ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 9
1.1 Проблема профессионального выбора в трудах отечественных и
зарубежных ученых 9
1.2 Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в
психологии подростков 17
1.3 Наиболее распространенные модели профессионального
самоопределения старшеклассников 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Обоснование методик и описание выборки исследования 31
2.2 Дизайн исследования 36
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ФОРМИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ 44
3.1 Теоретическое обоснование модели «Моя профессия - мое будущее».. .44
3.2 Основные методологические направления работы психолога - план
схема 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Большую часть своей жизни человек проводит время на работе. Безусловно, работа влияет на его характер, поведение, образ жизни, личностные качества и т.д. Можно сказать, что от того, какую профессию для себя выберет человек, зависит вся его дальнейшая жизнь и судьба. В связи с этим, чрезвычайно важным становится вопрос профессионального самоопределения. Уже в 14-16 лет перед человеком встает задача определиться с выбором профессии. Однако в этом возрасте еще достаточно трудно сделать конкретный выбор в пользу одной профессии, так как, во- первых, для этого еще нет необходимого жизненного опыта, а во-вторых, даже в старшем подростковом возрасте человек еще только познает себя: «какой я?», «на кого я хочу быть похожим, а на кого нет?», «что мне по- настоящему нравится?», «что у меня получается лучше всего?» и т.п. Таким образом профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшего школьника. Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является не умение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованиями профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.
В нашей стране профессиональное самоопределение становится значимым с середины 90-х годов ХХ века. Прежние подходы к проблеме профориентационной работы в изменившихся экономических и социальных условиях не действуют, так как меняются ценностные ориентации в обществе в целом, а также мотивация, личная установка учащихся на освоение тех или иных специальностей.
При исследовании вопросов самоопределения личности можно выделить несколько аспектов, связанных между собой: это профессиональное самоопределение, личностное самоопределение и социальное самоопределение. Причем каждая сторона самоопределения имеет психологические особенности.
В современных социально-экономических условиях возникает целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения таких как:
1. противоречие между знаниями и представлениями молодежи о выбранной профессии и ее реальной сущности;
2. противоречие в несоответствии между социальнопрофессиональными ожиданиями и конкретными возможностями их реализации;
3. противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).
В данном исследовании нам бы хотелось обратить внимание лишь на одну сторону самоопределения - проблему профессионального выбора. Выбор профессионального пути в первую очередь связан с выбором действительно значимых для данного человека жизненных ценностей, ценностей, которые в дальнейшем будут определять реальную профессиональную мотивацию.
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, рассматриваемый с разных сторон, с разных позиций и точек зрения. С одной стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как задачу, поставленную обществом перед конкретным человеком (социологический подход). С другой стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс принятия целой серии следующих одно за другим решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества (социально-психологический подход). Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение - как процесс вырабатывания индивидуального стиля жизни, немаловажная часть которого - профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [51].
В нашей работе нам бы хотелось остановиться на социальнопсихологическом подходе, когда процесс профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения свойств личности.
Степень разработанности проблемы. Проблема профессионального выбора - это научная проблема, которая рассматривается в таких отраслях знаний, как философия, педагогика, социология, психология. Различные аспекты профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении ряда этапов развития педагогической науки. Психологопедагогические основы развития личности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.И. Божович.
Философские аспекты теории самоопределения нашли глубокое отражение в работах Л.М. Архангельского, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Н.Д. Зотова, Э.В. Ильенкова и др., которые систематизирующим свойством самоопределения называют нравственную ответственность личности.
В социологии понятие «самоопределение» рассматривается в контексте социального становления личности, вхождения ее в различные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, установок, принятых в обществе (И.С. Кон, М.В. Батырева, О.И. Карпухин и др.).
В психолого-педагогической науке профессиональное самоопределение рассматривается в тесной взаимосвязи с общим процессом самоопределения и самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Батаршев, В.П. Бондарев, Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, Н.П. Капустин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.).
Работы перечисленных авторов позволили изучить важные стороны процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Анализ научной литературы по данной проблеме позволяет утверждать о сохранении актуальности изучения самоопределения молодых людей при выборе профессии в современном обществе.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: специфика профессионального
самоопределения старшеклассников, посещающих организации дополнительного образования.
Целью работы является выявить специфику профессионального самоопределения старшеклассников, посещающих организации дополнительного образования (на примере кружка технической направленности «Юный железнодорожник» Свердловской детской железной дороги).
Гипотеза исследования:
В структуре модели профессионального самоопределения старшеклассников отмечается:
1. Профессиональные планы старшеклассников не связаны с направленностью получаемого дополнительного образования.
2. Профессиональный выбор подростки связывают прежде всего с материальными интересами, при этом у них отсутствует социальный мотив, старшеклассники не связывают профессию со своей последующей жизнью и не рассматривают профессию в качестве средства достижения социального статуса в будущем.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников.
3. Изучить и оценить уровень сформированности профессиональных планов подростков.
