СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны
речи у детей в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 15
1.3. Особенности звукопроизношения у детей с умственной отсталостью 22
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 29
2.3. Результаты обследования состояния артикуляционного аппарата 30
2.4. Результаты выполнения заданий при обследовании состояния общей
моторики 30
2.5. Результаты выполнения заданий при обследовании состояния
артикуляционной моторики 33
2.6. Результаты выполнения заданий при обследовании произвольной
моторики пальцев рук 35
2.7. Распределение результатов обследования моторной сферы 37
2.8. Результаты обследования звукопроизношения 37
2.9. Результаты обследования фонематического слуха 40
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников 45
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 55
Выводы по третьей главе 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 127
Процесс развития речи нормально развивающихся школьников и с отклонениями всегда была в центре изучения специалистов в области психологии и педагогики. В современной образовательной системе популярность набирает идея гуманизации обучения, в итоге на первое место выходит личность обучающегося, в первую очередь, школьника с отклонениями в развитии. Целью любого образовательного учреждения, в котором осуществляется специальное образование, является организация обучения таким образом, чтобы ученику было комфортно и доступна для понимания образовательная программа. При этом школа должна воспитать полноценную личность, готовую к жизни в обществе и взаимодействии с окружающими.
Наиболее актуальным вопросом в сфере специального образования является процесс развития речи школьников с отклонениями в развитии. Так как интеллектуальные нарушения приводят к задержке в развитии речи, то процессу формирования речевого навыка необходимо уделить пристальное внимание. Именно от уровня сформированности речи напрямую зависит процесс социализации умственно отсталых школьников, их полноценная общественная жизнь.
Данная группа обучающихся страдает проблемами в корректном формировании фонетической стороны речи. Умственно отсталые школьники, используя устную речь, часто делают ошибки именно в области звукопроизношения. По этой и другим причинам важную роль играет правильная организация коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.
В психолого-педагогической литературе мало информации о коррекционной работе, а именно методах и средствах работы по исправлению звукопроизношения умственно отсталых младших школьников. Таким образом, в силу возникшего противоречия между существующими предпосылками необходимости формирования правильного звукопроизношения и не разработанностью методического аспекта, нами была сформулирована проблема исследования: какие есть актуальные методы и средства, а в целом, какие педагогические условия способствуют формированию правильного звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
В процессе изучения психолого-педагогических особенностей развития умственно отсталых школьников нами была выделена цель исследования: выделить особенности коррекции звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
Объектом исследования выступает выявление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
Предмет исследования - направление коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую работу по выделенной проблеме.
2. Выделить особенности речевого развития умственно отсталых школьников, в частности звукопроизношения.
3. Экспериментальным путем выявить особенности звукопроизношения умственно отсталых младших школьников.
4. Проанализировать научно-методическую литературу с целью изучения имеющихся принципов, методических приемов коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками.
5. Составить перспективные планы коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками.
6. Провести обучающий эксперимент с умственно отсталыми младшими школьниками и анализировать результаты обследования детей до и после эксперимента.
В качестве методологической основы были использованы труды Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, В. В. Воронковой, В. Г. Петровой, М. С. Певзнер и др.
Исходя из сформулированной цели и задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и эксперимент.
Гипотеза: Процесс устранения нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью будет осуществляться более эффективно при формировании у них фонематических процессов, общей и речевой моторики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость и определены потенциальные возможности формирования правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Практическая значимость данной работы в том, что изучение структуры этого сложного дефекта и особенностей коррекционной работы поможет создать благоприятные условия для развития и коррекции речи у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, а результатами исследования могут воспользоваться логопеды, воспитатели, работающие с таким контингентом детей.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе образовательной организации «Екатеринбургская школа №4, реализующая адаптированные основные образовательные программы». В исследовании принимали участие младшие школьники, обучающиеся во втором классе в количестве 10 человек.
Проведённое исследование посвящено коррекционной работе по устранению нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников. Изучив научную и методическую литературу по проблеме, мы пришли к выводу, о том, что наряду с выраженными нарушениями познавательной сферы, грубым недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга у умственно отсталых детей наблюдаются выраженные речевые нарушения, которые имеют системный характер, а особенно грубо страдает звукопроизносительная сторона речи.
Проведя собственное обследование речи данной категории детей, мы выявили, что у всех детей грубо нарушено звукопроизношение, а также обнаружили бедность словарного запаса, у всех детей словарь в пределах обихода.
Коррекционная логопедическая работа с умственно отсталыми младшими школьниками проводится в зависимости от уровня речевого развития и уровня развития его интеллекта. Коррекция речевых нарушений этих детей основывается на комплексном подходе в тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных, психических и речевых процессов, ведется последовательно и поэтапно. Успех коррекционной работы требует правильного подбора адекватных приемов, интересных, занимательных и доступных практических упражнений и игр, с опорой на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный).
В данной работе представлены результаты теоретического анализа и практического исследования до и после логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально - интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе.
Наша исследовательская работа была посвящена изучению нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
Основной задачей настоящего исследования было изучение уровня звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников и определение влияния коррекционной программы на формирование звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
Необходимость подобного исследования диктовалась как теоретическими вопросами, так и практическими потребностями в разработке коррекционной работы по формированию звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены и проанализированы особенности звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
В целом, у умственно отсталых младших школьников прослеживается положительная динамика в развитии звукопроизношения, что дает возможность положительно оценить перспективы проведения коррекционно-развивающей работы.
