Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровое взаимодействие педагогов с детьми как фактор развития коммуникативных умений у старших дошкольников (Братский Государственный Университет)

Работа №95021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проводилось экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ № 93 города Братска.
Выборка: 39 детей старшего дошкольного возраста – 5–6,5 лет.
Есть приложения (методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие «игровое взаимодействие» как категория психологической науки 12
1.3. Психолого-педагогические технологии развития коммуникативных умений у старших дошкольников посредством игрового взаимодействия педагогов с детьми 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ 31
2.1. Организация экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников 31
2.2. Программа игрового взаимодействия педагогов с детьми «Общаемся играя» с использованием технологий игрового моделирования 39
2.3. Представление и анализ результатов экспериментального исследования динамики развития коммуникативных умений у старших дошкольников посредством игрового взаимодействия педагогов с детьми 47
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Дети у которых наиболее развиты социальные отношения уверенно чувствуют себя в кругу сверстников, не испытывают трудностей во взаимодействии со значимыми взрослыми, не бояться высказать свою точку зрения. Таким детям намного проще вливаться в новый коллектив и проходить адаптацию, Я-концепция чаще реалистична, они отличаются ясностью ума и высоким творческим потенциалом своей жизнедеятельности.
Таким образом, тема нашего исследования «Игровое взаимодействие педагогов с детьми как фактор развития коммуникативных умений у старших дошкольников» - является актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, а данная выпускная квалификационная работа – своевременным вкладом в опытно-экспериментальную работу со старшими дошкольниками.
Цель исследования: развитие коммуникативных умений у старших дошкольников посредством игрового взаимодействия педагогов с детьми.
Объект исследования: коммуникативные умения дошкольников.
Предмет исследования: динамика развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством игрового взаимодействия педагогов с детьми.
Гипотеза исследования: предполагается, что в специально организованных условия при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Общаемся играя» происходит динамика развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством организации игрового взаимодействия педагогов с детьми.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определяют следующие задачи:
- провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
- подобрать комплекс методов и методик, отвечающий цели и логике исследования;
- разработать и экспериментально апробировать дополнительную общеразвивающую программу «Общаемся играя»;
- проанализировать динамику развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством организации игрового взаимодействия педагогов с детьми в условиях экспериментального исследования.
Методологическая основа исследования: в качестве методологической основы исследования выступили психологические основы игры: Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддьяко-ва и других. Основные положения их определяют игровое взаимодействие как личностное понятие, а не возрастное. Взрослый в игре «пробует», переживает уже не использованные возможности жизни, а ребенок «примеривает» еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.
Теоретическим обоснованием темы выступили научные труды ряда отечественных и зарубежных ученых. Игры раскрыты в работах Г.В. ПлехановаК.Д. Ушинского, подчеркивающих исторический, общественный характер игры ее связь с трудом, искусством. Современная философия называет в числе ключевых ценностей человека радости бытия. Игровое взаимодействие направлено на получение удовольствия, радости, жизнедеятельности, утверждение себя как полноценной личности. Так, проблемой развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста занимались Т.Г. Богданова, В.В. Давыдова, Т.В. Корнилова, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной психологии, целям, задачам и логике исследования:
- метод теоретико-методологического анализа научной литературы;
- организационная группа методов представлена методом сравнительного анализа;
- эмпирическая группа методов включала наблюдение, тестирование, эксперимент;
- интерпретационная группа методов представлена количественным и качественным анализом фактического материала;
- математическая обработка данных представлена методами описательной и индуктивной статистики с применением непараметрического критерия G-Оуэна.
Методики исследования: в работе применялся комплекс методик, проверенный в практике отечественной науки:
- Методика «Изучение уровня развития коммуникативных способностей и умений детей» (Н.Ф. Комарова);
- Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);
- Методика «Наблюдение за игровой деятельностью детей» (В.М. Астапова);
- Диагностика уровня сформированности игровых навыков (Д.Б. Эльконин).
