ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПО ВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА 7
1.1. Понятие «безопасное поведение», его компоненты 7
1.2. Безопасное поведение у обучающихся в природной среде 16
1.3. Туристический поход как средство формирования безопасного
поведения в природной среде 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА 37
2.1. Процесс формирования безопасного поведения в природной среде условиях туристического похода посредством внеурочной деятельности 37
2.2.. Методические рекомендации по формированию безопасного поведения в природной среде условиях туристического похода 47
2.3. Программа «Безопасное поведение в условиях туристических
походов в природной среде» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность исследования. Прогрессивная жизнь, которая окружает нас, полна опасных неожиданностей. Нередки случаи, когда дети оказываются в природной среде одни и не понимают правил поведения при появлении небезопасной ситуации, не могут оказывать первую доврачебную помощь себе и друзьям в группе при появлении всевозможных травм. Мы считаем, это незнание связано с тем, что родители и учителя не заостряют внимание ребят на личной безопасности; дети не имеют навыка в участии туристских походов, а еще они владеют недостаточной физической, технической и психической подготовкой..
Каждый год в России пропадает 15000 детей, многие из них гибнут в природной среде.
По существующей статистике происшествий, которые происходят с туристами на спортивных маршрутах, специалисты выделяют одними из основных гибель людей на воде (40% от общего числа происшествий), травмы при горных, пеших и лыжных походах в условиях горного рельефа (19%), переохлаждение (13%) и автомобильные катастрофы на активных туристических маршрутах всех видов (12%).
На спортивных самодеятельных маршрутах (при неорганизованном туризме) основными причинами происшествий с туристами остаются гибель на воде (46% от общего числа происшествий), в том числе при перевороте плавсредств (40%) и травмы в условиях горного рельефа (45% от общего числа всех происшествий).
Программой учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Культура безопасности жизнедеятельности» на изучение темы туристических походов ( программа В. Н. Латчука, С. К. Миронова, С. Н. Вангородского и М. А. Ульяновой) выделяется всего 2 темы (18 уроков) в 6 классе: «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме». Это количество часов, для данной темы недостаточно, чтобы овладеть навыками безопасного поведения в условиях туристического похода.
В тоже время педагогическая практика показала, что почти все педагоги имеют недостаточное количество научно - методической и педагогической литературы, в которой давались бы определенные методические рекомендации учащимся и учителям по формированию безопасного поведения в природных ситуациях.
Анализ ситуации в рамках комплексного формирования безопасного поведения у обучающихся в природной среде в аспектах туристического похода с потребностями практики туристических походов в образовательном учреждении, позволил обозначить ряд противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне возражение имеет место быть в том, собственно что необходимость общества в формировании безопасного поведения в природных условиях у обучающихся подразумевает у их в период обучения в школе лишь только теоретических познаний, но в реальном туристском походе необходимы практические способности, которым школьное воспитание уделяет недостаточное внимание.
2. На научно-теоретическом уровне возражение имеет место быть в надобности поменять численность практических занятий в образовательном процессе и тем, собственно что доктрина не имеет в для себя готовых рецептов в реализации данных перемен.
3. На научно-методическом уровне противоречие проявляется в необходимости изменить количество практических занятий в образовательном процессе и тем, что теория не содержит в себе готовых рецептов в реализации этих изменений.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой компонент образовательного процесса подготовки обучающихся в школе в области туристических походов и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного формирования безопасного поведения в природных условиях?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему выпускной дипломной работы: «Формирование безопасного поведения обучающихся в природной среде в условиях туристического похода».
Цель исследования: разработать эффективную методику
формирования безопасного поведения обучающихся в условиях туристического похода.
Объект: процесс формирования безопасного поведения обучающихся в условиях туристического похода.
Предмет: безопасное поведение обучающихся в условиях
туристического похода.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу;
2. Рассмотреть понятие «безопасное поведение», «туристический поход», безопасное поведение в туристическом походе;
3. Проанализировать сформированность безопасного поведения у обучающихся в туристических походах;
4. Разработать программу и рекомендации по формированию безопасного поведения обучающихся в природных ситуациях в условиях туристического похода.
Гипотеза: процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях в туристском походе станет удачным, в случае если он станет регламентирован разработанной программой «Безопасное поведение в условиях туристских походов в природной среде», которая будет основана на определенном наполнении содержания учебного материала, который возможно использовать на практике.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и психологопедагогической литературы, анализ результатов тестирования, сравнение, обобщение), эмпирические (изучение статей, изучение результатов деятельности, открытое наблюдение), опросные (тестирование).
Известно, что воспользовавшись всеми благами цивилизации, человек запамятовал, собственно что есть силы, способные вышибить его из обычного ритма - это природа. Оказавшись с ней раз на раз, человек делается немощным и незащищенным, в случае если он не подготовлен. Ключевая задача человека в автономных критериях - вынести все тяготы.
Как мы видим, что всевозможные туристские походы устанавливают перед человеком конкретные задачи, от заключения которых находится в зависимости жизнь и безопасность. Верные воздействия в итоге занятий, разборов чрезвычайных обстановок, собственном эксперименте, роли в маленьких происшествиях «записываются» в подсознание человека.
Его воздействия случаются до «сознательного автоматизма». Неуверенность, потерянность и т.п. в экстремальной истории объясняются простой безграмотностью, неведением как работать в что или же другой быте. Для понижения вероятности появления небезопасных обстановок и введен вещь ОБЖ во всех образовательных организациях.
