Развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Выносливость как физическое качество 7
1.2. Психофизиологические особенности развития детей 6-7 лет.... 13
1.3. Средства и методы развития физических качеств у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.4. Подвижная игра как средство развития общей выносливости у
детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Изучение уровня сформированности общей выносливости у
детей старшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ
ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 46
3.1. Комплекс подвижных игр, направленный на развитие общей
выносливости у детей старшего дошкольного возраста 46
3.2. Анализ эффективности использования подвижных игр в
процессе развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Выносливость как физическое качество 7
1.2. Психофизиологические особенности развития детей 6-7 лет.... 13
1.3. Средства и методы развития физических качеств у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.4. Подвижная игра как средство развития общей выносливости у
детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Изучение уровня сформированности общей выносливости у
детей старшего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ
ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 46
3.1. Комплекс подвижных игр, направленный на развитие общей
выносливости у детей старшего дошкольного возраста 46
3.2. Анализ эффективности использования подвижных игр в
процессе развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
Актуальность исследования. В настоящее время, в ФГОС дошкольного образования выделены ведущие линии, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование общей культуры; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей.
«Физическое развитие» представлено как одно из ведущих направлений формирования у детей дошкольного возраста заинтересованности и ценностного отношения к физической культуре, гармоничного развития психофизических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); необходимости в двигательной активности и физическом совершенствовании (Е. Н. Вавилова).
В дошкольном возрасте энергетические ресурсы растущего организма расходуются на возрастное развитие. Воспитание выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, позволяет укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию, что особенно важно в плане подготовки детей к школе. Рост общей выносливости ребенка происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. Особенно бурный ее скачок наблюдается у мальчиков и девочек в возрасте от трех до четырех лет. Дальнейшее развитие выносливости зависит уже от возрастно-половых различий детей.
Воспитание выносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, который обусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей, физической подготовкой, возрастными особенностями, поэтому в воспитании выносливости, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Подвижные игры являются наилучшим средством для детей от двигательного дефицита - гиподинамии, так как дети существенную часть дня - около 75% времени проводят в неподвижном сидячем положении [20]. Характерно это особенно для старших дошкольников, когда идет интенсивная подготовка к школе. Игры оказывают полнее, комплексное влияние на организм ребенка, содействуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. С помощью разнообразных игровых движений, заданий и ситуаций ребенок познает мир, принимает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря игре увеличивается общий жизненный тонус организма дошкольника, повышается работоспособность, выносливость, устойчивость к заболеваниям.
Между тем появляется весомое противоречие с одной стороны стоит проблема развития общей выносливости у дошкольников, с другой стороны подвижные игры, являясь эффективным средством развития общей выносливости дошкольников, используются нечасто и крайне немного.
Поэтому изучение развития общей выносливости у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр является актуальным.
Объект исследования - процесс развития общей выносливости детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство развития общей выносливости в дошкольном возрасте.
Цель исследования - обосновать эффективность использования подвижной игры как средства развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить эффективные средства и методы развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста;
- экспериментально обосновать эффективность влияния подвижных игр на развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет.
Методологическая основа и теоретическая база исследования. Проблемами развития физических качеств занимались В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, Н.А. Ноткина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В. А. Шишкина, Е.Н. Вавилова, М.Х. Спаева, Т.Э. Токаева и др. Над изучением проявления выносливости при занятиях спортом работали многие отечественные ученые: Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.И. Лях и другие. На сегодняшний день в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Д.В. Хухлаевой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой, Э.Я. Степаненковой и других. О целесообразности обучения дошкольников основным движениям в игре, на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В. Потехиной, М.М. Конторович.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы, приложений. Содержание работы изложено на 86 страницах машинописного текста и включает в себя 21 таблицу и 18 рисунков. Список использованной литературы состоит из 26 источников.
«Физическое развитие» представлено как одно из ведущих направлений формирования у детей дошкольного возраста заинтересованности и ценностного отношения к физической культуре, гармоничного развития психофизических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); необходимости в двигательной активности и физическом совершенствовании (Е. Н. Вавилова).
