Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

Работа №94984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы174
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ 10
1.1 Исторический анализ проблемы сопровождения замещающих родителей. 10
1.2 Сущность и содержание готовности кандидатов к приему ребенка в
семью 24
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГОУ СО «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ТАЛИСМАН» ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА» 42
2.1 Изучение готовности кандидатов в замещающие родители к приему в
свою семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей 42
2.2 Разработка и апробация программы психолого-педагогического
сопровождения кандидатов в замещающие родители 57
2.3 Анализ результатов исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Одним из важнейших направлений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящее время является жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Государственным докладом «О положении детей в Российской Федерации», в 2016 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец отчетного года в субъектах Российской Федерации (без учета усыновленных), составляла 466 375 детей. [7]. Большинство из этих детей - социальные сироты, имеющие родителей.
Система социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране в большей степени представлена домами ребенка, детскими домами, социальными приютами, интернатами. Однако многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследователей показали, что данная модель воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не способна в полной мере удовлетворить потребности развития ребенка (И. В. Дубровина, 1990; В. К. Зарецкий и др., 2002; Дж. Боулби, 2006; М. Ю. Лобанова и др., 2007). Многие ученые приходят к выводу, что лучшие условия для воспитания ребенка могут быть созданы только в семейной системе (М. Мид, 1988; И. В. Дубровина, 1990; К. А. Абульханова-Славская, 1991; Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, 1993; Д. Гомьен и др., 1998; М. В. Осорина, 2004; Э. Г. Эйдемиллер и др., 2005; С. Биркхойзер-Оэри, 2006; Е. Г. Силяева и др., 2008; В. Н. Дружинин, 2008). В связи с чем, в настоящее время фокус сместился в направлении устройства детей на проживание и воспитание в семьи граждан.
Однако перевод ребенка в новую семью не является безболезненным и ставит множество вопросов. Помещение ребенка в приемную, опекунскую семью порождает множество проблем педагогического, социального и психологического характера.
На всем протяжении жизни ребенка в приемной семье, замещающие родители испытывают воспитательскую неуверенность, растерянность, не могут соотнести наблюдаемое поведение ребенка с имеющимися знаниями о нем. Часто родители приходят к осознанию того, что приемные ребенок «не похож на них и их родственников». Рассогласованность ожиданий и представлений о ребенке с реальностью зачастую приводит к возникновению в семье конфликтных ситуации. Неумение родителей правильно оценить ситуацию и найти из нее адекватный выход приводит к ухудшению внутрисемейного климата. Результатом этого может стать возврат ребенка в государственное учреждение и, как следствие, психологическая травма у обеих сторон конфликта (и у ребенка, и у родителей).
В настоящее время законодательство Российской Федерации требует обязательного прохождения школы для приемных родителей до того, как ребенок будет принят в семью (за исключением близких родственников ребенка) [49].
Основным направлением в работе таких школ, как правило, является решение следующих задач:
• формирование у граждан воспитательных знаний, умений и навыков для содержания и воспитания ребенка.
• оказание помощи и поддержки кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка и в осознании последствий принятия данного решения;
• формирование у кандидатов в замещающие родители знаний по социально-правовым вопросам принятия ребенка в семью и формам профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Вместе с тем, по данным формы федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях.
В 2012 году отменено 5 853 решения, что на 6% больше, чем в 2016 году. В 2016 году отменено 5 227 решений (2015 г. - 5 713; 2014 г. - 5 198). Из них отменено решений по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей: в 2016 году - 4 375 (80% от общего количества решений), в 2015 году - 4 952 (87% от общего количества решений), в 2014 году - 4 452 (86% от общего количества решений). [7].
Данные статистики свидетельствуют о том, что число возвратов детей из приемных семей остается достаточно на высоком уровне. Из чего мы можем предположить, что существующие программы подготовки приемных родителей не способны в полной мере реализовать поставленные задачи.
В связи с чем, мы считаем, что разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения кандидатов в приемные родители является актуальным вопросом, эффективное решение которого в будущем будет способствовать улучшению статистики отказов приемных родителей от детей.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогического сопровождения кандидатов в приемные родители.
Объект исследования: процесс организации психолого-педагогического сопровождения кандидатов в приемные родители.