4. Выявить специфику профессионального самоопределения старшеклассников, посещающих организации дополнительного образования.
5. Построить модель профессионального самоопределения современных старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных ученых - теория профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Н.С. Пряжникова, концепции профессионального развития личности Е.А. Климова, В.Ф. Сафина, С.Н. Чистякова, Э.Ф. Зеера, концепции психолого-педагогического сопровождения И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой.
Нам наиболее близка точка зрения Е.А. Климова и Н. С. Пряжникова. Обобщив логику рассуждений Н. С. Пряжникова и Е.А. Климова можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы:
теоретические - (анализ, систематизация и обобщение научной литературы);
эмпирические - тестирование, анкетирование, (активизирующий опросник «Перекресток» по Н.С. Пряжникову, анкета жизненных ориентиров подростков, анкета на основе анкеты оптанта, статистическая обработка результатов);
метод математической обработки данных (количественный анализ, статистическая обработка проводилась с помощью компьютерного обеспечения программы Microsoft Excel).
Эмпирическую базу исследования составили подростки в возрасте 14 - 16 лет, посещающие коллектив Свердловской детской железной дороги.
Научная новизна работы заключается в выявлении и анализе основных факторов, мотивов и особенностей, характеризующих профессиональное самоопределение современных старшеклассников.
Определена структура ценностной системы самоопределения современных подростков при выборе профессии, состоящая из ценностей общества (востребованность профессии, престижность, мода на конкретные профессии), ценностей личности (индивидуальная предрасположенность к профессии, ориентация на самореализацию и самоутверждение), ценностей профессии (материальные возможности профессии, условия труда, карьерный рост).
Выявлено, что при выборе профессии у современных старшеклассников преобладают материальные интересы, при этом отсутствует социальный мотив, подростки не связывают свою будущую профессию со своей последующей жизнью. У них отсутствует представление о профессии как о средстве достижения социального статуса в будущей жизни.
На основе данных, полученных в ходе исследования, разработана модель профессионального самоопределения учащихся старших классов и предложены основные методологические направления работы психолога.
Научно-практическая значимость работы: построенная нами модель может послужить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников.
В настоящее время одним из самых актуальных и трудных вопросов для современной молодежи является вопрос выбора профессии. Профессиональное самоопределение является центральной проблем в жизни старшего школьника. Юношеский возраст является, с одной стороны, сложным и неустойчивым к внешним влияниям, с другой стороны - чувствительным и благоприятным к созданию психологических предпосылок личностной и профессиональной зрелости. Выбор профессии является одним из самых важных решений, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Профессиональное самоопределение является сложным психологическим процессом, который включает познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность, а также профессиональные планы старшеклассников.
В настоящее время учащиеся старших классов зачастую недостаточно готовы к профессиональному выбору, в связи с тем, что у большинства подростков не развиты личностные качества такие как способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность и практически отсутствуют знания о мире профессий. Все это создает определенные трудности в профессиональном самоопределении выпускников школ. Выбор профессии ограничивается отсутствием знаний о профессиях, не сформировано понимание о профессии как о средстве достижения социального статуса в будущей жизни.
Изучение проблемы профессионального выбора приобретает в современном мире особое значение в связи с развитием новых технологий, появлением новых профессиональных направлений и профессий. Принятие решения о выборе профессии требует от современного старшеклассника высокой ответственности и самостоятельности.
Проводимые учеными исследования способствуют разработке новых, более целенаправленных подходов к осуществлению психологической поддержки и профессиональной ориентации подростков в соответствии с их личностными особенностями.
Предложенная нами модель профессионального самоопределения старшеклассников может быть использована психологами и педагогами в сфере образования с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся.
Таким образом, необходимым условием для успешного самоопределения старшеклассников является активизация их интереса к самопознанию, формирование ответственности, самостоятельности, целенаправленности, самокритичности, готовности к выбору.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академический проект», 2006. - 701 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие/Аверин В.А. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1988. - 379 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г. - 3-е изд. - СПб., М., Харьков: «Питер», 2002. - 288 с.
4. Ананьев Б.Г., Палей И.М. О психологической структуре личности/ Ананьев Б.Г., Палей И.М. // Проблемы личности. - М., 1970. с. 39-50.
5. Бабушкина Т. А. «Школа и начало трудового пути», М.: Педагогика, 1985. - 80 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М., 1968. - 464 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Выготский Л.С. - М.: «Мысль», «Эксмо», 2005. - 1136 с.
9. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - 144 с.
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 694 с.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Гинзбург М.Р. // Вопросы психологии. - № 3. М., 1994. - с. 43-53.
12. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (Воспитательная концепция профессиональной ориентации) / Голомшток А.Е. - Педагогика, 1979. - 160 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учебное пособие / Дружинин В.Н. - 3-е изд. - СПб.: Интер, 2007. - 368 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Зеер Э.Ф. - М.: Академический проект, 2006. 336 с.
15. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - с. 282-296...