В дошкольном возрасте энергетические ресурсы растущего организма расходуются на возрастное развитие. Воспитание выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, позволяет укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию, что особенно важно в плане подготовки детей к школе. Рост общей выносливости ребенка происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. Особенно бурный ее скачок наблюдается у мальчиков и девочек в возрасте от трех до четырех лет. Дальнейшее развитие выносливости зависит уже от возрастно-половых различий детей.
Воспитание выносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, который обусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей, физической подготовкой, возрастными особенностями, поэтому в воспитании выносливости, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Подвижные игры являются наилучшим средством для детей от двигательного дефицита - гиподинамии, так как дети существенную часть дня - около 75% времени проводят в неподвижном сидячем положении [20]. Характерно это особенно для старших дошкольников, когда идет интенсивная подготовка к школе. Игры оказывают полнее, комплексное влияние на организм ребенка, содействуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. С помощью разнообразных игровых движений, заданий и ситуаций ребенок познает мир, принимает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря игре увеличивается общий жизненный тонус организма дошкольника, повышается работоспособность, выносливость, устойчивость к заболеваниям.
Между тем появляется весомое противоречие с одной стороны стоит проблема развития общей выносливости у дошкольников, с другой стороны подвижные игры, являясь эффективным средством развития общей выносливости дошкольников, используются нечасто и крайне немного.
Поэтому изучение развития общей выносливости у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр является актуальным.
Объект исследования - процесс развития общей выносливости детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство развития общей выносливости в дошкольном возрасте.
Цель исследования - обосновать эффективность использования подвижной игры как средства развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить эффективные средства и методы развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста;
- экспериментально обосновать эффективность влияния подвижных игр на развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет.
Методологическая основа и теоретическая база исследования. Проблемами развития физических качеств занимались В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, Н.А. Ноткина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В. А. Шишкина, Е.Н. Вавилова, М.Х. Спаева, Т.Э. Токаева и др. Над изучением проявления выносливости при занятиях спортом работали многие отечественные ученые: Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.И. Лях и другие. На сегодняшний день в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Д.В. Хухлаевой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой, Э.Я. Степаненковой и других. О целесообразности обучения дошкольников основным движениям в игре, на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В. Потехиной, М.М. Конторович.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы, приложений. Содержание работы изложено на 86 страницах машинописного текста и включает в себя 21 таблицу и 18 рисунков. Список использованной литературы состоит из 26 источников.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы нами были выполнены поставленные задачи.
1. Теоретически обоснована проблема развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательной активности и выносливости. Давно стало аксиомой, то, что игра является ведущим видом деятельности детской деятельности и занимает центральнее место в жизни дошкольника. Игровые моменты включаются во все виды детской деятельности. Именно подвижная игра представляет наиболее эффективное средство развития малышей.
Подвижная игра - эффективное орудие в физическом воспитании дошкольников. В ней заложен большой потенциал, который можно использовать для решения задач физического воспитания. Такие педагоги - исследователи, как А.К. Бондаренко, М.Н. Емельянова и др. обращали свое внимание на важность подвижной игры в воспитании и обучении дошкольников. Педагогическая ценность подвижных игр в формировании детской выносливости и других физических качеств писали такие педагоги как Е.Н. Вавилова, М.А. Дорониной и др. Авторы утверждали, что во время игры малыш раскован, он может демонстрировать лидерские качества и проявлять инициативу, развивать выносливость.
Изучению вопроса влияния подвижной игры на развитие выносливости и было посвящено наше исследование. На констатирующем этапе в ходе диагностики определения уровня сформированности выносливости выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста, как в экспериментальной, так и в контрольной группе преобладает низкий уровень развития выносливости. То есть дети не способны к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. На наш взгляд, наиболее эффективным средством в формировании выносливости будет подвижная игра.
2. Выявлены эффективные средства и методы развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Была произведена подборка подвижных игр, связанных с бегом и силовыми упражнениями, каждую неделю в работу вводилась новая игра. Работа строилась с учетом принципа доступности, то есть учитываться возраст детей, уровень общей физической подготовленности. Систематичности, то есть результативность подвижных игр и их влияние их на организм ребенка. Добивались положительных сдвигов в развитии выносливости дошкольников путем строгой повторяемости нагрузочных требований и отдыха, а также регулярность в проведении подвижных игр. Постепенность, то есть старались постепенно повышать нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную систему увеличивая продолжительность активной части игры. Игры проводили на прогулке при этом активно использовали инвентарь, такой как: кегли, мячи, длинный и короткий шнур, шапочки для игр.
