топилина, Л.В. Трубайчук, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич, Ю.И. Якина) подтверждают приоритетное значение фактора взаимодействия родителей и детей в поддержке и развитии детской одаренности.
Вместе с тем, как теоретические исследования, так и повседневная практика показывают, что родители, не владея системой психологических знаний и умений, испытывают затруднения во взаимодействии с одаренным ребенком и нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком, что особо значимо в работе с родителями дошкольников. Во-первых, по данным ряда исследователей дошкольный возраст - сензитивный период для развития способностей и одаренности ребенка (Е.С. Белова, О.М. Дьяченко, А.Е. Лосева, В.И. Панов, И.А. Петухова, С.Ю. Прохорова, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Т.В. Якимова и др.). Во-вторых, именно для этого возраста характерно наличие проблем выявления, развития и угасания детской одаренности (В.Ф. Габдулхаков, А.И. Доровской, И.Н. Мененко, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.).
На фоне значительной изученности проблемы одаренности и психологического сопровождения семей, а также существования широкой базы экспериментальных исследований, свидетельствующих о влиянии семьи на развитие детской одаренности, к настоящему времени все очевиднее обозначаются противоречия между:
• высокой потребностью общества в развитии детской одаренности в рамках семейной системы и отсутствием комплексной психологической модели, отражающей сущность, условия и механизмы данного процесса;
• осознанием необходимости формирования компетенций родителей в сфере развития одаренности ребенка и недостаточной методической обеспеченности данного процесса;
- разработанностью многочисленных практик психологического сопровождения семьи в целом и незначительной представленностью программ и моделей психологического сопровождения семей, воспитывающих одаренного ребенка.
На основе выделенных: противоречий была определена проблема исследования: каковы особенности психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, его теоретико-методологические основания, содержание, методы и средства.
Высокая социальная значимость обозначенной проблемы и недостаточная её разработанность в теории и практике стали основой для определения темы нашего исследования: Модель психологического
сопровождения семей, воспитывающих одаренного ребенка.
Объект исследования: детская одаренность.
Предмет исследования: структура и содержание психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме детской одаренности и ее развития.
2. Выявить психологические условия развития одаренности ребенка в семье.
3. Определить сущность и содержание психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка.
4. Разработать и апробировать модель психологического сопровождения семей, воспитывающих одаренного ребенка.
5. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность реализованной на практике модели.
Гипотеза исследования: модель психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, включающая три блока - целевой, процессуально-содержательный и результативный, будет эффективной, так как:
• будет сформирована психологическая готовность родителей (как приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности) к взаимодействию с одаренным ребенком за счет реализации индивидуального консультирования родителей, их обучения в тренинговой форме, просветительских мероприятий, организации совместной деятельности детей и родителей;
• будут созданы условия для развития личностных качеств родителей
одаренного ребенка, роста осознания его взаимоотношений с ребенком, формирования способности осуществлять самоопределение,
самоидентификацию и саморазвитие за счет активного использования рефлексивных методов.
Для достижения цели и задач исследования в работе использовались следующие методы:
• теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовой базы Российской Федерации, программных документов дошкольного образовательного учреждения; теоретическое моделирование процесса психологического сопровождения семьи;
• эмпирические - изучение и обобщение практического опыта
дошкольных образовательных учреждений по психологическому сопровождению семьи, воспитывающей одаренного ребенка;
психологические и социологические методы сбора информации (наблюдение, анкетирование, диагностические методы); констатирующий и формирующий психологический эксперименты. Для статистической интерпретации результатов исследования были использованы U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона.
Базой исследования выступило Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» и его структурные подразделения: детский сад «Светлячок»; детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»; детский сад комбинированного вида «Звездочка»; детский сад комбинированного вида «Золотая рыбка»; детский сад комбинированного вида «Радуга»; детский сад комбинированного вида «Сказка»; детский сад комбинированного вида «Ласточка». Основное экспериментальное исследование проводилось в структурных подразделениях - детский сад комбинированного вида «Радуга» и «Сказка» городского округа Заречный Свердловской области.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной модели психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, и проявляется в следующем:
• выявлен комплекс психолого-педагогических и социальнопсихологических условий развития одаренности ребенка в семье, на создание которых и должно быть направлены усилия при реализации модели;
• предложена структура модели, включающая целевой, процессуальносодержательный и результативный блоки, определено их содержание и методическое обеспечение;
• конкретизировано понятие психологического сопровождения семьи
применительно к проблеме развития одаренности ребенка в части уточнения его направленности на развитие личностных качеств родителя, осознание взаимоотношений с ребенком и другими субъектами воспитания, формирование способности осуществлять самоопределение, самоидентификацию и саморазвитие.
Практическая значимость исследования. Разработанная модель психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, может быть использована в работе психологической службы учреждений дошкольного образования, а также в системе подготовки работников образовательных учреждений.
Магистерская диссертация включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы из 67 источников и 4 приложений. Общий объем работы без учета списка литературы и приложений составляет 78 страниц.
В рамках настоящего исследования нами была рассмотрена психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка. Данная проблема является актуальной, поскольку современное российское общество нуждается в профессиональных кадрах, успешных эффективных в своей деятельности гражданах, то есть одаренных в какой- либо области. Значимость развития детской одаренности, в том числе в семье, подчеркивается в нормативно-правовой базе Российской Федерации, современной психолого-педагогической литературе.
