ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОЧНОГО ЖАНРА ЖИВОПИСИ 6
1.1. Нравственное воспитание детей как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников 17
1.3. Потенциал сказочного жанра живописи в нравственном воспитании
младших школьников 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностика нравственного воспитания младших школьников на
констатирующем этапе практического исследования 38
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников
на материале сказочного жанра живописи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Современное общество все чаще поднимает вопросы нравственного воспитания детей. Экономические, политические и социальные потрясения, которые пережило наше государство, повлекли за собой существенные изменения и в нравственной сфере жизни общества. Современные дети растут и взрослеют на фоне отрицательных закономерностей: книги читают все меньше, а вместо них лучшим другом школьника становится телефон и компьютер. Изменения произошли и с персонажами мультфильмов, книг и даже сказок: они не всегда чисты душой и действиями, а их духовность оставляет желать лучшего. Иным стало и воспитание в семьях: родители больше уделяют внимания материальным ценностям, чем духовному воспитанию своих детей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 2012 года, указано: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса» [46]. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее - ФГОС НОО) отмечено: «Программа духовно-нравственного воспитания, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности» [45].
В основе Концепции воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», в части общих требований к содержанию образования и задачам основных образовательных программ.
Опираясь на выше указанные документы, можно сказать следующее, «Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств» [14, с. 64], таких как трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, эмпатию.
Основываясь на вышеизложенном, выявлено противоречие между необходимостью нравственного воспитания младших школьников на материале сказочного жанра живописи и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Проблемой исследования является поиск наиболее эффективных путей нравственного воспитания младших школьников на материале сказочного жанра живописи.
Проблема и актуальность нравственного воспитания, а также выявленное противоречие позволили сформулировать тему исследования «Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале сказочного жанра живописи».
Объект исследования: процесс нравственного детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале сказочного жанра живописи направленный на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс занятий на материале сказочного жанра живописи направленный на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, уточнить сущность понятия «нравственное воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
3. Выявить потенциал сказочного жанра живописи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста;
4. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику по выявлению уровней нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе практического исследования;
5. Разработать содержание занятий на материале сказочного жанра живописи, направленных на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной, Ю.С. Григорьевой, Г.И. Чугаевой, Н.В. Микляевой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова в области нравственного воспитания младших школьников; исследования И.А. Зиминой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, И.Ф. Харламова по воспитательному потенциалу художественной литературы; психологические исследования Н.И. Болдырева, А.М. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович, Л.П. Стрелковой, Г.А. Урунтаевой.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса занятий на материале сказочного жанра живописи в виде педагогического проекта для повышения уровня нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
База практического исследования: МОУ СОШ №164 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 10 младших школьников.
Практическое исследование по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитанию младших школьников; определялись особенности младших школьников, выявлялся потенциал сказочного жанра живописи, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий на материале сказочного жанра живописи, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственной воспитанности младших школьников, по итогам практического исследования формулировались выводы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Н.В. Микляева, А.К. Маркова, М.Г. Яновская, Я.И. Колдунов, И.Ф. Харламов, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.А. Галицкая, И.В. Метлик и др., и др. и проведенное практическое исследование подтвердили значимость проблемы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. Нравственное воспитание - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие педагога на воспитуемого с целью формирования у него нравственных качеств (по Н.В. Микляевой).
2. Я.И. Колдунова раскрывает нравственную воспитанность младших школьников в единстве трех критериев: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
1) Когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий (трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, добро и зло.);
2) Эмоционально-ценностный критерий, его показатели: убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений, стремление соответствовать нравственным нормам;
3) Поведенческий критерий, его показатели: способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в повседневной жизни, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения».
Младший школьный возраст, самое благоприятное время для качественных изменений в личности ребенка, которые связаны с ростом самосознания. Ребёнок начинает ощущать себя полноценной личностью, в собственном восприятии.
3. ФГОС НОО ориентирует образовательные учреждения разрабатывать и внедрять программы по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. Художественная деятельность в условиях внеурочных занятий обладает огромным воспитательным воздействием, и позволяет решать задачи нравственного воспитания в очень комфортных условиях. На таких занятиях дети не только знакомятся с теорией нравственного вопроса, но и имеют возможность закрепить полученные знания о нравственных эталонах в продуктах творчества. Именно в начальной школе и не принужденных условиях закладывается фундамент нравственной воспитанности.
4. В ходе практического исследования нами был разработан комплекс занятий по художественной деятельности в условиях внеурочных занятий и был направлен на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Комплекс разрабатывался с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников задач нравственного воспитания, а также с учетом выделенных критериев и показателей нравственной воспитанности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по нравственной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации художественной деятельности обеспечил положительный результат в нравственном воспитании младших школьников по выделенным критериям, что было выявлено в процессе практического исследования и в результате педагогического наблюдения и анализа продуктов художественной деятельности.
Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. В начале исследования было выявлено, что дети на первых занятиях были несколько пассивны, при восприятии художественных образов, не могли охарактеризовать поведение или поступки главных героев художественных произведений литературы и изобразительного искусства. Затруднялись в выборе материалов и средств выразительности для художественного изображения.
На последующих занятиях дети стали более активными, заинтересованными и самостоятельными как в рассуждениях, так и в художественной деятельности; научились передавать свои впечатления с помощью различных средств выразительности, в своих работах использовали новые способы для художественного изображения, стремились к оригинальности решений.
Таким образом, анализируя результаты наблюдения и продукты художественной деятельности детей, можно сделать вывод, что проведенная на формирующем этапе практическое исследование свидетельствует о положительной динамике нравственной воспитанности по всем трем критериям.
1. Айрумян, Г.С., Кучеренко Е.А., Плотникова В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2016. - С. 51-53.
2. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - Москва : Просвещение, 2015. - 318 с
3. Бозорова, Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х.Т. Бозорова // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 458- 460.
4. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Н. Бородина. - Челябинск : Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 23 с.
5. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - Москва : Просвещение, 2015. - 231 с.
6. Бурмистрова, Е. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет / Е. Бурмистрова. - Москва : Дар, 2019. - 384 с.
7. Бурмистрова, Е.А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет / Е.А. Бурмистрова. - Москва : ДАРЪ, 2017. - 384 с.
8. Вагнер, И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС / И.В. Вагнер. - Москва : Огни, 2015. - 239 с.
9. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи / Л.С. Вакуленко. - Москва : Инфра-М, 2018. - 272 с.
10. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи: Уч.-метод. Пособие / Л.С. Вакуленко. - Москва : Форум, 2018. - 416 с.
11. Ветохина, А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. Ветохина. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. - 192 с.
12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / А.М. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2015. - 341 с.
13. Винс, О.А., Черникова, М.Н. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей / О.А. Винс, М.Н. Черникова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 619-622.
14. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. - Москва : КД Либроком, 2019. - 400 с.
15. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - Москва, 2015. - 190 с.
16. Гукин, Д. Воспитание детей / Д. Гукин. - Москва : Диалектика, 2016. - 304 с.
17. Гурьев, С.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев. - Москва : Русайнс, 2017. - 768 с.
18. Гусев, Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе / Д.А. Гусов // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 44-47.
19. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Воспитание личности по методике Б. Спока. "За" и "против" / В.Г. Дмитриева. - Москва : АСТ, Сова, 2015. - 482 с.
20. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для обучающихся 2 класса в 2-х частях / Под ред. Н.Ф. Виноградовой-Вентана-Граф. - Москва : «Начальная школа XXI века», 2015. - 320 с.
21. Жесткова, Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1. - С. 126-129.
22. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания школьников / Л.В. Коломийченко. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 190 с.
23. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей: опыт инновационной деятельности: Моногр / Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2015. - 190 с.
24. Короминас, Ф. Воспитание детей. Всему свое время / Ф. Короминас. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 352 с.
25. Коротких, О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - Москва: Инфра-М, 2018. - 752 с.
26. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - Москва : ЦГЛ, 2015. - 160 с.
27. Ляшенко, М.И. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства в летний период: методические материалы / М.И. Ляшенко. - Москва : Русайнс, 2017. - 96 с.
28. Мосягина, Л.И. Экологическое воспитание для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Парциальная программа / Л.И. Мосягина. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. - 48 с.
29. Мошенцева, Л. А. Нравственное воспитание младших школьников средствами произведений художественной литературы разных народов / Л. А. Мошенцева, Л. В. Филиппова // Молодой ученый. - 2015. - № 22.1 (102.1). - С. 67-69.
30. Павлушкова, Н.Н. Книжки-малышки. Приложение к пособию "Обучение грамоте младших школьников с ЗПР" / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. - Москва : ГНОМ и Д, 2015. - 364 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва, 2015. - 231 с.
32. Савельева, О.В. Нравственно-патриотической воспитание детей дошкольного возраста / О.В. Савельева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. - 192 с.
33. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва, 2015. - 190 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 2014. - 355 с.
35. Толстых, В.И. Эстетическое воспитание / В.И. Толстых. - Москва, 2015. - 311 с.
36. Шохина, Т.Е. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Т. Е. Шохина // Молодой ученый. - 2016. - № 23 (127). - С. 540-544.