При планировании подвижных игр и упражнений на прогулке мы опирались на разные виды деятельности. В дни проведения физкультурных занятий на прогулке играли с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке проводились подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. Так же для повышения эффективности экспериментальной деятельности, была проведена работа с родителями. С ними были организованы такие мероприятия как мастер-класс «Подвижные игры нашей семьи», предложена подборка подвижных игр на свежем воздухе. Проведена консультация по методике организации подвижных игр. Игры были подобраны, так что бы развивать общую выносливость.
3. Экспериментально обоснована эффективность влияния подвижных игр на развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет.
Целью контрольного этапа было выявление динамики развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста после использования подвижных игр. Диагностика проводилась по методике констатирующего этапа. На контрольном этапе в экспериментальной группе была продемонстрирована положительная динамика, так как у детей увеличился уровень работоспособности
1. Теоретически обоснована проблема развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательной активности и выносливости. Давно стало аксиомой, то, что игра является ведущим видом деятельности детской деятельности и занимает центральнее место в жизни дошкольника. Игровые моменты включаются во все виды детской деятельности. Именно подвижная игра представляет наиболее эффективное средство развития малышей.
Подвижная игра - эффективное орудие в физическом воспитании дошкольников. В ней заложен большой потенциал, который можно использовать для решения задач физического воспитания. Такие педагоги - исследователи, как А.К. Бондаренко, М.Н. Емельянова и др. обращали свое внимание на важность подвижной игры в воспитании и обучении дошкольников. Педагогическая ценность подвижных игр в формировании детской выносливости и других физических качеств писали такие педагоги как Е.Н. Вавилова, М.А. Дорониной и др. Авторы утверждали, что во время игры малыш раскован, он может демонстрировать лидерские качества и проявлять инициативу, развивать выносливость.
Изучению вопроса влияния подвижной игры на развитие выносливости и было посвящено наше исследование. На констатирующем этапе в ходе диагностики определения уровня сформированности выносливости выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста, как в экспериментальной, так и в контрольной группе преобладает низкий уровень развития выносливости. То есть дети не способны к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. На наш взгляд, наиболее эффективным средством в формировании выносливости будет подвижная игра.
2. Выявлены эффективные средства и методы развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Была произведена подборка подвижных игр, связанных с бегом и силовыми упражнениями, каждую неделю в работу вводилась новая игра. Работа строилась с учетом принципа доступности, то есть учитываться возраст детей, уровень общей физической подготовленности. Систематичности, то есть результативность подвижных игр и их влияние их на организм ребенка. Добивались положительных сдвигов в развитии выносливости дошкольников путем строгой повторяемости нагрузочных требований и отдыха, а также регулярность в проведении подвижных игр. Постепенность, то есть старались постепенно повышать нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную систему увеличивая продолжительность активной части игры. Игры проводили на прогулке при этом активно использовали инвентарь, такой как: кегли, мячи, длинный и короткий шнур, шапочки для игр.
При планировании подвижных игр и упражнений на прогулке мы опирались на разные виды деятельности. В дни проведения физкультурных занятий на прогулке играли с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке проводились подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. Так же для повышения эффективности экспериментальной деятельности, была проведена работа с родителями. С ними были организованы такие мероприятия как мастер-класс «Подвижные игры нашей семьи», предложена подборка подвижных игр на свежем воздухе. Проведена консультация по методике организации подвижных игр. Игры были подобраны, так что бы развивать общую выносливость.
3. Экспериментально обоснована эффективность влияния подвижных игр на развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет.
Целью контрольного этапа было выявление динамики развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста после использования подвижных игр. Диагностика проводилась по методике констатирующего этапа. На контрольном этапе в экспериментальной группе была продемонстрирована положительная динамика, так как у детей увеличился уровень работоспособности
Подобные работы
- Развитие общей выносливости у дошкольников 6-7 лет посредством
подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Бег как средство развития общей выносливости у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Бег как средство развития обшей выносливости у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координации движений у детей 4-5 лет посредством нетрадиционного оборудования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



