Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Работа №94999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Значение изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 32
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 46
2.3. Сравнительный анализ результатов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 101


В современных быстро меняющихся условиях общество испытывает потребность в людях, способных творчески, нестандартно подходить к решению возникающих проблем. В связи с этим одной из ключевых задач образования является воспитание творческой, свободной, самостоятельной личности, умеющей подходить к решению профессиональных и личностных задач гибко и неординарно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная программа дошкольного образования направлена на развитие инициативы и творческих способностей детей на основе соответствующих возрасту видов деятельности [70].
Проблема творчества и творческого развития рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: М.Е. Богоявленская [7], Л.С. Выготский [11], Д. Гилфорд, Н.Н. Поддъяков [49], С.Л. Рубинштейн [56, 57] и др.
В психолого-педагогической науке сложилось устойчивое представление о том, что развитие личности происходит в процессе деятельности. Именно в ней происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Вопросы развития творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности изучали многие ученые. Так, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе исследовали специфику развития творческих способностей в музыкальной деятельности, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин - в игровой; Н.Н. Поддъяков - в деятельности экспериментирования, Л.А. Парамонова - в творческом конструировании и т.д. [5].
Особое место в развитии творческих способностей детей, по мнению многих ученых (Н.А. Ветлугиной [10], Т.С. Комаровой [30], Г.В. Лабунской [35], И.А. Лыковой [38], А.А. Мелик-Пашаева [40], Н.П. Сакулиной [58], Е.А. Флериной [73] и др.), принадлежит изобразительной деятельности. В исследованиях последних лет (А.Н. Белькова [5], С.Л. Киселева [25], Л.А. Пшеничных [53], В.Е. Сорокина [62], Л.Н. Шутарева [76] и др.) рассматриваются различные модели развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Однако практика показывает, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, несмотря на множество исследований по этой проблеме, недостаточен. В современных условиях ощущается недостаток разработанных комплексов занятий для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.
Возникает противоречие: с одной стороны, существует социальный запрос на развитие изобразительной деятельности дошкольников, которая оказывает положительное влияние на развитие их творческих способностей; с другой стороны, в учреждениях дошкольного образования еще недостаточно методическое обеспечение таких занятий, направленных на развитие творческих способностей.
Из этого противоречия следует проблема исследования: каков должен быть комплекс занятий, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческие способности».
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать значение изобразительной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, создание игровой ситуации, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Базой исследования является МАДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Арамиль. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование было посвящено развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
В результате анализа психолого-педагогической литературы творческие способности детей дошкольного возраста были определены как индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. В структуру творческих способностей входят мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты.
К особенностям творчества детей старшего дошкольного возраста относятся субъективная новизна продукта, большая важность процесса, а не результата творческой деятельности; рождение замысла в процессе деятельности; насыщенность положительными эмоциями; отсутствие критичности. Условиями развития творческих способностей детей исследователи считают: наполнение жизни детей интересным содержанием и создание за счет этого атмосферы эмоционального благополучия; постоянное использование игровых приемов, ситуаций; использование вариативных форм, средств, методов обучения, разных материалов и т.д.; исключение излишнего дидактизма, сухости, излишней опеки; уважение к процессу и результату творчества детей. Все структурные компоненты творческих способностей старших дошкольников находятся в процессе активного развития.
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста - это активность, направленная на создание изображений предметов и явлений окружающего мира на плоскости и в пространстве. В процессе изобразительной деятельности реализуются возможности развития всех
выделенных компонентов творческих способностей старших дошкольников. В ней развивается мотивация ребенка к творчеству, интерес к творческой деятельности. Многие исследователи доказали возможности формирования творческого воображения и творческого мышления как составляющих когнитивного компонента творческих способностей детей в изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности активно развиваются и другие психические процессы детей старшего дошкольного возраста: ощущения, восприятие, мышление, память, которые также относятся к составляющим творческих способностей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника, формирование его активности, инициативности, самостоятельности, трудолюбия.
На практическом этапе исследования проводилась работа по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством изобразительной деятельности. Базой исследования являлся МАДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Арамиль. В исследовании принимали участие 20 воспитанников старшей группы.
