Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Характеристика баскетбола как вида спорта 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности становления специальных
физических качеств у юных баскетболистов 13
1.3. Средства и методы формирования двигательных навыков у юных
баскетболистов 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследований 30
2.1. Задачи и организация исследований 30
2.2. Характеристика и анализ применения экспериментальной
методики 35
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 73
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Характеристика баскетбола как вида спорта 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности становления специальных
физических качеств у юных баскетболистов 13
1.3. Средства и методы формирования двигательных навыков у юных
баскетболистов 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследований 30
2.1. Задачи и организация исследований 30
2.2. Характеристика и анализ применения экспериментальной
методики 35
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 73
Актуальность темы. Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча. Специфика этого вида спорта, характер и содержание двигательных действий, а также условия, в которых они проводятся, в значительной мере определяют уровень специальной подготовки, как отдельных игроков, так и баскетбольных команд в целом.
Двигательная деятельность баскетболистов во время игры сложна и разнообразна, и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы. Включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (ведение, обводка, остановки, передачи, броски в кольцо из различных положений), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (ходьба, бег, ускорения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого баскетболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.
Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической, функциональной и технической пригодности спортсмена к занятиям баскетболом. Физическая подготовка - важный раздел тренировочного процесса, основной задачей которого является укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, повышение общей работоспособности организма. В процессе физической подготовки развиваются физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, прыгучесть, гибкость) и приобретаются навыки для успешной спортивной деятельности.
Для реализации тактических и технических умений в современной игре необходимой базой является высокое функциональное состояние и отличная физическая подготовка. Возможностями функциональных систем организма спортсмена является физическая подготовленность и функциональное состояние, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, и уровень развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости. Именно поэтому большое значение в тренировочном процессе играет правильный подбор специальных физических упражнений для занимающихся баскетболом.
Объектом исследования выступает процесс подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - повышение функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов 8-10 лет на начальном этапе подготовки.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов.
Гипотезой исследования предполагается, что успешному повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов будет способствовать включение в тренировочный процесс комплекса специальных упражнений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. По данным научно-методической литературы проанализировать особенности тренировочного процесса юных баскетболистов 8-10 лет.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
3. Экспериментально проверить его эффективность в тренировочном процессе юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
4. Разработать практические рекомендации по повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Новизна исследований состоит в разработке и апробации нового комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ, СДЮШОР при подготовке юных баскетболистов. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных по проблеме исследования, педагогическое тестирование, методы исследования функциональной подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Двигательная деятельность баскетболистов во время игры сложна и разнообразна, и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы. Включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (ведение, обводка, остановки, передачи, броски в кольцо из различных положений), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (ходьба, бег, ускорения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого баскетболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.
Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической, функциональной и технической пригодности спортсмена к занятиям баскетболом. Физическая подготовка - важный раздел тренировочного процесса, основной задачей которого является укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, повышение общей работоспособности организма. В процессе физической подготовки развиваются физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, прыгучесть, гибкость) и приобретаются навыки для успешной спортивной деятельности.
Для реализации тактических и технических умений в современной игре необходимой базой является высокое функциональное состояние и отличная физическая подготовка. Возможностями функциональных систем организма спортсмена является физическая подготовленность и функциональное состояние, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, и уровень развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости. Именно поэтому большое значение в тренировочном процессе играет правильный подбор специальных физических упражнений для занимающихся баскетболом.
Объектом исследования выступает процесс подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - повышение функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов 8-10 лет на начальном этапе подготовки.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов.
Гипотезой исследования предполагается, что успешному повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов будет способствовать включение в тренировочный процесс комплекса специальных упражнений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. По данным научно-методической литературы проанализировать особенности тренировочного процесса юных баскетболистов 8-10 лет.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
3. Экспериментально проверить его эффективность в тренировочном процессе юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
4. Разработать практические рекомендации по повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Новизна исследований состоит в разработке и апробации нового комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ, СДЮШОР при подготовке юных баскетболистов. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных по проблеме исследования, педагогическое тестирование, методы исследования функциональной подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На основании результатов проведенного научного исследования сформулированы следующие выводы:
1. В современном баскетболе игроки стали реже проводить многоходовые длительные комбинации и чаще стараются обыграть соперника один на один за счет индивидуальных действий. Соревновательная деятельность высококвалифицированных баскетболистов характеризуется появлением сложнокоординационных видов, которые позволяют решать сложные игровые задачи. Баскетболисты почти на 16% больше проводят атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча по сравнению с баскетболистами, при этом, более чем на 20% реже теряют его при выполнении этого технического действия. Игроки «передней» линии реже используют ведение, так как они практически не участвуют в переводе мяча в передовую зону и редко обыгрывают защитников с «периметра». Сложнокоординационные виды ведения чаще используют игроки «задней» линии.
