1. Пояснительная записка 3
2.Ожидаемые результаты при реализации программы 8
3.Учебно-тематический план 9
4.Методические рекомендации по реализации программы 10
5.Этапы программы 11
6.Содержание программы и ее программно-методическое обеспечение 12
7. Результаты внедрения арт-терапевтической программы 16
психокоррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком в этот период, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребенка, так и от стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности.
Одним из наиболее эффективных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт -терапия.
Используемые в настоящее время формы и методы арт -терапии весьма разнообразны.
Наиболее приемлемыми из них являются: изотерапия (работа с рисунком), сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика. «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Именно на этом языке происходит динамическое взаимодействие участников так называемого «арт – терапевтического процесса» в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии ребенка.
Теперь уже с уверенностью можно сказать, что средства арт-терапии используемые на занятиях с детьми позволяют:
Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
Дать возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;
Способствованию творческого самовыражения, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
Выстраивать отношения с ребѐнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме
1) Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для торговых развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции / Под общ. Ред. Копытина А.И. –СПб: Скифия-принт, 2019. – 112 с.
2) Арт-терапия –новые горизонты [Текст] // Под ред. А.И. Копытиной. – М.: Когито-Центр, - 2017. – 336 с.
3) Белоусова Т. П. Психопрофилактика, как направление деятельности практикующего психолога / Т. П. Белоусова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 9–11.
4) Бубчикова Н. В. Возможности арт-терапии в работе с дошкольниками // Актуальные вопросы науки и образования в ХХI. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018. - С. 355–358.
5) Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 368 с.
6) Володина К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология. - 2019. - Т. 7. № 2. - С. 86–87.
7) Волосовец Т.В. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации [Текст] / Волосовец Т.В. – М.: Русское слово, 2018. - 456 с.
8) Дубинская Е. В. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 5. - С. 45.
9) Забродин Ю. М. Методологические проблемы практической психологии и вопросы обеспечения качества работы психолога образования / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2020. – № 4. – С. 15.
10) Касьянова Л. Г. Педагогический аспект использования изо-терапии в образовательной деятельности ДОО / Л. Г. Касьянова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2019. – № 3. – С. 92.
11) Киселева М. В. Загадка арт-терапии, или пробуждение внутреннего ребенка (монография) / М. В. Киселева. - СПб.; М.: Речь, 2018. – С.68.
12) Копытин, А. И. Концептуальные основы эко-арт-терапии // Медицинская психология в России. - 2019. - №1. – С.20-21.
13) Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2018. – 256 с.
14) Максакова Г.В. Организация художественно-эстетической среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Текст] // Материалы научно-практической студенческой конференции «НАУКА ДЛЯ МОЛОДЫХ» (Москва, 13 апреля 2018 года). Москва, МГПУ. – М.: ИППО, 2018. – с. 227-237. URL https://e.mail.ru/attachment/15371267960000000908/0;1
15) Нуриева А. Р., Газизова, Ф. С., Галич, Т. Н. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - №61. - С.142-143.
16) Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Широкова Г.А. –Ростов Н-Д.: Феникс, 2017. -384 с.
17) Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.03.2022).
18) Ховякова Д.И. Арт-терапия – яркие краски жизни // Современные тенденции развития фундаментальной и прикладной психологии: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 ноября 2016. Уфа: НОО «Профессиональная наука», 2019. – C.38-39.
19) Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением [Текст] // Немедикаментозная терапия / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2017. – Т.1. – с. 149-232.
20) Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада [Текст] / Якобсон С.Г. –М.: - Дрофа, 2017. – 176 с.