Познания, умения, способности - теоретическая и практическая база, но без сформированной установки на внедрение данных познаний, они делаются глупым грузом, в следствие этого нам нужно воздействовать на понимание и создавать безопасное поведение.
Мы установили, что содержание защищенности туристских походов имеет возможность вызывать конкретные боязни у ребят (а смогу ли я? собственно что имеет возможность со мной случиться? как и где находить помощи?).
В следствие этого при исследовании предоставленной темы нужно со всей серьезностью годиться к материалам занятия и способам изучения, которые обязаны отвечать вероятностям обучающихся.
А для уничтожения психического напряжения и боязней очень хорошо подходят личные и корпоративные психические тренинги. Так как нередко как раз психоэмоциональная стабильность выручает жизнь человеку в экстремальной ситуации.
Подводя результат нашей работы, мы можем представить ряд выводов. Для начала, выучив ряд источников, приуроченных к обучению поведению в критериях самостоятельного существования, мы выявили недостатки кое- каких способов и программ обучения.
Наверное, создание единственного способа осложняется, собственно что во всех местностях есть собственные климато-географические особенности, а еще методы выживания у всякого туриста персональны, в следствие этого единообразный способ тут не абсолютно уместен.
Абсолютно, есть совместные этапы, которые производятся, автономно от местности и возраста туристов. В соответствии с этим в рамках ОБЖ мы станем рассматривать совместные основы подготовки к автономному существованию и подготовку с учетом специфичности нашего ареала.
Вовторых, нам было нужно разглядеть современные способы и технологии, применяемые на уроках ОБЖ. Несомненно имеется переориентация образовательного процесса на функциональные способы изучения, а вещь ОБЖ считается, наверное, самой многообещающей площадкой для применения этих способов.
Мы обсудили известные способы и технологии в образовательном процессе, а еще предложили методы использования на уроках ОБЖ. Не оставляем без интереса и что прецедент, собственно что вещь ОБЖ считается наиболее встроенным, в связи с данным в образовательном процессе нужно деятельно вести взаимодействие с учителями предметниками.
В-третьих, делая упор на более нередко применяемые трудящиеся программки и современные способа, мы придумали кое-какие методические совета по организации теоретических, практических и внеучебных занятий по обучению безопасному поведению с внедрением интенсивных способов изучения, которые представлены во второй главе. Функциональные способы ориентированы на творческую, самостоятельную работа, в следствие этого в том числе и при исследовании абстрактного материала обучающиеся отрабатывают какие-либо познания и умения на практике.
Еще советы ориентированы как на личное, например и на массовое изучение, так как принужденная самоуправление имеет возможность случится как с группой людей, например и с одним человеком, который заплутался или же отбился от группы.
Становится понятным, что обучению безопасному поведению станет содействовать толковая разработка теоретической, практической и внеучебной работы. Когда ребенок осознает, собственно что надо создавать, как это устроить и для чего это надо, у него в подсознании складывается модель верного поведения, а еще ценностная аппарат на использование познаний в жизни, от коих находится в зависимости его собственная безопасность и безопасность находящихся вокруг.
Нами было показано, что внедрение передовых способов, интеграция с другими дисциплинами, становление внеклассной работы дозволит исключить образовательный процесс на новый уровень и достичь больше высококачественного усвоения знаний.
1. Александрова, А.Ю., Аигина Е.В., Баюра В.Н. География туризма: учебник. Москва, Кнорус 2016. 592с. - Текст: Электронный.
2. Алексеев, А.А. Питаниев туристском походе.Изд.десятое, дополненное./Москва, 2015. - 96 с. - Текст: Электронный.
3. Асташкина, М. В. География туризма: учеб. пособие для СПО по специальности "Туризм". Москва.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2011. - 430с. - Текст: Электронный.
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. Москва, 2012.-174 с. - Текст: Электронный.
5. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме. Москва: Форум, 2014. - 176 с. - Текст: Электронный.
6. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма / под ред. Писаревского.Е.Л./ Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. -272с. - Текст: Электронный.
7. Бостанджогло, М.М. Методические рекомендации по
организации и проведению туристских походов с обучающимися / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». - Москва.: Изд-во «Канцлер».- 2015. -24 с. - Текст:
Электронный
8. Бутко, И.И. Туризм.Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: пособие для студентов гуманитар. и профил. фак. вузов, специалистов туристских организаций.; Москва: МарТ;2013. - 319 с.- Текст: Электронный.
9. Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе.; Молодой ученый. 2014. №5.1. С. 11 - 14. -Текст: Электронный.
10. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации.; Москва: Знание, 1990. 190 с. -Текст: Электронный.
11. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе:
программы, мероприятия, игры.; Ростов на Дону: Феникс, 2013.-235с. -
Текст: Электронный.
12. Гриднева, Т. Программа летнего отдыха (Методика и практика)Беспризорник. 2011. - №4. - С. 45-53. - Текст: Электронный.
13. Гуреев, Н. В. Активный отдых.; Москва: Рос.спорт, 2014. - 59 с. - Текст: Электронный.
14. Дыжина, Н. Н. География туризма: учеб. пособие.; Москва; Фоссет, 2010. -253с. - Текст: Электронный.
15. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2013. - 495 с. - Текст: Электронный...