ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВСИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей как педагогическая
проблема 10
1.2. Методологические подходы развития эмоциональной отзывчивости у
детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Потенциал полихудожественной деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной
деятельности 47
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и способны вдохновлять его на большие деля и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность нравственного воспитания детей. Во многих дошкольных учреждениях приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. Обычным и распространенным явлением для последнего времени стало наличие агрессивного ребенка почти в каждой группе детского сада. У многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Поэтому наряду с интеллектуальным развитием ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [25] представляет социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируется развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [25]. В.А. Сухомлинский утверждал, что в детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Наша задача развить эмоциональную сферу ребенка. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка обратим внимание на слова А.В. Запорожца «эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности» [13, с. 130]. Так мы пришли к мысли о развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Старший дошкольный возраст детей является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через взаимодействие с художественными образами. В работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.К. Козловой, Н.Г. Куприной, В.С. Мухиной, Г.А. Урунтаевой мы находим подтверждение тому, что в эстетической восприимчивости старших дошкольников, особую роль играют художественно-образные средства. Особенно в усвоении образов поведения, развития нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам. Во время восприятия произведений искусства у дошкольников развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Также развивается способность видеть прекрасное и безобразное, причем не только в искусстве, но и в окружающей действительности. По мнению психолога, (Г. Фолькельт) детское искусство носит экспрессионистский характер - дети изображают не то что они видят, а то что переживают. Они выражают свои чувства, свои эмоциональные состояния. Изобразительная деятельность позволяет детям непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.
Все вышеизложенное, подчеркивает актуальность проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречия:
- На социально-педагогическом уровне - между потребностью общества нравственного воспитания детей и неготовностью дошкольных образовательных учреждений к решению данной задачи в условиях современного общества.
- На научно-педагогическом уровне - между востребованностью и необходимостью создания программы, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и отсутствием методики данного процесса в полихудожественной деятельности.
- На научно-методическом уровне - между изученностью теоретических аспектов развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по применению в практике в системе образования.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в выявлении развивающего потенциала полихудожественной деятельности при решении задач, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: программа по развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности «Живая палитра».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности «Живая палитра».
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста пройдет успешно если:
- будут использованы деятельностный, аксиологический, полихудожественный подходы, позволяющие вовлечь детей в художественное переживание, и отразить эмоциональное отношение в творческом самовыражении;
- будет разработана и реализована программа «Живая палитра» по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, включающая в себя различные виды деятельности и форму организации педагогического процесса, носящий интегративный характер, объединяющий музыкальный, театральный, литературный, изобразительный виды искусств.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые акты по проблеме исследования, на основании этого, определить содержание и структуру понятия «развитие эмоциональной отзывчивости» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2) Обосновать выбор методологических подходов: аксиологического, полихудожественного, деятельностного подходов в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и реализовать программу «Живая палитра» по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
4) Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровней развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Элементы новизны и теоретическая значимость:
- уточнено содержание и структура понятия «развития эмоциональной отзывчивости» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
- определены методологические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности;
- выявлены педагогические условия эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности
Практическая значимость исследования:
- разработана и реализована программа «Живая палитра» направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
База опытно-поисковой работы: МДОУ детский сад №19 р.п. Верхняя Синячиха, Свердловской области. В исследовании приняли участие 8 детей старшей группы.
Этапы исследования.
Первый этап исследования - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании основных идей, цели и конкретных задач исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
Второй этап исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи исследования. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В сентябре 2019 года осуществлялась начальная диагностика развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, были описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы, с сентября 2019 года по август 2020 года, осуществлялась разработка и реализация программы «Живая палитра», направленной на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в сентябре 2020 года. Были проанализированы исходная и итоговая диагностики в процессе сопоставления результатов, сформулированы выводы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников - это интегрированное личностное качество, выражающееся в способности воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта, адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
2. Процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников строится на основе взаимосвязи деятельностного, полихудожественного, аксиологического подходов.
- Деятельностный подход позволяет воспроизвести в педагогической работе процессы внутреннего диалога с миром художественного произведения через вовлечение детей в художественно-практическую деятельности.
- Полихудожественный подход предполагает единство сознания,
деятельности и поведения. Позволяет ребенку в творческом процессе осуществлять практический анализ средств художественной
выразительности, сопоставляя языки искусств на основе внутреннего родства.
- Аксиологический подход позволяет подбор произведений искусства классической традиции прошлого и современности, которые побуждали бы ребенка к рефлексии над актуальными для данного возраста нравственными проблемами: любовь к близким, дружба со сверстниками, справедливость, честность в отношениях с окружающими, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
3. Разработанная и реализованная программа «Живая палитра», направлена на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности, способствует развитию у детей эмпатии, воображения, творческих способностей, приобретению навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Содержание программы, разработка тем позволяют ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, которой он может заниматься в рамках темы, выражать свое эмоциональное отношение к ней, учиться выражать свои эмоции и чувства.