Результаты контрольного обследования продемонстрировали эффективность предлагаемой программы обучения.
К важнейшим итогам коррекционного обучения, прежде всего, следует отнести переход умственно отсталых учащихся на более высокий этап формирования звукопроизношения.
Итак, данная работа показала значимость формирования звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
По нашему мнению, необходима детальная разработка специальных программ по формированию звукопроизношения у детей данной категории, которые предполагали бы как можно более раннее обучение умственно отсталых детей.
В процессе экспериментальной работы поставленные задачи полностью решены, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.
Коррекция нарушений звукопроизношения была успешна и результативна благодаря совместной работе студента и педагогов.
1. D. Shriberg L. Speech and Prosody Characteristics of Adults with Mental Retardation / L. D. Shriberg, C. J. Widder // J Speech Hear Res . — 1990. — № 13. — C.627-643.
2. McLean L.K. The effectiveness of early intervention for children with communication disorders / L.K. McLean, J.W. Cripe. — Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 1997. — 665 с.
3. Rajeev R. Language Stimulation for Children with Mental Retardation-An Activity Manual for Parents / R. Rajeev, T. Subbarao // Global Journal of HUMAN SOCIAL SCIENCE Linguistics & Education. — 2013. — № 13. — C.1-9.
4. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова //Логопедия. - 2007. - №1. - С.20-27.
5. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников : сб. ст. / гл. ред. А. М. Шахнарович. - Москва, 2005. - С. 89.
6. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А.И. Богомолова. — Москва: Просвещение, 1979. — 208 с.
7. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе / В.В. Бунак // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. — 1966. — № 92. — C.497-555.
8. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е. Н. Винарская // Язык и человек : сб. ст. / гл. ред. В. А. Звегинцев. - Москва, 1970. - В. 4. - С. 55-62.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. — 520 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
11. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. — Москва: Сфера, 2007. — 128 с.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - Москва: ЧП Секачев В. Ю., 1999. - 143 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.
14. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 "Логопедия" / Голубева Галина Генадиевна ; Рос.гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 1996. — 257 с.
15. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии". - 2003.- № 1.- С.70-83.
16. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание:Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - Москва: Просвещение, 2005. - 272 с.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. // Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963. - №1. - С. 102.
18.Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. — Москва: Педагогика-пресс, 1993. — 48 с.
19. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи: учеб.программа / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - Москва: Просвещение, 1985. - 84 с.
20. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко.- Москва: Академия, 1999. - 304 с.
21. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников / В.И. Ковалько. — Москва: ВАКО, 2011. — 176 с.
22. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - Москва: Академия, 2002. - 190 с.
23. Комарова, С. В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида:дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 «Логопедия» / С. В. Комарова ; Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. - Москва, 2005. - 170 с.
24. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Ф. Кумарина; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 285 с.
25. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - В. 2. - С.121-130.
26. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - №2. - С.65-69.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 1997. — 287 с.
28. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — Москва: Просвещение, 1975. — 176 с.
29. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина. - Москва: Академия, 2000. - 314 с.
30. Ляшко Н.Н. Проблемы олигофрении / Н.Н. Ляшко. — Москва: Просвещение, 1970. — 266 с.
31. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - Москва: Владос, 1975. - С.79-91.
32. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика
и коррекция / Е. М. Мастюкова. — Москва: Просвещение, 1992. — 95 с.
33. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учебное пособие / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - 3-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2010. - 224 с.
34. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — Москва: Педагогика, 1977. — 200 с.
35. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва: Просвещение, 1973. - 272 с.
36. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П.Пузанова. — Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
37. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс : учеб.пособие для студентов педвузов / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. - Москва: АРКТИ, 2003. - 104 с.
38. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. — Москва: ИОИ, 2016. — 262 с.
39. Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С. 63-67.
40. Ткаченко Т. А. Играем пальчиками - развиваем речь / Т.А. Ткаченко. — Екатеринбург: Литур, 2016. — 48 с.
41. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - Санкт- Петербург: Детство-пресс, 1998. - 32 с.
42. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
43. Федосеева, Е. С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) : Учебное пособие / Е. С. Федосеева, М. В. Ярикова. - Саратов :АйПиАрБукс, 2015. - 176 с.
44. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— Москва: Просвещение, 1989.—223 с.
45. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва: Издательство ГНОМиД, 2000. - 80 с.
46. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для студентов учащихся по специальности № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. - Москва: Просвещение, 1989. - 239 с.
47. Шарапановская Н. А. Тяжелое нарушение звукопроизносительной стороны речи учащихся младших классов вспомогательной школы и пути ее коррекции :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Шарапановская Н. А. — Москва, 1986. — 219 с.
48. Шестакова, Н. А. Для чего ребенку фонематический слух? / Н. А. Шестакова // Начальная школа плюс. До и после. - 2007. - №9. - С.34-38.
49. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - Санкт-Петербург: Институт социальной педагогики и психологии, 2000. - 32 с.
50. Шишкова, М. И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания / М. И. Шишкова // Школьный логопед. - 2010. - №2. - С.75-82.
51. Шпек, О. И. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / О. И. Шпек; пер.с нем. А. П. Голубева; науч. ред. текста Н. М. Назарова. - Москва: Академия, 2003. - 432 с.