База исследования: работа проводилась на базе «МБДОУ № 93» города Братска. В экспериментальном исследовании приняли участие 39 детей старшего дошкольного возраста – 5–6,5 лет.
Контрольную группу составили 22 ребенка (группа № 1 «Жарок»).
В экспериментальную группу вошли 17 детей (группа № 2 «Ромашка»).
Применение в исследовании метода статистического анализа позволило в данном эксперименте выборки не уравнивать в количественном соотношении.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 51-го источников и двух приложений. Основной текст изложен на 74 страницах, содержит 11 таблиц и 8 рисунков. Общий объем работы составил 82 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе было проведено экспериментальное исследование динамики развития коммуникативных умений у старших дошкольников посредством дополнительной общеразвивающей программы «Общаемся играя».
В процессе анализа научной литературы нами были изучены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; обосновано понятие «игровое взаимодействие» как категории психологической науки; изучены психолого-педагогические технологии развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате работы над первой главой ВКР нами было уточнено понятие «Общаемся играя». Так, благодаря работе с психодиагностическим материалом нами были разведены такие психологические категории как «коммуникативные умения дошкольников» (умение детей договориться, приходить к общему решению, умению убеждать, взаимный контроль действий во время игры, взаимопомощь, эмоциональное отношение к процессу совместной деятельности, выполнять игровые правила и основное содержания игр).
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами были обоснованы этапы и ход экспериментального исследования, представлена дополнительная общеразвивающая программа «Общаемся играя», проведен анализ полученного фактического материала контрольной и экспериментальной групп.
Полученные результаты экспериментального исследования показали наличие динамики коммуникативных умений во время игрового взаимодействия старших дошкольников как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
В то же время, количественный анализ полученных результатов исследования показал следующее.
В контрольной группе респондентов динамика развития коммуникативных умений является естественной и обусловлена возрастными и временными характеристиками процесса роста и развития ребенка, и была определена средним уровнем показателей как на констатирующем, так и на контрольном этапах эксперимента (коммуникативные умения – 3,4–3,5 баллов; 14,2–14,3 балла).
В экспериментальной группе динамика развития коммуникативных умений старших дошкольников показала статистически значимые различия уровней на констатирующем (средний: коммуникативные умения – 3,4 балла; 15,2 балла) и на контрольном (высокий уровень: коммуникативные умения – 4,4; 18,3 балла) этапах эксперимента.
Качественный анализ результатов работы обнаружил, что в контрольной группе детей уровень коммуникативного умения определялся следующими характеристиками:
- затруднение в использований атрибутов и предметов-заместителей для игры; неумение применять ролевую речь во время сюжетно-ролевых игр, а так же не выполняют основное содержание игры.
В экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента качественный анализ полученных результатов показал следующее:
- обнаруженный уровень развития коммуникативных умений дошкольников свидетельствует о наличии умений у детей с минимальными затруднениями подбирать необходимые атрибуты и предметы-заместители, данные предметы правильно использовать во время игры, активно используют ролевую речь во время сюжетно-ролевых играх и старательно выполняют основное содержание и правила игры.
- выявленный уровень коммуникативных умений определяется достаточным пониманием ребенком как избежать конфликтные ситуаций во время выбора ролей и в процессе игры, активно взаимодействуют друг с другом во время игры, используют ролевую речь и обращаются друг к другу согласно соответствующей роли, игровые правила выполнят согласно необходимым требованиям.
Так на контрольном этапе эксперимента дети экспериментальной группы во время проведения игр с высокой степенью активности проявили свою заинтересованность, самостоятельность и успешность во время игр. Минимальное участие взрослого (подсказки, направления, идеи, примеры и т.п.) позволяет нам сделать вывод о том, что данный уровень является высоким, и все же определился нами как уровень «выше среднего».
У детей контрольной группы в процессе проведения игр обнаруживались трудности в выполнении игровых правил и содержаний игры. Выполнение игрового взаимодействия происходило с дозированным или углубленным участием взрослого (объяснения, разрешения конфликтных ситуаций, распределения ролей, наводящие вопросы и т.п.).
