Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств у юношей 13 -14 лет на уроках легкой атлетики 8
1.1. Физические качества как основа двигательной
подготовленности юношей 13 -14 лет 8
1.2. Возрастные особенности юношей 13-14 лет на занятиях легкой
атлетики 30
1.3Анализ методик развития физических качеств юношей 13-14 лет на занятиях легкой атлетикой 46
Глава 2. Организация и методы исследования 55
2.1. Организация исследования 55
2.2. Методы исследования 57
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 62
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 74
Актуальность исследования. Роль и значение физической культуры в школьный период жизни ребенка состоит в создании фундамента для его всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это, по мнению специалистов, приводит к возникновению предпосылок для гармонического развития личности.
Так, Л. П. Матвеев, Л.А Семенов, В.М Платонов и др. считают, что полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Они единодушны в том, что одной из основных задач, решаемой в процессе школьного физического воспитания, актуальной остается задача обеспечение оптимального развития физических качеств.
Говоря о важности школьного физического воспитания, В.И. Лях, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в своих работах отмечают, что физическую культуру школьника характеризуют следующее его составляющие:
• интерес и достаточно высокая мотивация к занятиям физическими упражнениями;
• систематическими занятиями на уроках физической культуры в рамках школьного воспитания;
• овладением навыков и привычек здорового образа жизни;
• объемом усвоения двигательных умений и навыков, обусловленных школьной программой по физическому воспитанию;
• физической подготовленностью, которая проявляется в развитии двигательных качеств.
Реформа школьного физического воспитания, проводимая в России в последние годы, направлена на повышение двигательной активности школьников, приобщения их не только к регулярным занятиям физическими упражнениями, но и бережному отношению к своему здоровью.
Многочисленные исследования врачей, психологов, специалистов физического воспитания (В.И. Лях, Л.А. Семенов, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов) говорят о том, что в настоящее время у школьников наблюдается недостаточная двигательная активность. Они единодушны в том, что данный аспект обусловлен такими факторами, как: увеличение учебных нагрузок, увлечение компьютерными играми, плохое состояние здоровья, ограничение в занятиях спортом, и как результат - низкий уровень развития физических качеств.
Так, результаты мониторинга, проведенного в школах Екатеринбурга и Свердловской области А. В. Чудиновских, Л. А. Семеновым показали, что около 50% учащихся не выполняют нормативные требования государственного образовательного стандарта и школьной программы, то есть имеют низкий уровень физической подготовленности.
По данным исследований научной школы И.А. Аршавского в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями здоровья. Результаты исследований говорят о том, что лишь 10% выпускников школ могут считать себя здоровыми.
Научными исследованиями школы И.А. Аршавского установлено, что одним из факторов является постоянно увеличивающаяся учебная нагрузка, которая идет в ущерб двигательной активности школьников.
В.И. Лях, Л.А. Семенов, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в своих трудах отмечали, что полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без активных физкультурных занятий. Они отмечали также, что естественное развитие ребенка приходится на средний и старший школьный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению специалистов, «развиваются основные физические способности и функциональные возможности ребенка».
Следует отметить, что принятие нового комплекса ГТО сможет существенно повысить интерес школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями, бережному отношению к своему здоровью.
Несмотря на большое внимание к данной проблеме большинства исследователей (Б.А. Ашмарин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, Л.А. Семенов и др.) на практике имеют место несоответствия, которые существенно снижают эффективность школьного физического воспитания. К можно отнести:
• постоянное увеличение учебной нагрузки в ущерб двигательной активности;
• недостаточное материально-техническое обеспечение школьного урока физической культуры;
• низкое качество организации и проведения видовых уроков физической культуры;
• отсутствие системы работы по формированию здорового образа жизни школьников.
Эти несоответствия позволили определить проблему исследования как обоснование эффективных средств и методов развития двигательной сферы юношей 13 -14 лет на уроках лёгкой атлетики сформулировать тему
выпускной квалификационной работы: «Развитие физических качеств у юношей 13-14 лет на занятиях легкой атлетики».
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей 13 - 14 лет на занятиях легкой атлетики.
Предмет исследования - методика развития физических качеств у юношей 13-14 лет на занятиях легкой атлетики.
Цель исследования - повысить уровень развития физических качеств, на занятиях легкой атлетики используя комплекс специализированных упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития физических качеств юношей 13 -14 лет на занятиях легкой атлетики.
2. Выявить уровень развития физических качеств юношей 13 -14 лет на занятиях легкой атлетике
3. Разработать и апробировать комплексы физических упражнений направленных на развитие определенных физических качеств у юношей 13
-14 лет.
4. Проанализировать эффект воздействия специализированных
упражнений на развитие физических качеств у юношей 13 -14 лет на
занятиях легкой атлетике.
5. Провести сравнительный анализ, показателей уровня развития физических качеств у юношей 13 -14 лет на занятиях легкой атлетикой.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование нового, экспериментального комплекса упражнений для развития физических качеств у юношей 13-14 лет на занятиях легкой атлетикой, повысит уровень развития определенных физических качеств у данной группы.
