ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО
СИРОТСТВА 10
1.1 Социальное сиротство как феномен 10
1.1.1. Историография проблемы социального сиротства
10
1.1.2. Причины современного социального сиротства в России 12
1.1.3. Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема ... 15
1.2. Отечественные и зарубежные подходы к профилактике
социального сиротства 23
1.2.1. Анализ отечественных подходов 23
1.2.2. Анализ зарубежных подходов 37
1.3. Возможности межведомственного взаимодействия как механизм профилактики социального сиротства 45
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 54
2.1. Организация межведомственного взаимодействия в работе по профилактике социального сиротства на территории города Каменска- Уральского и Каменского района 54
2.2. Анализ деятельности ГАУ «СРЦН г. Каменска-Уральского» по профилактике социального сиротства. Практическая работа ГАУ «СРЦН г. Каменска-Уральского как форма межведомственного взаимодействия по решению проблемы профилактики социального сиротства 64
2.3. Модель межведомственного взаимодействия в профилактике социального сиротства на территории города Каменска-Уральского и
Каменского района
Заключение 105
Список литературы 109
Приложения
Актуальность темы исследования
Уже много лет одной из острейших проблем России является социальное сиротство. Возникший в современном обществе острый кризис: снижение материального достатка семей, рост уровня безработицы, закрытие предприятий - отразился на нравственном здоровье семьи, которая является главной естественной системой защиты ребенка. В жизни каждого человека семья занимает одно из самых важных мест. Из семьи мы черпаем силу и уверенность, человек счастлив и самодостаточен, когда имеет надежный тыл - семью, где его поймут, поддержат, разделят с ним радость и печаль. Семья очень важна и с точки зрения государства. Ведь именно в семье социализируется личность, семья выступает, как социально-культурный институт, инструмент консолидации общества, и даже достижения гражданского согласия в стране и преодоления межнациональных конфликтов.
Можно констатировать, что резкие перемены в политической, экономической и социальной сфере в России отрицательно сказались не только на благосостоянии российской семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между родителями и детьми, социальной деградации семей, падением нравственных устоев. И, несмотря на немалые усилия, предпринимаемые государством для преодоления кризиса российской семьи, социальное сиротство продолжает оставаться одной из острейших проблем современной России. Около 95 % детей, находящихся на попечении государства, являются «социальными сиротами», детьми, имеющими биологических родителей, которые устраняются от воспитания ребенка, находятся в неадекватных отношениях с детьми.
Все больше становится неполных семей, семей, где дети рождены вне брака, семей с так называемыми социальными заболеваниями: пьянством и наркоманией, а также семей, где не работают оба родителя, конфликтных, малоимущих и криминальных семей, семей, где беспечно относятся к воспитанию детей, не заботятся об их жизни и здоровье. Во всех этих семьях дети находятся в зоне риска. По данным Федеральной службы государственной статистики численность детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах, увеличилась в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом, как в Свердловской области, так и в целом по России.
Так, на 1 января 2016 года в Свердловской области эта цифра составила 1399 человек, а на 1 января 2017 года - 1620 человек. Приведенные цифры еще раз доказывают, что проблема социального сиротства и пути ее решения остаются актуальными в России.
Для решения этой сложной социальной проблемы необходимо консолидировать усилия многих учреждений и заинтересованных организаций, то есть организовать межведомственное взаимодействие.
Существующее российское законодательство предполагает создание и регулирование деятельности системы профилактики социального сиротства в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которому осуществление данных мероприятий возложено на различные ведомственные учреждения, являющиеся субъектами системы профилактики.
Само слово «система» предполагает некоторое взаимодействие субъектов друг с другом: информационный обмен, организацию совместных мероприятий, разработку единого плана действий.
Однако полномочия участников профилактической работы даются в законе достаточно размыто, не существует четко установленных обязательств. Не для всех субъектов профилактики данная работа является основной функцией деятельности, следовательно, и эффективность от ее реализации невысокая. Многие специалисты в субъектах профилактики действуют, не имея четких критериев эффективности осуществляемой ими профилактической работы, критерии остаются размытыми, поскольку не являются ни научно обоснованными, ни законодательно закрепленными.