2. В соревновательной деятельности лучших баскетболистов мира зафиксировано более 20 сложнокоординационных видов ведения мяча, семь, из которых, элитными баскетболистами и баскетболистами используется наиболее часто (их доля составляет практически 80% от общего числа использования сложнокоординационных видов ведения).
3. Обучать сложнокоординационным видам ведения мяча в современном баскетболе необходимо при подготовке спортивного резерва (так считают 80% опрошенных тренеров). Начинать обучение целесообразно на начальном этапе спортивной подготовки, со второго года обучения в 8-10 лет (больше половины тренеров - 52%). Упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча у юных баскетболистов, необходимо включать по 15-30 минут в каждое тренировочное занятие (по мнению 72% опрошенных специалистов). Для успешного освоения сложнокоординационных видов ведения мяча баскетболистами наиболее важными показателями, являются следующие физические и психофизиологические характеристиками: координация движений (100% опрошенных тренеров); время сложной реакции (80%); быстроты движений рук (74%) и ног (67%); индивидуальные личностные особенности (71%); антиципация (62%).
4. В процессе систематизации была разработана классификация ведения мяча в современном баскетболе, содержащая 64 класса выполнения игрового приема и классификация игровых ситуаций, включающая 72 класса его применения, которые являются технико-тактической основой для обучения сложнокоординационным видам выполнения технического приёма в процессе подготовки баскетболистов.
5. Разработанная методика обучения сложнокоординационным видам ведения, включающая три комплекса упражнений: комплекс упражнений, направленный на совершенствование базовых видов ведения мяча, основанный на признаках сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на обучение сложнокоординационным видам ведения мяча, основанный на сочетании признаков сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на решение индивидуальных тактических задач с применением сложнокоординационных видов ведения позволяет уже юным 8-10 летним баскетболистам успешно освоить сложные виды ведения мяча.
6. Специализированная шестимесячная подготовка, по обучению сложнокоординационным видам ведения мяча, позволила сформировать у юных баскетболистов навыки выполнения этого игрового приема, что подтверждается положительной динамикой показателей применения ведения в соревновательных условиях. После завершения специализированной подготовки у баскетболистов экспериментальной группы зарегистрированы значительно более высокие игровые показатели. В частности, увеличилось более чем на треть количество атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча и почти на 88% повысилась их результативность.
Для повышения эффективности обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в процессе подготовки баскетболистов 8-10 лет целесообразно применять разработанную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча, придерживаться представленной в работе последовательности обучения, которая базируется на признаках сложнокоординационных видов ведения мяча. Ориентиром для оценки готовности баскетболистов к изучению сложнокоординационных видов ведения может служить уровень освоения базовых видов ведения мяча; уровень развития специальной ловкости (телесной и ручной); сила нервных процессов; коэффициент функциональной ассиметрии; уровень концентрации внимания; скорость переработки информации.
Методика обучения сложнокоординационным видам ведения мяча предполагает: изучение сложнокоординационных видов ведения мяча следует начинать на третьем году обучения начального этапа подготовки (8¬10 лет); изучение сложнокоординационных видов ведения мяча можно начинать только после освоения базовых видов ведения; упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча, необходимо включать в каждое тренировочное занятие, при этом, объём выполнения специальных упражнений с ведением мяча должен составлять от 15 до 30 минут; в каждое учебно-тренировочное занятие необходимо включать упражнения с состязанием один на один с использованием ведения мяча продолжительностью от 10 до 20 минут; для обучения сложнокоординационным видам ведения и их совершенствованию необходимо использовать упражнения, включающие ведение с несколькими мячами (2-3 баскетбольных, различные сочетания баскетбольного мяча с 142 теннисными, набивными, мячами различного веса и размера) и современные приспособления.
Для оперативной проверки качества освоения сложнокоординационных видов ведения мяча рекомендуется применять метод количественной оценки их результативности, а для реализации принципов систематичности и последовательности рекомендуется использовать предложенное содержание методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в течение 120 тренировочных занятий (как минимум).
Для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательных результатов баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки рекомендуется включить предложенную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в примерную программу подготовки по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ.
Повышению уровня методической компетентности студентов рекомендуется обновить теоретическую базу ВУЗов новыми данными о современных тенденциях развития баскетбола, обновленной классификацией видов ведения мяча, классификацией игровых ситуаций с ведением мяча, признаками сложнокоординационных видов ведения
1. В современном баскетболе игроки стали реже проводить многоходовые длительные комбинации и чаще стараются обыграть соперника один на один за счет индивидуальных действий. Соревновательная деятельность высококвалифицированных баскетболистов характеризуется появлением сложнокоординационных видов, которые позволяют решать сложные игровые задачи. Баскетболисты почти на 16% больше проводят атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча по сравнению с баскетболистами, при этом, более чем на 20% реже теряют его при выполнении этого технического действия. Игроки «передней» линии реже используют ведение, так как они практически не участвуют в переводе мяча в передовую зону и редко обыгрывают защитников с «периметра». Сложнокоординационные виды ведения чаще используют игроки «задней» линии.
