Глава 1. Научно-теоретические основы развития скоростно-силовых способностей волейболистов 16-17 лет 5
1.1 Понятие скоростно-силовые способности 5
1.2. Методика развития скоростно-силовых способностей 15
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей
волейболистов 16-17 лет 26
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 56
Волейбол - ациклическая игра в команде, где работа мышц носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер [8]. При размерах волейбольной площадки и ограничений соприкосновения мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует сосредоточенности и целенаправленности движений.
Двигательные действия учащихся заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку.
Рост спортивных результатов в спорте, в первую очередь, предъявляет повышенные требования к физической подготовленности, как взрослых, так и юных спортсменов. Достижение её высокого уровня в настоящее время сопряжено со значительной интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса и особенно процесса физической подготовки на углублённых этапах спортивной специализации.
Физическая подготовка является одной из важных ролей в современной системе спортивных игр волейболистов - она создает благоприятные предпосылки для решения задач технико-тактической, психологической и игровой подготовки. Физическая подготовка дает учащимся совершенствование двигательных качеств, способностей, необходимых волейболисту в игровой деятельности. Наиболее актуальной проблемой в волейболе в настоящее время является развитие прыгучести. Высокий уровень прыжковых упражнений дает шанс волейболистам эффективно выполнять такие технические приемы, как нападающий удар, блок и подачу в прыжке. Ю.В.Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании [2].
Исследование литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является методика и разработка эффективных комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств волейболистов, и особенно в юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте наблюдается периоды наибольшего биологического прироста данного физического качества.
Проблема исследования какова наиболее эффективная методика развития скоростно-силовых способностей волейболистов 16-17 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс
Предмет исследования - средства и методы развития скоростно-силовых способностей волейболистов 16-17 лет.
Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать эффективность использования методики развития скоростно-силовых способностей волейболистов 16-17 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть особенности развития физических качеств
волейболистов 16-17 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей волейболистов 16-17 лет.
Волейбол, одна из наиболее распространенных спортивных игр в нашей стране. Волейбол - простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Но при этом вопросы физической подготовки и особенно методики совершенствования скоростно-силовых способностей являются главными в волейболе. Результаты показали, что способность к скоростно-силовым проявлениям является самостоятельным качеством, требующих адекватных ему средств тренировки, соответствующих основному спортивному движению по временным и динамическим характеристикам.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки у волейболистов является важным фактором для достижения результатов в волейболе. Вопросы разработки и экспериментального обоснования эффективности комплексов упражнения, всегда является актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Рассмотрев особенности развития физических качеств волейболистов 16-17 лет, можно сделать вывод, что в данном возрасте лучше всего развивать скоростно-силовые качества.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• работа с набивными мячами в парах;
• беговые упражнения с сопротивлением;
• прыжки, выпады;
• забегание по лестнице;
• рывок штанги;
• приседания с отягощением, в лице партнера;
перетягивание каната.
3. Доказана эффективность предложенных комплексов физических упражнений, которая была выявлена в увеличении уровня развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе волейболистов 16-17 лет.
1. Апанасенко, Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теоретические и практические уроки физической культуры. - 1988. - № 6. - С. 29-31.
2. Бауэр, В.Г. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Бауэр, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 2. - С. 14-16.
3. Беляева, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки /А.В.Беляева, Л.В.Булыкина. - М.: ФиС, 2007. - 312 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 330с.
5. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 147 с.
6. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М.: ФиС, 2008. - 212 с.
7. Железняк, Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11 - 17 лет / Ю.Д. Железняк. - М.: ФиС, 2001. - 187 с.
8. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.
9. Клещев, Ю.Н. Волейбол/ Ю. Н. Клещев. -М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 400 с.
10. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В.В. Кузнецов. - М.: Советская Россия, 1975г. - 208с.
11. Лобанов, С.А Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие/ С.А. Лобанов, В.Ю. Корнаухов.- Уфа: Вагант, 2008.- 136с.
12. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М: Просвещение, 1998. - 212 с.
13. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
14. Лях, В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 8. - С. 46.
15. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М: Физкультура и спорт, 1999. - 123 с.
16. Мартиросов, А.Г. Методы исследования в спортивной
антропологии / А.Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 199 с.
17. Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы
формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. в форме научного доклада ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / А.П. Матвеев. - М: Терра-Спорт, 1997. - 70 с.
18. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280с.
...