На практике каждый субъект проводит свои мероприятия без участия специалистов других служб и организаций. Решение проблем безнадзорности и сиротства детей затрудняется разобщенностью действий учреждений и ведомств. Кроме того, часть учреждений решает целый ряд задач, и профилактика является лишь одной из них. Данные субъекты имеют в своем составе отдельные подразделения, реализующие мероприятия профилактической направленности. Например, подразделения по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел согласно 120-ФЗ «осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних». Другие субъекты, например, учреждения образования, ориентированы на конкретную деятельность: обучение, образование, воспитание - и для них функция профилактики является исключительно дополнительной. А, следовательно, у них нет кадровых ресурсов для ее реализации. Выполнение учреждениями не свойственных им задач становится проблематичным. Судьба ребенка передается «из рук в руки», проходит по этапам технологий. Если ведомство выполнило свою задачу, то ребенок снимается с учета и либо передается в другую структуру (без дальнейшего контроля над ним), либо выпускается из поля зрения вообще, и работа с ним не ведется. Каждое ведомство при работе использует свои критерии, отчетные показатели, вкладывает свой смысл в понятия. У всех служб нет единого оперативного поля и единой задачи. Нет опоры в работе на информацию других структур в необходимом объеме. Затрудняет работу также и нерациональное дублирование функций.
Именно поэтому создание модели межведомственного взаимодействия поможет снять остроту сразу нескольких проблем, в том числе противоречие ведомственных интересов, трудности в принятии решений в определенных ситуациях из-за возможности превысить полномочия. В основе данной модели должно лежать определение общих межведомственных целей и конкретных задач каждого субъекта профилактики, это позволит избежать ненужного дублирования мероприятий, что снижает, во-первых, эффективность самой помощи семьям, а во-вторых, возможно, и мотивацию специалистов. Тогда можно будет говорить о системе дифференцированных мероприятий и действительно адресной помощи семье без формального подхода. Усиление межведомственного взаимодействия за счет создания четкого алгоритма взаимодействия, определение роли каждого из субъектов позволило бы повысить эффективность профилактики...
В России очень серьезное внимание уделяется проблеме социального сиротства. И законодательство, которое регулирует систему профилактики, и Концепция государственной семейной политики, и проходящие ныне мероприятия в рамках объявленного в 2018 году Десятилетия детства первоочередной задачей считают приоритет семьи, сохранение ребенка в семье.
Проанализировав теоретические аспекты и проведя эмпирическое исследование по изучению системы профилактики социального сиротства и организации межведомственного взаимодействия в профилактике социального сиротства можем сказать, что проблемы в организации профилактики сиротства, в том числе межведомственном взаимодействии существуют.
Именно поэтому необходимо создание модели межведомственного взаимодействия, которая сможет снять остроту многих существующих проблем - это и противоречия ведомственных интересов, и трудности в принятии решений в определенных ситуациях, и размытость нечеткость законодательно закрепленных за субъектами профилактики полномочий и критериев результативности работы.
Рассмотрев социальное сиротство как феномен, который актуален в России несколько последних десятилетий, понимаем, что изучение данного феномена требует комплексного понимания, так как само существование сирот при живых родителях сигнализирует о трансформации ключевых общественных институтов, наиболее важным из которых остается семья и общество в целом, а количество социальных сирот можно считать показателем духовного и морального здоровья нации.
Социальное сиротство следует рассматривать, как психолого-педагогическую проблему. Для социализации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, для закладки фундамента благополучия их будущих семей требуется объединение усилий социальных педагогов, педагогов, психологов, а решить эту проблему можно, опираясь на новую модель оказания помощи семьям, применяя стандарты профессиональной деятельности работников социальной сферы, так как именно на основе межведомственного взаимодействия можно не только понять проблему каждой семьи, определить, при каких условиях ее социальный маршрут станет наиболее благоприятным, но и оказать семье психологическую помощь на ранних этапах.
