Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №20 города Серова.
Выборка: 21 учащийся 4 «Б» класса (11 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретический анализ подходов к изучению социально-коммуникативной компетентности личности 6
1.1. Понятие социально-коммуникативной компетентности личности 6
1.2. Факторы социально-коммуникативной компетентности личности 10
Выводы по главе 16
2. Эмпирическое исследование социально-коммуникативной компетентности личности 17
2.1. Организация и процедура исследования 17
2.2. Методы и методики исследования 17
2.3. Результаты исследования 20
2.3.1. Результаты описательной статистики 20
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 22
Выводы по главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Социально-коммуникативная компетентность личности является важнейшей чертой каждого индивида в современном мире. Совершенствование данного качества легло в основу развития современных инновационных идей. Эта тема в последнее время стала рассматриваться и изучаться многими юристами, социологами, психологами, учеными, а также общественностью.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически исследовать особенности социально-коммуникативной компетентности личности.
Объект исследования: социально-коммуникативная компетентность личности.
Предмет исследования: особенности социально-коммуникативной компетентности личности.
Гипотеза исследования: возможно, существуют достоверные различия в выраженности такого показателя, как социализированность, между мальчиками и девочками; существует связь между социализированностью и эмпатией.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически изучить основные подходы к пониманию социально-коммуникативной компетентности личности в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирически исследовать социально-коммуникативную компетентность личности.
Теоретические основания: научные работы по проблеме социально-коммуникативной компетентности Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, П. В. Растянникова, С. В. Петрушина и других авторов.
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотез использовался комплекс методов исследования.
Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ
по проблеме).
Методы эмпирического уровня – диагностические методы. Согласно поставленным целям и задачам исследования нами использовались следующие методики: методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков), опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).
В ходе исследования нами были использованы методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных с применением критерия асимметрии–эксцесса, критерий Манна–Уитни для сравнения двух независимых выборок, корреляционный анализ.
Интерпретационные методы.
Эмпирическая база исследования: МАОУ СОШ №20 города Серова.
Описание выборки: 21 учащийся 4 «Б» класса, в том числе 11 мальчиков и 10 девочек.
Выборка была разделена на подвыборки по полу (мальчики/девочки).
Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически изучить и эмпирически исследовать особенности социально-коммуникативной компетентности личности.
Мы пришли к выводу, что социально-коммуникативную компетентность личности можно определить, как способность устанавливать и удерживать контакт индивидов между собой для достижения необходимых целей и решения определенных задач и является. Человек приобретает это умение через опыт, развитие кругозора, пробу специальных научных методик, а также через искусство, живопись и т. д.
Совершенствование своей социально-коммуникативной компетентности необходимо в условиях быстро изменяющейся и модернизирующейся эпохи. Этот процесс должен концентрироваться на осмыслении своего поведения индивидом в конкретных ситуациях, а также применении личностных навыков и умений в общении для достижения необходимого результата.
Коммуникативность представляет собой способность правильно передавать информацию, идеи, мысли. Умение логично формулировать свои мысли для понимания другими людьми. Способность находить эффективные методы для лучшего взаимодействия.
Коммуникативность - это умение понятно передавать свои идеи, информацию, понятным для собеседника образом. Не всегда человек, обладающий коммуникабельностью, владеет и коммуникативностью, и наоборот.
В ходе эмпирического исследования социально-коммуникативной компетентности не выявлены достоверные различия между юношами
и девушками по показателю социализированности. Полученные различия могут быть связаны с тем, что мальчики и девочки воспитываются в схожих условиях – как в семье, так и в системе образования.
Выявлены достоверные различия между юношами
и девушками по показателю приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности).
Таким образом, гипотеза о различиях между юношами и девушками по показателю приверженности нравственным нормам нашла свое подтверждение; гипотеза о связи между социализированностью и эмпатией не нашла свое подтверждение.
1. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация. Компетентность. (критерии качества). URL: https://www.lecture_06.html (дата обращения: 28.03.2022).
2. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. М., 2010. С. 149-152.
3. Давидович Н.Н. Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника // Наука и школа. – 2018.
4. Демчук А.А. Развитие социальной компетентности студентов в поликультурной образовательной среде вуза [Текст] / А. А. Демчук: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им.К. Л. Хетагурова, 2010. - 24 с., с. 11.
5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. 223 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комплексного подхода в образовании // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы. М., 2004. 42 с.
7. Ибраимов Х.И. Коммуникативная компетентность как механизм профессионального саморазвития будущего педагога // Проблемы педагогики. – 2018.
8. Капанина М.А. Теоретические основы развития социально-психологических компетенций // Вестник науки. – 2019.
9. Клименко Е.И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.—С. 816-818.
10. Маланов И.А., Шустикова М.В. Сущность социально-коммуникативной компетентности личности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020.
11. Овчарова Е.В. Социально-психологическая компетентность будущих социальных психологов и технологии ее формирования в вузе [Текст] / Е.В. Овчарова: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль: Ярославский государственный университет им П.Г. Демидова, 2018. - 24 с., с. 13.
12. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О. В. Дыбиной. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
13. Психологический энциклопедический словарь / Под ред. М.И. Еникеева. М.: Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
15. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб.пособие. - СПб.: Изд-во В. А Михайлова, 2002. - С. 324.
16. Титова С.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. СПб.: Питер, 2009. 176 с.
17. Третьякова В.С., Игнатенко А.А. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. № 1.
18. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестн. ЮжноУральского гос. гуманит.-пед. ун-та. 2015. № 6. С. 85-91.
19. Уровни социально-коммуникативной компетентности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5, ч. 1. С. 20-23.
20. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. -2007. - № 3. - С. 67-68.
21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
22. Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2018. 382 с.
23. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. М.: Из-во Дашков и Ко, 2013.
24. Шерматзода О.Т., Шерматов Д.С., Кодиров Б.Р. Формирование информационно-коммуникативной компетентности личности в психолого -педагогической литературе // Вестник педагогического университета. – 2020.
25. Шумилова Е. А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования. Челябинск, 2011. 258 с.
26. Яковлева Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дисс. ... канд. психол. наук / Е. А. Яковлева. Ярославль, 1994. 263 с.