2. В соревновательной деятельности лучших баскетболистов мира зафиксировано более 20 сложнокоординационных видов ведения мяча, семь, из которых, элитными баскетболистами и баскетболистами используется наиболее часто (их доля составляет практически 80% от общего числа использования сложнокоординационных видов ведения).
3. Обучать сложнокоординационным видам ведения мяча в современном баскетболе необходимо при подготовке спортивного резерва (так считают 80% опрошенных тренеров). Начинать обучение целесообразно на начальном этапе спортивной подготовки, со второго года обучения в 8-10 лет (больше половины тренеров - 52%). Упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча у юных баскетболистов, необходимо включать по 15-30 минут в каждое тренировочное занятие (по мнению 72% опрошенных специалистов). Для успешного освоения сложнокоординационных видов ведения мяча баскетболистами наиболее важными показателями, являются следующие физические и психофизиологические характеристиками: координация движений (100% опрошенных тренеров); время сложной реакции (80%); быстроты движений рук (74%) и ног (67%); индивидуальные личностные особенности (71%); антиципация (62%).
4. В процессе систематизации была разработана классификация ведения мяча в современном баскетболе, содержащая 64 класса выполнения игрового приема и классификация игровых ситуаций, включающая 72 класса его применения, которые являются технико-тактической основой для обучения сложнокоординационным видам выполнения технического приёма в процессе подготовки баскетболистов.
5. Разработанная методика обучения сложнокоординационным видам ведения, включающая три комплекса упражнений: комплекс упражнений, направленный на совершенствование базовых видов ведения мяча, основанный на признаках сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на обучение сложнокоординационным видам ведения мяча, основанный на сочетании признаков сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на решение индивидуальных тактических задач с применением сложнокоординационных видов ведения позволяет уже юным 8-10 летним баскетболистам успешно освоить сложные виды ведения мяча.
6. Специализированная шестимесячная подготовка, по обучению сложнокоординационным видам ведения мяча, позволила сформировать у юных баскетболистов навыки выполнения этого игрового приема, что подтверждается положительной динамикой показателей применения ведения в соревновательных условиях. После завершения специализированной подготовки у баскетболистов экспериментальной группы зарегистрированы значительно более высокие игровые показатели. В частности, увеличилось более чем на треть количество атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча и почти на 88% повысилась их результативность.
Для повышения эффективности обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в процессе подготовки баскетболистов 8-10 лет целесообразно применять разработанную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча, придерживаться представленной в работе последовательности обучения, которая базируется на признаках сложнокоординационных видов ведения мяча. Ориентиром для оценки готовности баскетболистов к изучению сложнокоординационных видов ведения может служить уровень освоения базовых видов ведения мяча; уровень развития специальной ловкости (телесной и ручной); сила нервных процессов; коэффициент функциональной ассиметрии; уровень концентрации внимания; скорость переработки информации.
Методика обучения сложнокоординационным видам ведения мяча предполагает: изучение сложнокоординационных видов ведения мяча следует начинать на третьем году обучения начального этапа подготовки (8¬10 лет); изучение сложнокоординационных видов ведения мяча можно начинать только после освоения базовых видов ведения; упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча, необходимо включать в каждое тренировочное занятие, при этом, объём выполнения специальных упражнений с ведением мяча должен составлять от 15 до 30 минут; в каждое учебно-тренировочное занятие необходимо включать упражнения с состязанием один на один с использованием ведения мяча продолжительностью от 10 до 20 минут; для обучения сложнокоординационным видам ведения и их совершенствованию необходимо использовать упражнения, включающие ведение с несколькими мячами (2-3 баскетбольных, различные сочетания баскетбольного мяча с 142 теннисными, набивными, мячами различного веса и размера) и современные приспособления.
Для оперативной проверки качества освоения сложнокоординационных видов ведения мяча рекомендуется применять метод количественной оценки их результативности, а для реализации принципов систематичности и последовательности рекомендуется использовать предложенное содержание методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в течение 120 тренировочных занятий (как минимум).
Для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательных результатов баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки рекомендуется включить предложенную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в примерную программу подготовки по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ.
Повышению уровня методической компетентности студентов рекомендуется обновить теоретическую базу ВУЗов новыми данными о современных тенденциях развития баскетбола, обновленной классификацией видов ведения мяча, классификацией игровых ситуаций с ведением мяча, признаками сложнокоординационных видов ведения
Подобные работы
- Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ САННОГО СПОРТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование техники бpосков в баскетболе у обучающихся 13-14 лет с использованием специальных упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния прыжков на батуте на физическое развитие мальчиков 9-10 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Комплекс занятий для старших школьников по формированию навыков ведения мяча в баскетболе с использованием ИКТ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Особенности физиологической адаптации к физическим нагрузкам девочек-подростков с дисгармоничным развитием
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