Рассмотрев отечественные и зарубежные подходы к профилактике социального сиротства, считаем, что во всех субъектах Российской Федерации и рассмотренных нами зарубежных странах существует сформированная законодательная база, имеются концепции профилактики сиротства и растет инфраструктура профилактики, число учреждений, включенных в эту деятельность. В России, так же, как и за рубежом, сокращается интернатная система, приоритетными становятся семейные формы жизнеустройства, но эти меры, совершенно правильные и необходимые, не ведут к заметному снижению масштабов социального сиротства, числа неблагополучных семей, являющихся его поставщиками.
Решить эти проблемы можно за счет создания четкого алгоритма взаимодействия, определение роли каждого из субъектов позволило бы, на наш взгляд, повысить эффективность профилактики социального сиротства.
Для создания модели взаимодействия субъектов профилактики важным шагом является разработка единых научных подходов к критериям эффективности самой профилактической деятельности. Улучшению качества функционирования системы профилактики в целом будут способствовать мероприятия по повышению престижа деятельности специалистов, осуществляющих профилактику.
Предложенная нами модель межведомственного взаимодействия в работе по профилактике социального сиротства разработана с учетом всех барьеров взаимодействия между специалистами разных ведомств и опирается на межведомственный характер профессиональных стандартов работников социальной сферы. Реализация модели с организацией на первом этапе бригады срочного реагирования, созданной из специалистов разных ведомств, где ведущая роль отводится психологу социального учреждения, позволит еще на начальной стадии риска семейного неблагополучия проводить коррекционную работу с семьей, принимать коллегиальные решения по работе с семьей, не боясь превысить служебные полномочия, избавиться от ненужного дублирования в работе.
Предложенная на следующем этапе работы с семьей технология кейс- менеджмента позволит говорить о системе дифференцированных мероприятий и действительно адресной помощи семье без формального подхода. Усиление межведомственного взаимодействия за счет создания четкого алгоритма взаимодействия, определение роли каждого из субъектов, куратора деятельности с каждой семьей, а также активное включение в реабилитационный процесс членов семьи позволят повысить эффективность профилактики социального сиротства.
1. Алехина С.В. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании/ Алехина С.В., Фальковская Л.П.// Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» 2017. Том 9. № 3. С. 116-128
2. Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия. Коллективная монография подготовлена в соответствии с поручением Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (выписка из протокола заседания Совета от 25.10.2016 г.) - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 311 с.
3. Базарова Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства// Вестник Бурятского университета. 2015 № 5
4. Боенкина Е.А. Основные положения концепции профилактики вторичного социального сиротства посредством психолого-педагогического просвещения замещающих родителей / Боенкина Е.А., Рудин И.В // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 4А. С. 180-194.
5. Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности
воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. №2. [Электронный ресурс]
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/941
6. Вместе к успеху: обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию / Фонд «Евразия». - М.; Вашингтон, 2015.- 66 с. Интернет-версия на русском: http://www.usrussiasocialexpertise.org/node/504)
7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/1320
8. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства Психология и социология «Молодой учёный» №11 (46) ноябрь 2012 г.
9. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения// Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых. № 2 (45) 2015
10. Ежегодный доклад уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области 2018 год // http://www.svdeti.ru/index.php?option=com k2&view=item&id=6607: doklad- 2018&Itemid=165
11. Жидконожкина О.Н. Проблемы взаимодействия органов
внутренних дел с учреждениями здравоохранения в профилактике семейного неблагополучия. Журнал «Вестник Воронежского института МВД России, 2013 [Электронный ресурс] https: //cyberleninka.ru/article/n/problemy-
vzaimodeystviya-organov-vnutrennih-del-s-uchrezhdeniyami-zdravoohraneniya-v- profilaktike-semeyno go-neblagopoluchiya
12. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер - их роль в повышении качества профессионального труда// Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21.№ 1, с.119-129
13. Зарецкий В. К. Пути решения проблемы сиротства в России / 61 Под. ред.. Дубровская М. О. ., Ослон В. Н. , Холмогорова А. Б .М.: Академия, 2015. 261 с.
14. Защита детства. Профилактика социального сиротства:
Методическое пособие для социально ориентированных некоммерческих организаций. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения, 2012. - 196 с.
15. Кирюшина Н. Ю., Морозова Л.В. Правовая защита детства в Российской Федерации. Журнал «Наука и школа», 2016 г.https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-zaschita-detstva-v-rossiyskoy-federatsii..