Предмет исследования: программа психолого-педагогического
сопровождения кандидатов в приемные родители.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение будет более эффективным, если будет реализована программа психолого­педагогического сопровождения кандидатов в приемные родители, содержательно-смысловым наполнением которой являются следующие условия:
• организация диагностики индивидуальных особенностей семьи;
• оказание психолого-педагогической помощи посредством организации работы разных форм с кандидатами в приемные родители;
• индивидуальная работа с семьями с целью предупреждения возможных кризисных и конфликтных ситуаций в будущей семье.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы и обосновать психолого-педагогическое сопровождение как способа формирования готовности кандидатов в приемные родители.
2. Изучить психолого-педагогическую готовность кандидатов на основе разработанных критериев, обеспечив подбор инструментария;
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения кандидатов в приемные родители;
4. Провести анализ результатов исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросу формирования основ психолого-педагогической готовности кандидатов, системные подходы к психологии принимающей семьи, методические, социально-психологические идеи и гипотезы, исследования, модели, направленные на решение проблемы воспитания детей в приемной семье:
• идеи деятельностного подхода в образовании, предполагающий развитие необходимых качеств путем вовлечения кандидатов в приемные родители в социально значимую деятельность (М.Боуэн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ч.Фишман, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Д.Б.Эльконин и др.) и в психологии (В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.И.Саранцев, М.Н.Скаткин и др.)
• идеи личностного подхода, предполагающий учет уникальности и неповторимости личности и создание условий для саморазвития личности.
(Ш.А.Амонашвили, Б.СИльин, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Черемисинова и др.);
• ретроспективный анализ проблемы сопровождения приемных семей (Г.И.Гайсина, В.Н.Ослон, Б.С. Павлов и др.)
• психолого-педагогические исследования в вопросах воспитания, развития ребёнка в приёмной семье, обосновывающие необходимость подготовки будущих приёмных родителей к принятию ребёнка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приёмной семьей (М.А.Бебчук, О.М.Дерябина, А.И.Довгалевская, Е.Б.Жуйкова, О.В.Заводилкина, Ж.А.Захарова, Н.П.Иванова, Г.С.Красницкая, Р.В.Овчарова, В.Н.Ослон, С.С.Пиюкова, Г.В.Семья, А.С.Спиваковская, А.Б.Холмогорова, В.М.Целуйко и др.);
• диссертационные исследования по проблемам семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Н.А.Хрусталькова, Е.А.Горбунова, Н.А.Палиева, С.Н.Кашман и др.)
Методы исследования:
• теоретические(анализ психолого-педагогической литературы);
• эмпирические (интервью, беседа, анкетирование);
• методы математической обработки результатов экспериментального исследования.
Этапы исследования:
1. Аналитико-теоретический (ноябрь 2017 - август 2018 г.). На данном этапе проведено изучение и обобщение психолого-педагогических и социальных исследований в области психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов, обоснованы способы формирования готовности кандидатов в замещающие родители.
2. Эмпирический (август 2018 г.- май 2019 г.) на данном этапе был
произведен подбор методик, проведена первичная и повторная диагностика экспериментальной группы, апробированы условия, составляющие содержательно-смысловое наполнение программы психолого­-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов в замещающие родители, сделан сравнительный анализ, позволивший проверить эффективность программы.
3. Итоговый (июнь 2019 г.- сентябрь 2019 г.). Проведение анализа исследования, описание содержания работы, оформление работы.
Практическая база исследования: Государственное областное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга.
Научная новизна исследования:
1. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители;
2. Разработаны критерии юридической и психолого-педагогической осведомленности, уровни родительских установок, модернизированы показатели социально-психологической адаптации.
