Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития театрализованной деятельности детей в ДОУ

Работа №95011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «театрализованная деятельность дошкольников» ... 6
1.2. Педагогические условия и принципы развития театрализованной
деятельности дошкольников 14
1.3. Особенности и основные направления развития театрализованной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня развития театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию театрализованной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста 44
2.3. Сравнительный анализ результатов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Одним из таких видов деятельности является театрализованная деятельность. Ценность ее в дошкольном воспитании состоит в том, что она отражает мир социальных отношений, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями; развивает интерес к литературе и театру; формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, совершенствует эмоциональную сферу, способствует нравственно-этическому воспитанию.
Театрализованная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребенка способами - движением, мимикой, интонацией, жестом. Доминирующим элементом театрализованной деятельности является образ героя, что дает ребенку возможность осуществлять выбор того или иного поведения. Воспринимая, проигрывая образ персонажа, ребенок впитывает его мысли и состояния, способы поведения, изображает жизнь героя; в его сознании начинает складываться модель собственного действия, поведения, образа жизни.
Проблеме организации театрализованной деятельности в дошкольной педагогике посвящены работы О.В. Акуловой [2], Л.В. Артемовой [3], Т.Н. Караманенко [21], М.Д. Маханевой [33], С.Н. Томчиковой [52], Л.С. Фурминой [55, 56], Э.Г. Чуриловой [57] и др. В современных деятельность рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков (И.В. Лесняк [30]), становления социокультурного опыта (И.Е. Киселева [23]), развития здоровьесберегающего поведения (С.Л. Гончарова [11]) и т.д.
Все вышесказанное позволяет говорить о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности в образовательном и воспитательном процессе детского сада, что, в свою очередь, подтверждает необходимость ее дальнейшего развития. Вместе с тем, успешное развитие театрализованной деятельности дошкольников невозможно без выявления и создания необходимых педагогических условий.
Возникает противоречие между необходимостью повышения результативности процесса развития театрализованной деятельности дошкольников и недостаточной конкретизацией педагогических условий этого процесса в ДОУ.
Появляется проблема: каковы педагогические условия повышения результативности процесса развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ?
Цель исследования: теоретически обосновать и выделить комплекс педагогических условий, способствующих развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития театрализованной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «театрализованная деятельность дошкольников ».
2. Определить педагогические условия и принципы развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать особенности и основные направления развития театрализованной деятельности старших дошкольников в ДОУ.
4. Провести диагностику уровня развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАДОУ - детский сад № 363 «Золотой петушок» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были рассмотрены вопросы создания педагогических условий развития театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ. В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Театрализованная деятельность дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного рода театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. К специфическим особенностям театрализованной деятельности дошкольников относят ее совместность, ансамблевость, публичность, импровизационность, синтетичность, многофункциональность, неповторимость процесса и результата детского творчества.
Ведущими принципами организации театрализованной деятельности дошкольников являются следующие: принципы комплексности, импровизационности, интегративности, учет возрастных психологических особенностей дошкольников, а также индивидуальный подход к каждому ребенку. Среди основных педагогических условий организации театрализованной деятельности в детском саду исследователи и педагоги - практики называют: знакомство детей с театральной спецификой;
формирование практических умений театрализованной деятельности; развитие творчества детей; организацию предметно-развивающей среды; сотрудничество взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности.
Особенности развития театрализованной деятельности старших дошкольников связаны с психологическими и возрастными отличительными чертами детей. Исследователи выделяют основные направления, по которым осуществляется развитие театрализованной деятельности дошкольников: развитие у детей знаний, представлений о театре, его видах, истории театра; развитие эмоционального отношения к театру, театрализованной деятельности, интереса к сценическому искусству; формирование практических умений театрализованной деятельности.
Практическая часть исследования проводилась на базе на базе МАДОУ - детский сад № 363 «Золотой петушок» г. Екатеринбурга. В ней принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет и 3 педагога детского сада (воспитатели старших групп и музыкальный работник) в качестве экспертов.
Для проведения диагностики были определены критерии, уровневые показатели развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста и подобраны диагностические методики.
По результатам диагностики на начальном этапе работы был сделан вывод о недостаточном уровне развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. При этом лучше всего развиты практические умения театрализованной деятельности. Знания о театре у детей слабые, отношение к театру и театрализованной деятельности отрицательное или равнодушное. Эти результаты говорят о необходимости организации целенаправленной работы по развитию театрализованной деятельности у старших дошкольников.
Далее на основании анализа литературы были выделены педагогические условия развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
- знакомство детей с театром и театральной спецификой;
- формирование практических умений театрализованной деятельности;
- развитие творчества детей;
- организация предметно-развивающей среды;
- сотрудничество взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности.
Выделенные условия были созданы нами в процессе проведения комплекса занятий по театрализованной деятельности, разработанного на основе методических разработок и собственного педагогического опыта.
В исследовании описано содержание работы по созданию педагогических условий развития театрализованной деятельности старших дошкольников в ходе проведения комплекса занятий.
На заключительном этапе работы была проведена повторная диагностика уровня развития театрализованной деятельности старших дошкольников. Ее результаты подтвердили эффективность созданных педагогических условий для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены.



1. Аксенова, А. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности / А. И. Аксенова / Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 5. - С. 41-45.
2. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24-32.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - Москва : Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Барик, М. Кукольный театр / М. Барик. - Москва : Мелик-Пашаев, 2014. - 88 с.
5. Белоусова, Г. А. Воспитательный потенциал театрализованной деятельности в работе с дошкольниками / Г. А. Белоусова // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка : материалы всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. Н. Г. Куприна. - Екатеринбург, 2015. - С. 39-44.
6. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников : метод, пособие для специалистов по дошкольному образованию / Л. П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 53 с.
7. Буренина, А. И. Театр всевозможного: от игры до спектакля : уч.- мет. пособие / А. И. Буренина. - Санкт-Петербург : Музыкальная палитра,
2002. - 114 с.
8. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 ; Рос. гос. пед. ун-т / И. Г. Вечканова. - Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.
9. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / И. Г. Вечканова. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Гончарова, С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / С. Л. Гончарова ; Московский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2012. - 27 с.
12. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - Москва : ВАКО, 2011. - 256 с.
13. Деркунская, В. А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В. А. Деркунская // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; под ред. Т. И. Бабаевой. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2007. - С. 119-147.
14. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. - Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2014. - 279 с.
15. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду : совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет / Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2009. - 64 с.
16. Ершова, А. П. Вреден ли театр дошкольникам? / А. П. Ершова // Обруч. - 1999. - № 4. - С. 3-4.
17. Захарова, Т. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития : из опыта работы / Т. Захарова, Р. Саттарова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С. 31 -33.
18. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
19. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха : книга для учителей и родителей / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург : Петербург - XXI век, 1997. - 160 с.
20. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. - Москва : РПА, 1997. - 190 с.
21. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. - Москва : Просвещение, 1982. - 191 с.
22. Карпинская, Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации / Н. С. Карпинская // Известия АПН РСФСР. - 1959. - Вып. 100. - С. 98-139.
23. Киселева, И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 ; Рост. гос. пед. ун-т / И. Е. Киселева. - Ростов-на-Дону, 2005. - 20 с.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
25. Комлева, В. В. Театральные занятия с детьми дошкольного возраста как основа культурно-творческой деятельности / В. В. Комлева. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralnye-zanyatiya-s-detmi- doshkolnogo-vozrasta-kak-osnova-kulturo-tvorcheskoy(дата обращения: 13.06.2020).
26. Косенко, Ю. Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 ; Киев. гос. ун-т / Ю. Н. Косенко. - Киев, 1990. - 22 с.
27. Кофман, Н. С. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности / Н. С. Кофман // Художественное творчество в детском саду; под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1974. - С. 69-72.
28. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного : метод. пособие / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. - Москва : Владос, 2003. - 367 с.
29. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
30. Лесняк, И. В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И. В. Лесняк ; Тамбовский государственный университет. - Тамбов, 2011. - 27 с.
31. Люблинская, О. Е. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Е. Люблинская ; Российский гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2008. - 25 с.
32. Макаренко, Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Макаренко ; Бердян. гос. пед. ин-т. - Бердянск, 1994. - 180 с.
33. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. - Москва : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
34. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая ; под ред. Т. А. Марковой. - Москва : Просвещение, 1982. - 128 с.
35. Мерзлякова, С. И. Волшебный мир театра / С. И. Мерзлякова // Фольклор - музыка - театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзлякова. - Москва : ВЛАДОС,
2003. - С.145-180.
36. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : учеб.-метод. пособие / Е. В. Мигунова. - Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
37. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - Москва : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
38. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Москва : Академический Проект, 2002. - 154 с.
39. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под ред. А. И. Булычевой. - Москва : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
40. Овсянико-Куликовский, Д. Н. О психологии творчества / Д. Н. Овсянико-Куликовский // О детском творчестве : сб. статей ; под ред. З. В. Лиштван. - Ростов-на-Дону, 1972. - С. 9-13.
41. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Русский язык, 1985. - 795 с.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
43. Павленова, Е. И. Организация и применение театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении / Е. И. Павленова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 4. - С. 15-23.
44. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 96 с.
45. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры дошкольников / Н. А. Реуцкая // Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - Москва : Просвещение, 1989. - С. 166-171.
46. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Педагогика, 1980. - 208 с.
47. Самошина, Т. Театрализованная деятельность - универсальное средство воспитания / Т. Самошина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7.
- С. 126-127.
48. Сигуткина, Р. Рекомендации к организации театрализованных игр / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С. 55-58.
49. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
50. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр - Творчество - Дети» : пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. - Москва : АРКТИ, 2002. - 207 с.
51. Стуль, М. П. Воспитание искусством: в театр всей семьей / М. П. Стуль. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 190 с.
52. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 ; Магнитогор. гос. ун-т / С. Н. Томчикова. - Магнитогорск, 2002. - 214 с.
53. Трусова, Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально -игровой деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 ; Мос. гос. пед. ун -т / Е. Л. Трусова.
- Москва, 1986. - 24 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html(дата обращения: 23.09.2020).
55. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Л. С. Фурмина // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Педагогика, 1972. - С. 87-99.
56. Фурмина, Л. С. Детские театрализованные игры / Л. С. Фурмина // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Педагогика, 1980. - С. 180-189.
57. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
58. Ширяева, В. Г. Детское творчество и театральное искусство / В. Г. Ширяева // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11. - С. 79-91.
59. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду /
А. В. Щеткин. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