При проведении педагогической диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами была учтена структура творческих способностей как индивидуально-психологических особенностей дошкольников, выделенная в ходе анализа литературы. В соответствии со структурными компонентами творческих способностей были выделены мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой критерии развития творческих способностей дошкольников. Также были определены уровневые показатели развития творческих способностей старших дошкольников и подобраны диагностические методики.
Анализ результатов исследования показал, что уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Наиболее высокий уровень развития творческих способностей у детей наблюдается по мотивационному и эмоционально-волевому критериям. У большинства дошкольников в группе при среднем уровне мотивации к творчеству, эмоциональности и целеустремленности недостаточно развито творческое мышление. В связи с этим возникла необходимость организации дополнительной работы по данному направлению. Был составлен комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
В комплекс вошли 27 занятий, распределенных по 3 занятия в месяц. В содержание комплекса входят следующие виды деятельности детей: рисование, лепка, аппликация.
На каждом занятии используются задания, упражнения, игры, направленные на развитие творческих способностей. К ним относятся слушание литературных произведений, слушание музыки, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, а также упражнения, непосредственно выполняемые в изобразительной деятельности.
Повторная диагностика уровня развития творческих способностей детей, проведенная после частичной реализации комплекса занятий, выявила положительную динамику в развитии творческих способностей по всем критериям. Это позволяет говорить об эффективности составленного комплекса занятий.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены.



1. Ананьев, Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - Москва : Наука, 1956. - С. 93-97.
2. Бабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности : метод. пособие / под ред. В. И. Панова. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - 65 с.
3. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 128 с.
4. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать : учебно-методическое пособие / Е. С. Белова. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. - 144 с.
5. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Белькова ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2012. - 272 с.
6. Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / З. А. Богатеева. - Москва : Просвещение, 1988. - 224 с.
7. Богоявленская, М. Е. Исследование динамики развития творческих способностей / М. Е. Богоявленская // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня». - 1996. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 139-140.
8. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е. К. Брыкина ; под науч. ред. Т. С. Комаровой. - Москва : Пед. об-во России,
2002. - 143 с.
9. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.
10. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1972. - 285 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1996. - 96 с.
12. Гаврилушкина, О. П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 12-16. - URL : http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90326(дата обращения: 15.09.2019).
13. Гильбух, Ю. З. Внимание: одарённые дети / Ю. З. Гильбух. - Москва : Знание, 1991. - 79 с.
14. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие / Г. Г. Григорьева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 344 с.
15. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под редакцией И. В. Дубровиной. - Москва : Академия,
2003. - 460 с.
16. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.
17. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : метод. пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика- Синтез, 2007. - 160 с.
18. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 51-54.
19. Ермолаева, Е. Волшебный цветок / Е. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 68-69.
20. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества :
учебное пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. - Москва :
Академический Проект, 2003. - 304 с.
21. Жукова, Е. С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. С. Жукова ; Мос. гос. пед. ун-т. - Москва, 2000. - 22 с.
22. Завьялова, М. Развитие воображения у дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством / М. Завьялова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 4. - С. 30-32.
23. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А. В. Запорожец. - Москва : Просвещение, 1985. - 165 с.
24. Запорожец, А. В. Психология и педагогика игры дошкольника / А. В. Запорожец, А. П. Усова. - Москва : Просвещение, 1986. - 180 с.
25. Киселева, С. Л. Развитие воображения в изобразительной
деятельности дошкольников (в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей») : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 /
С. Л. Киселева ; Ин-т псих.-пед. проблем детства. - Брянск, 2009. - 26 с.
26. Киселева, С. Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности / С. Л. Киселева. - Москва : Вентана-Граф, 2016. - 80 с.
27. Ковалев, А. Г. Психические особенности человека : научное издание. Т. 2. Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1960. - 302 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
29. Комарова, Т. С Детское художественное творчество : метод. пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 240 с.
30. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2019. - 128 с.
31. Косминская, В. Б.. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. - Москва : Просвещение, 1977. - 253 с.
32. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
33. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г. Г. Обуховой. - Москва : Советский художник, 1961. - 193 с.
34. Кудрявцев, В. Т. Ребенок-дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев, В. В. Сидельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59; № 10. - С. 62-70.
35. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. - Москва : Просвещение, 1965. - 207 с.
36. Леонова, Н. А. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование / Н. А. Леонова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. - 240 с.