3. Выделены показатели, определены уровни психолого­педагогической готовности кандидатов в замещающие родители.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено определение понятия «психолого-педагогическая
готовность»;
2. Определены теоретические основы формирования психолого - педагогической готовности кандидатов в замещающие родители;
3. Проведен теоретический анализ литературы по вопросу причин возврата детей из замещающих семей.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Предложен диагностический инструментарий, позволяющий определить потенциальных кандидатов в замещающие родители;
2. Результаты и сформулированные выводы являются научно- апробированными рекомендациями для совершенствования существующей системы отбора и обучения кандидатов в замещающие родители;
3. Разработаны методы работы с кандидатами в замещающие родители с учетом практического опыта субъектов Российской Федерации и требований Минобрнауки России с целью психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов в замещающие родители.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители позволил установить, что данная проблема является на современном этапе актуальной и в ней выделяются ряд основных положений. Проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи, убеждают в том, что будущие родители нуждаются в профессиональной подготовке к жизни в условиях замещающей семьи, которая включает психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители на этапе прохождения ШПР.
На основе анализа научной литературы нами были рассмотрены и уточнены как «педагогическая готовность», «замещающая семья», «сопровождение замещающей семьи». Провели анализ причин возврата детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждения интернатного типа. Нами были изучены факторы, которые влияют на успешность/не успешность приемного родительства.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители, направленная на формирование у них компонентов готовности к принятию ребенка в семью, которая в последствии апробирована в условиях ГОУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Талисман» города Екатеринбурга»..
На основе разработанных критериев повышения уровня психолого­педагогической готовности, а именно: психологическая-педагогическая и юридическая осведомленность, детско-родительские отношения, социально­психологическая адаптация, адекватность мотива принятия ребенка в семью подобран инструментарий и проведена диагностика кандидатов в замещающие родители, проходящих подготовку в ШИР на базе РЦ «Талисман». В ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители, была оказана психолого-педагогическая помощь посредством организации работы разных форм: школа, совместные занятия с детьми, проживающими в учреждении интернатного типа, индивидуальные и групповые встречи с целью психокоррекции и предупреждения возможных кризисных ситуаций в будущей семье.
В результате повторной диагностики и проведенного сравнительного анализа нами доказано, что выделенные условия оказались эффективными и предлагаемая нами программа психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители может быть применена в процессе подготовки будущих замещающих родителей.
Таким образом, задачи исследования решены, условия гипотезы доказаны.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективы работы по проблеме психолого-педагогического сопровождения кандидатов в замещающие родители мы связываем с разработкой дополнительных программ по сопровождению замещающих семей (клубы, встречи, психологическая поддержка), повышением информированности населения по вопросам форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения и юридических условий создания замещающей семьи, а также повышения уровня квалификации самих психологов-педагогов школ приемных родителей.


1. Агулина С. В. Проблемы и перспективы социальной поддержки семей усыновителей: региональный аспект // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2. - С. 118-123.
2. Аникина А.П. Понятие психологической готовности родителей замещающих семей к приему ребенка // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://sci enceforum.ru/2017/article/2017034429
3. Асламазова Л. А., Хакунова Ф. П. Замещающая семья как предмет научных исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №3 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zameschayuschaya-semya-kak-predmet- nauchnyh-issledovaniy.
4. Арбатская Е.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. - Ангарск - Иркутск: УМЦ РСО, 2017. - 104 с.
5. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Сопровождение замещающей семьи
или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. Том 10. № -26. С. 85-95. DOI:
10.31857/S013216250003750-8
6. Ваккер Н.Н. Теоретические аспекты функционирования замещающей семьи // Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси».
7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации, 2016 г. Министерство труда и социальной защиты РФ.
8. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации (2016).
9. Декина Е. В., Егоров В. С. Изучение детско-родительских отношений в
замещающей семье // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izuchenie-detsko-roditelskih-
otnosheniy-v-zameschayuschey-semie.
10. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
11. Доржиева С.В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье [Текст]: автореф. дис. ...канд.юр. наук: 12.00.03 / С.В.Доржиева; Всероссийский гос. ун-т юстиции - Москва, 2017 - 30 с.
12. Доржиева С.В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее. Монография - М.: Издательство Проспект, 2019. - 208 с.
13. Евстратова Ю. В. Современные исследования психологической готовности семьи к приёму ребёнка // Армия и общество. 2014. №2 (39)
14. Жильцова Е. С. Формирование готовности замещающих родителей к реализации воспитательной функции // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1.
15. Захарова Е.И. Родительство как возрастно-психологический феномен: дис. докт. наук: 19.00.13 / Захарова Елена Игоревна - М. - 2017. - Том 1, 376 с. - Том 2, 100 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