Научная новизна исследования.
• Выявлены показатели эффективности используемой методики, которые определяют повышение уровня развития физических качеств в процессе учебно-тренировочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена связь между возрастными особенностями юношей и уровнем развития физических качеств.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений для увеличения уровня развития физических качеств юношей 13-14 лет на занятиях легкой атлетикой, а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 75 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 44 источника и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Роль и значение физической культуры в школьный период жизни ребенка состоит в создании фундамента для его всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это, по мнению специалистов, приводит к возникновению предпосылок для гармонического развития личности.
Так, Л. П. Матвеев, Л.А Семенов, В.М Платонов и др. считают, что полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Они единодушны в том, что одной из основных задач, решаемой в процессе школьного физического воспитания, актуальной остается задача обеспечение оптимального развития физических качеств.
Реформа школьного физического воспитания, проводимая в России в последние годы, направлена на повышение двигательной активности школьников, приобщения их не только к регулярным занятиям физическими упражнениями, но и бережному отношению к своему здоровью.
Многочисленные исследования врачей, психологов, специалистов физического воспитания (В.И. Лях, Л.А. Семенов, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов) говорят о том, что в настоящее время у школьников наблюдается недостаточная двигательная активность. Они единодушны в том, что данный аспект обусловлен такими факторами, как: увеличение учебных нагрузок, увлечение компьютерными играми, плохое состояние здоровья, ограничение в занятиях спортом, и как результат - низкий уровень развития физических качеств.
Так, результаты мониторинга, проведенного в школах Екатеринбурга и Свердловской области А. В. Чудиновских, Л. А. Семеновым показали, что около 50% учащихся не выполняют нормативные требования государственного образовательного стандарта и школьной программы, то есть имеют низкий уровень физической подготовленности.
По данным исследований научной школы И.А. Аршавского в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями здоровья. Результаты исследований говорят о том, что лишь 10% выпускников школ могут считать себя здоровыми.
Научными исследованиями школы И.А. Аршавского установлено, что одним из факторов является постоянно увеличивающаяся учебная нагрузка, которая идет в ущерб двигательной активности школьников.
В.И. Лях, Л.А. Семенов, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в своих трудах отмечали, что полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без активных физкультурных занятий. Они отмечали также, что естественное развитие ребенка приходится на средний и старший школьный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению специалистов, «развиваются основные физические способности и функциональные возможности ребенка».
Следует отметить, что принятие нового комплекса ГТО сможет существенно повысить интерес школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями, бережному отношению к своему здоровью.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1.Что развитие физических качеств зависит от возрастного анатома - физиологических особенностей, возраст 13 -14 лет особенно благоприятен для развития силы и выносливости.
2. В ходе проведенного эксперимента были определены комплексы упражнений, направленных на развитие быстроты, выносливости, координации и силы у юношей 13 -14 лет на занятиях легкой атлетики.
3. В ходе анализа результатов исследования была выявлена положительная динамика в развитии физических качеств юношей 13 -14 лет на занятиях легкой атлетики.
1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 194 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]/ Б. А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1978. - 267 с.
3. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека/ В. К. Бальсевич. - Москва.: Просвещение, 1992. - 54 с.
4. Бальсевич, В. К. Возрастное развитие физических качеств человека/ В. К. Бальсевич, М. К. Запорожанов. - Москва.: Просвещение, 1990. - 83 с.
5. Богданов, Г. П. Школьникам здоровый образ жизни/ Г. П. Богданов. - Москва:Физкультура и спорт, 1989. - 125 с.
6. Бондарчук, А. П. Тренировка легкоатлета/ А. П. Бондарчук. - Москва: Просвещение, 1986. - 160 с.
7. Герасимова, Г. Н. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств/ Г. Н. Герасимова, Л. А. Павлычева. - Москва.: Просвещение, 1991. - 105 с.
8. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников/ Л. Л. Головина. - Москва: Просвещение, 1994. - 157 с.
9. Гонестова, И. В. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта/ И. В. Гонестова. - Москва: Теория и практика физического воспитания, 1983. - 135 с.
10. Гужаловский, А.А. Физическое развитие и двигательная подготовленность школьников/ А. А. Гужаловский. - Москва.: Педагогика, 2017. - 241 с.
11. Давиденко, В. Н. Лёгкая атлетика / В. Н. Давиденко.- Москва: Физкультура и спорт, 2015. - 75 с.
12. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология/ Ю. А. Ермолаев. - Москва: Просвещение, 1985. - 84 с.
13. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю. Д. Железняк, В. К. Петров. - Москва: Академия, 2005. - 43 с.
14. Жеребцов, А. В. Физкультура и спорт/ А. В. Жеребцов. - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.
15. Жилкин, А. И. Лёгкая атлетика/ А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - Москва: Академия, 2013. - 464 с...