Так же в процессе работы по проблеме исследования нами было конкретизировано понятие «коммуникативное умения», выделены уровни развития данной категории у старших дошкольников и предложено обоснование в количественных значениях и качественных характеристиках высокого, среднего и низкого уровней.
По результатам проведенной работы мы пришли к выводу о том, что экспериментальная общеразвивающая дополнительная программа по коммуникативным умениям «Общаемся играя» показала свою эффективность и может быть предложена в практику дошкольных образовательных учреждений.
В заключении необходимо отметить, что цель работы достигнута, все задачи выполнены, рабочая гипотеза нашла свое подтверждение.
Таким образом, в специально организованных условия при реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляется динамика развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамлина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: учеб. пособие. Орёл, 2005. 243 с.
2. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду. - 2008. - № 3. С. 29-42.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 c.
4. Большой психологический словарь/ Б. Мещеряков [и др.]. Олма - пресс, 2006. 289 с.
5. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.
6. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: учеб. пособие. Минск, 1997. 256 с.
7. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль: образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. СПб., 2000. 49 c. ( Комитет по образованию администрации)
8. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]: указание М -ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. URL: http: // ivanovomama.ru/articles one?id=1346. (дата обращения 17.10.2021).
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 420 с.
10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет// Советы психолога. М.:АРКТИ, - 2004. С. 160-164.
11. Гармаева Т.Б., Попова Л.В. Развитие у детей пяти - семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности//Психолог в детском саду. - 2008. - №4. С. 40-41.
12. Гогоберидзе А.Г. Солнцевой Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
13. Давыдова В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 2011. 288 c.
14. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2012. 297 с.
15. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. С. 20-27.
16. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах // Дошкольное образование. - 2008. - № 22. С. 19-21.
17. Киличенко О.И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: - М., 1987. 17 с.
18. Козлова С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 416 с.
19. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально - психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. - 2005.- № 2. С. 53-57.
20. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание // Педагогика. - 2000. - № 3. С.43-45.
21. Крутецкий В.А. Психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Просвещение, 2010. 352 с.
22. Леонтьев А.А. Педагогическое общение: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Знание, 2009. 47 с.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Ин-т практической психологии», под ред. А.Г. Рузской. М.: НПО «МОДЭК», 2007. 384-386 с.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: учеб. пособие. СПб., 2009. 215 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011. 518 с.
26. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013. 223 с.
27. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 2. С. 13–20.
28. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. М.: Пед. Об-во России, 2001. 320 c.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2012. 608 c.
31. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Психология личности: учеб. пособие для вузов. М., 1981. 35 c.
32. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. М., 2011. 640 с.
33. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.
34. Педагогика досуга терминологический словарь// О.Н. Хахлова. БГПУ изд., Уфа, 2007. 50 с.
35. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук - Екатеринбург, 1999. 164 с.
36. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение. 1986. 96 с.
37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 2006. 176 с.
38. Репина А.Д., Фалунина Е.В. Основание общеразвивающей программы «Общаемся играя» // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2021. - № 1 (25). С. 19-21.
39. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: задачи и методы исследования отношений между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. - 200 с.
40. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье: учеб. пособие. М., 1990. 37 с.
41. Рузская А.Г. М.: Развитие общения дошкольников со сверстниками // Педагогика. - 2009. 215 с.
42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2004. 63 с.
43. Сеченов И.М. Психология поведения. М.: Изд-во центр Академия, 2011. 127 с.
44. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. – 2008. - № 1 С. 58-65.
45. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 160 с.
46. Трубайчук Л.В., Галкина Л.Н. Компетентностная модель дошкольного образования. Монография. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. 229 с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр Академия, 2011. 336 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., Перспектива, 2014. 80 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №1. С. 45-54.
50. Фомичева, О.А. Игровая деятельность дошкольника // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). С. 923-926.
51. Эльконин, Д.Б. Психология игры: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 1978. 226 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