Введение 3
Глава 1. Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе 6
1.1 Понятие профориентации и карьерного роста 6
1.2 Сложности профессионального самоопределения 10
1.3 Навыки самоопределения 15
1.4 Система профориентационной работы в школе 16
Глава 2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов 20
2.1 Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения 20
2.2 Психологическое сопровождение профориентации 24
Заключение 27
Список литературы 29
Основные требования к образованию учащихся общеобразовательной школы определены на сегодняшнем этапе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их пожеланиями и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований к общеобразовательной школе значительно усилила разработку научно-практических проблем профессиональной ориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, которая вооружает учащихся необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; методы диагностики; изучение личности учеников при оказании индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретико-методологические основы проф. консультирование молодежи; системный подход к профориентации учеников; социально значимые мотивы выбора профессии; особенности профессиональной ориентации в условиях школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учеников к осознанному выбору профессии. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своей главной цели – воспитания у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и требованиям общества в кадрах, их требованиям к современному работнику.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на среднестатистического ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к человеку, выбирающему профессию; в ней в основном используются вербальные, декларативные методы, не дающие каждому возможности попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избранных. Многие города и муниципалитеты не располагают актуальной информацией о потребностях в персонале; подготовка квалифицированных профессиональных консультантов является неудовлетворительной.
О низкой эффективности профориентационной работы с учащимися свидетельствуют также противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями выбранной профессии, осознанием уровня их общего развития и возможностью менее квалифицированной работы, их требованиями и реальными возможностями заполнения вакантных мест, склонностями и представлениями о престиже профессии.
Объект исследования: Профориентационная работа со старшеклассниками
Цель: определить особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися старших классов в соответствии с их профессиональной направленностью.
Гипотеза: исследование основных направлений деятельности по профессиональной ориентации старшеклассников поможет выявить особенности этой деятельности.
Задачи:
1. Изучить понятие профориентации и сложность профессионального самоопределения.
2. Рассмотрим модель системы профориентации в школе.
3. Изучить различные направления в общеобразовательной профориентационной школе.
Структура работы: работа состоит из введение, двух глав, заключения и списка литературы.
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека-это своего рода судьба, поэтому стоит потратить время на то, чтобы спланировать ее тщательно и заранее.
Для того чтобы профориентация приносила желаемые результаты, она должна быть непрерывным процессом, осуществляться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Старшеклассники формируют личностное чувство выбора профессии, развивают навыки, соотносят социальные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представления о ценностях со своими реальными возможностями. Эти задачи решаются путем дальнейшего самопознания, самообразования, а также овладения оптимальными знаниями и навыками на научной основе выбора профессии в ходе изучения специальных курсов. Таковы основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях
Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть отдельным направлением, она проводится системно и тесно связана со всей воспитательной работой школы. Профориентация является неотъемлемой частью всей воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебно-воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внеурочной работе.
В подростковом возрасте обычно формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей для формирования устойчивого и осознанного интереса ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует психологическое формирование, которое уже проявляется в подростковом возрасте – потребность в профессиональном самоопределении.
При реализации задач профориентации в работе со старшеклассниками необходимо выявлять профессиональные тенденции учащихся и вовлекать каждого учащегося в различные формы развития внеклассного интереса, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к осознанному выбору профессии.
Основным содержанием профориентационной работы со старшеклассниками является работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.
Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно обоснованную, систему мер, учитывающих непрерывное профессиональное развитие, самоопределение личности и формирование у будущего специалиста способности с наибольшей пользой для себя и общества в своей профессиональной деятельности свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.
4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.
10.Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
11.Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
12.Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.
13.Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.
14.Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
15.Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
16.Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.
17.Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.
18.Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
19.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
20.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.
21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
22.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с