4. Положительная динамика развития эмоциональной отзывчивости в полихудожественной деятельности, выявленная при повторной диагностике, говорит о правильно выбранной стратегии исследования которая выражается в положениях гипотезы. Выявлены педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста и обоснована возможность их реализации в полихудожественной деятельности. Определены компоненты развитости эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в полихудожественной деятельности, дана характеристика уровней в показателях, диагностируемых у старших дошкольников в полихудожественной деятельности, что позволяет использовать материалы исследования для работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В результате проведенного теоретического исследования опытно- поисковой работы, были решены поставленные задачи.
1. Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «эмоциональная отзывчивость». Эмоциональная отзывчивость это интегрированное личностное качество, выражающееся в способности воспринимать, распознавать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта, адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
2. Психолого-педагогические особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;
- дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживания другим людям.
3. Анализ возможностей полихудожественной деятельности как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста позволил прийти к следующему выводу:
- полихудожественная деятельность способствует формированию у воспитанников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, менее привязан к стереотипу в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельности детей разнообразие и новизну.
4. В процессе исследования была разработана программа «Живая
палитра» направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Реализация программы происходит в разных формах организации образовательной деятельности детского сада и детей. Реализация программы рассчитана на календарный год, включая летние месяцы, примерно по две темы в месяц. Разные темы имеют разные виды планирования: имеются конспекты, технологические карты
образовательной деятельности, план-паутинка и сценарии. Разработка тем позволяют ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, которой он может заниматься в рамках темы, выражать свое эмоциональное отношение к ней, учиться выражать свои чувства и эмоции. Самое главное - чтобы тема имела смысловое завершение в деятельности ребенка.
5. В опытно-поисковой работе была доказана эффективность
разработанной программы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Были выбраны следующие показатели: эмоционально-ориентационный,
эмоционально-творческий, эмоционально-смысловой. На исходном этапе опытно-поисковой работы результаты были следующие: на высоком уровне эмоциональной отзывчивости - 30% детей, на среднем - 50%, на низком - 20%. На итоговом этапе результаты заметно изменились: с высоким уровнем - 40% детей, со средним - 60%, с низким уровнем - детей нет.
В связи с приведенными данными, можно сделать вывод о положительном изменении развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
1. Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений и социальная
психология детства / В.В. Абраменкова. - URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864027.htm (дата обращения: 22. 10.
2020).
2. Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2002- №1.-С.14-18.
3. Алимова, Э.Д. Педагогические условия развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр / Э.Д. Алимова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. научн. конф. - Санкт- Петербург: Свое издательство, 2016 - С. 27-30. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11430/ (дата обращения: 25.10.2020).
4. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического
воспитания детей в полихудожественной деятельности / Е.Н. Бородина// URL: https://docplayer.ru/42309895-Borodina-elena-nikolaevna-nravstvenno-
patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v- polihudozhestvennoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 05.10.2020).
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990.
6. Буданова, О.В. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ О.В. Буданова, Н.А. Виноградова, Ф.Г. Гайнуллова, Н.В. Микляева, Т.М. Палий, Ж.В. Садоаникова, Л.В. Самсонова; под ред. Н.В. Микляевой. - Москва: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
7. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
8. Выготская, И. Релаксация как система расслабляющих упражнений / И. Выготская, Н. Берковская // Народное образование. - 1999. - №10.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста /Сборник сочинений в 6 т.
Москва: 1984. Т.4. - URL: http://elib. gnpbu. ru/text/vygotsky ss-v-
6tt t4 1984/go,12;fs,0/ (дата обращения 03.10.2020).
10. Галич, Т.Н. Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости / Т.Н. Галич, А.С. Макаримова. // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 486-487. - URL: https://moluch.ru/archive/308/69402/ (дата обращения: 12.10.2020).
11. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б. И Додонов. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 140 с.
12. Ежова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего
воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореферат диссертации доктора педагогических наук: 13.00.07 / Е.Н. Ежова. - 2009. - URL: https://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-emotsionalno-
razvivayushchego-vospitaniya-i-obrazovaniya-detei-doshkolno-0 (дата
обращения: 19.10.2020).
13. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - Москва: Педагогика, 2006. - с. 112-115.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. В Мисник. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 464 с.
15. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева - Москва, 1987. URL: http:elib/gnpbu.r/text/kapterevizbrannye- pedagodicheskie-sochineniya 1982/go,10;fs,0/ (дата обращения 19.05.2020).
16. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет: Изд. 4-е, испр. И доп. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина - Москва: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
...