В теоретической части исследования были проанализированы подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме детской одаренности, обобщены и систематизированы условия ее развития. Теоретической основой исследования стали ключевые положения авторов «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.), рассматривающие детскую одаренность как развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения ребенком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими.
В ходе обобщения и систематизации современных научных публикаций (Е.А. Александровой, В.В. Коробковой, Ю.И. Якиной, Ф. Монкса, Е.И. Щеблановой, В.А. Лазарева, И.И. Топилиной, С.В. Катасонвой, С.М. Ветвицкой, Л.В. Поповой, В.И. Панова, В.С. Юркевич, В.Л. Блиновой) в работе были определены психолого-педагогические (безусловное принятие, субъектность одаренного ребенка, доброжелательность и эмоциональная поддержка, демократичный стиль общения и взаимодействия с ребенком) и социально-психологические (признание ценности одаренности ребенка, атмосфера творчества в семье и согласованность участников воспитания одаренного ребенка) условия развития и поддержки детской одаренности.
Также в теоретической части исследования были определены сущность и содержание психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка. В настоящей работе оно рассматривается как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на содействие формированию в семье психолого-педагогических и социальнопедагогических условий поддержки и развития детской одаренности, подразумевающую развитие личностных качеств родителя, осознание его взаимоотношений с ребенком и супругом, формирование способности осуществлять самоопределение, самоидентификацию и саморазвитие
Теоретическо-методологической основой разработки модели психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, стал подход к психологическому сопровождению Н.Н. Васягиной, Ю.В. Братчикова, Ю.Е. Водяха, О.Н. Мокшиной, К.В. Адушкиной, О.В. Лозгачеваой, подразумевающий его направленность на самораскрытие, нахождение и реализации потенциала личности участников, а также использование обучения в качестве приоритетного направления.
В экспериментальной части исследования была разработана и апробирована модель психологического сопровождения семей, воспитывающих одаренного ребенка. Модель содержит три структурных элемента - целевой, процессуально-содержательный и результативный блок. Модель направлена на формирование мотивации родителей к созданию в семье благоприятных условия для развития одаренности; комплекса знаний о феномене одаренности, психологических особенностях одаренных детей, их трудностях и проблемах, специфике взаимодействия с одаренным ребенком, условиях поддержки и развития одаренности; комплекса навыков построения эффективных для развития одаренности взаимоотношений с ребенком; а также на создание условий для развития личностных качеств родителя, рост осознания его взаимоотношений с ребенком, формирования способности осуществлять самоопределение и саморазвитие. Апробация модели проходила в МК ДОУ городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство».
С помощью методов математической статистики была доказана эффективность реализованной модели психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, на практике. Было доказано, что модель способствует формированию в семье благоприятных условия для развития одаренности; родители из экспериментальной группы освоили комплекс знаний о феномене одаренности, психологических особенностях одаренных детей, их трудностях и проблемах, специфике взаимодействия с одаренным ребенком, условиях поддержки и развития одаренности; приобрели навыки построения эффективных для развития одаренности взаимоотношений с ребенком. Благодаря внедрению модели произошло развитие личностных качеств родителя, рост осознания его взаимоотношений с ребенком. Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза исследования нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута.
Разработанная в рамках настоящего исследования модель психологического сопровождения семьи, воспитывающей одаренного ребенка, может быть использована в работе психологической службы учреждений дошкольного образования, а также в системе подготовки работников образовательных учреждений.
1. Galton F. Hereditary Talent and Character // MacMillan’s Magazin. Vol. XII. 1865. Р. 157.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве [Текст] / Е.А. Александрова // Образование и семья: проблемы сопровождения: сб. матер, междунар. науч.-практ. конф.: СПб., 2008. - С. 113-119.
3. Белова Е.С. Классификация трудностей в развитии одаренных детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Белова // International scientific review, 2016. №2. С. 308-311.
4. Белова Е.С. Трудности в развитии детей с высоким творческим потенциалом на этапе дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Белова // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования: материалы XI Международной научнопрактической конференции. - М., СПб: Нестор-История, 2015. - С.161165.
5. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика [Текст] / В.Л. Блинова. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
6. Богоявленская Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вестник Московского университета, 2010. №3. С. 317.
7. Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. - 90 с.
8. Богоявленская Д.Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психология творчества и одаренности: сборник статей - М.: МПГУ, 2018. - С. 21-25.
9. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. C. 58-63, 132.
10. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //psychology.academic.ru/1207
11. Братчикова Ю.В., Водяха Ю.Е. Взаимодействие семьи и школы в
условиях модернизации системы образования [Текст] / Ю.В. Братчикова, Ю.Е. Водяха // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы
Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. С. 56-60.
12. Букатов В.М. Тяжкая ноша одаренности. Из доклада К. Юнга к съезду
работников средних школ (Базель, 4 декабря 1942 г.) // Народное
образование, 2010. - С. 239-246.
13. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического
сопровождения родителей [Текст] / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России, 2011. №3. С. 126-132.
14. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном
социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н.Н. Васягина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 364 с.
15. Ветвицкая С.М. Самообразование родителей как условие реализации потенциала одаренных детей [Текст] / С.М. Ветвицкая // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права, 2014. № 8. С. 215219...