37. Лук, А. Н. Учить мыслить / А. Н. Лук. - Москва : Знание, 1975. - 96 с.
38. Лыкова, И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия : конспекты занятий в ИЗОстудии / И. А. Лыкова. - Москва : ТЦ Сфера, 2008. - 248 с.
39. Матюшкин, A. M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении / A. M. Матюшкин // Проблемы способностей в современной психологии : сб. науч. тр. ; отв. ред. А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин. - Москва : НИИОП, 1984. - С. 30-50.
40. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик- Пашаев, З. Н. Новлянская. - Москва : БИНОМ, 2015. - 186 с.
41. Методика обучения изобразительной
конструированию : учеб. пособие / под ред. Н. П. Сакулиной,
Т. С. Комаровой. - Москва : Просвещение, 1979. - 272 с.
42. Микляева, Н. В. Формирование мотивации творчества на основе техник рисования // Издательский дом «Воспитание дошкольника». - URL: https://dovosp.ru/j_dv/wak/formirovanie-motivacii-tvorchestva-na-osnove-texnik- risovaniya(дата обращения : 13.09.2019).
43. Мухина, B. C. Детская психология / В. С. Мухина ; под. ред. А. А. Венгера. - Москва : Просвещение, 1985. - 272 с.
44. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 2012. - 240 с.
45. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества. Развивающие игры / Б. П. Никитин. - Москва : Просвещение, 1990. - 160 с.
46. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 100 с.
47. Палагина, Н. Н. Воображение у самого истока : психологические механизмы формирования / Н. Н. Палагина. - Бишкек : Илим, 1992. - 123 с.
48. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
49. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н. Н. Поддъяков. - Волгоград : Перемена, 1995. - 48 с.
50. Полуянов, Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством / Ю. А. Полуянов // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 94-101.
51. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 204 с.
52. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 640 с.
53. Пшеничных, Л. А. Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (на примере дошкольного образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Пшеничных ; Белгород. гос. ун-т. - Белгород, 2005. - 23 с.
54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть
1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. - Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 412 с.
55. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164-168.
56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. -720 с.
57. Рубинштейн, С. Л. Способности // Психология индивидуальных различий / С. Л. Рубинштейн ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Москва : АСТ/Астрель, 2008. - С. 20-39.
58. Сакулина, Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием / Н. П. Сакулина // Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников : труды института художественного воспитания ; отв. ред. Н. П. Сакулина. - Москва : Изв. АПН РСФСР. - 1959. - Вып. 100. - С. 7-99.
59. Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группы / Е. В. Саллинен. - Москва : КАРО, 2015. - 201 с.
60. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
61. Соболева, Т. Н. Психология способностей : учеб. пособие / Т. Н. Соболева. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 125 с.
62. Сорокина, В. Е. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Е. Сорокина ; Тамбов. гос. ун-т. - Тамбов, 2006. - 180 с.
63. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей /
К. В. Тарасова. - Москва : Педагогика, 1988. - 174 с.
64. Творчество: теория, диагностика, технологии : словарь-справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. - Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2014. - 380 с.
65. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий : способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по психологии : учебное пособие ; сост. В. В. Мироненко ; ред. А. В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1977. - С. 333-338.
66. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления : креативные тесты / Е. Е. Туник. - Санкт-Петербург : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 48 с.
67. Тютюнник, В. И. Психологические условия развития детского творчества / В. И. Тютюнник // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 126-132.
68. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
69. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой, - Москва : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html(дата обращения: 23.09.2019).
71. Филатова, Е. Ю. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (на примере обогащения и активизации словаря) : дис.
... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Ю. Филатова ; Саратов. гос. ун-т. - Саратов, 2003. - 223 с.
72. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. - Москва : Издательство политической литературы, 1963. - 544 с.
73. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 160 с.
74. Фролова, Е. Первые ступеньки творчества / Е. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 2. - С. 31-34.
75. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р. М. Чумичева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - 180 с.
76. Шутарева, Л. Н. Развитие творческих способностей старших дошкольников и младших школьников в условиях изобразительной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Н. Шутарева ; Саратов. гос. ун-т. - Саратов, 2004. - 181 с.
77. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 416 с.
78. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. - Москва : Знание, 1971. - 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