Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Работа №94981

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ ТЕХНИК 8
1.1 Теоретический анализ психологической, педагогической литературы
по проблеме готовности к разрешению конфликтов у представителей соционических профессий 8
1.2 Педагогический конфликт: содержание и структура, готовность
педагогов к разрешению конфликтов в профессиональной среде 15
1.3 Содержание и эффективность переговорных техник в
конфликторазрешении 24
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В
КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕГОВОРНЫХ ТЕХНИК.. 36
2.1 Описание методов и условий проведения эмпирического
исследования 36
2.2 Результаты эмпирического исследования готовности педагогов
дошкольной образовательной организации к разрешению педагогических конфликтов 41
2.3 Программа формирования готовности педагога дошкольной
образовательной организации к применению стратегии сотрудничества в конфликторазрешении на основе переговорных техник 58
2.4 Результаты апробации и оценка эффективности программы формирования готовности педагога к применению стратегии сотрудничества
в конфликторазрешении на основе переговорных техник 67
Выводы по 2 главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

На сегодняшний день, конфликты становятся естественным состоянием в жизни каждого человека и общества в целом. В условиях современной социальной напряженности, экономической нестабильности российского общества, происходя значимые изменения содержания и форм социальных отношений, что актуализирует исследовательский потенциал темы конфликтов в современной психолого-педагогической литературе.
Актуальность изучения конфликтов обусловлена тем, что теоретико­методологические основы данной проблемы являются одной из самых дискуссионных, что соответственно, приводит к определенным разногласиям и формированиям различных стратегий исследования данного явления. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящий момент большинство исследований (В.В. Базелюк, С.В. Баныкина, Г.М. Болтунова, Е.В. Гребенкин, М.В Клименских, Л.З. Фатхуллина, Д.С. Ярцева и др.) смещенно на изучение механизмов управления педагогическими конфликтами, однако изучение средств формирования готовности к разрешению конфликтов в рамках стратегии сотрудничества не получило необходимое отражение в научно-методической литературе. Особенно данная тема актуальная для предупреждения конфликтов в системе образования.
Система образования изначально представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленных на социализацию личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, что осуществляется при благоприятно социально-педагогических условиях образовательного процессе при включении всех субъектов. Именно в системе образования, которая взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, зачастую встречается ряд противоречий и конфликтов между самой системой и обществом.
Изучение разработанности темы исследовательской работы показало, что феномен конфликта представлен исследованиями А. Адлера (A. Adler), К. Боулдинга (K.E. Boulding), Р. Дерендорфа (R.G. Dahrendorf), Л. Козера (L.A. Coser), Г. Лебона (G. Le Bon), К. Левина (K.Z. Lewin), А.Б. Белинской, Н.В. Гришиной, А.В. Светлова и др., проблематика педагогических конфликтов освещена в исследованиях С.А. Беличевой, Г.С. Бережной, Г.Л. Воронина, Т.В. Врачинской, М.В. Клименских, Н.В. Самоуткиной, Е.А. Селивановой, Е.Ю. Певной, М.М. Рыбаковой и др. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций, в том числе - стратегия сотрудничества, выявлены в исследованиях К. Томаса (K.W. Thomas), В.В. Багаевой, М.В, Донцовой, С.Е. Емельянова, Т.Г. Коротковой и др. Исследования применения переговорных техник, в частности, как средства формирования готовности педагогов разрешать конфликты, представлены в трудах Г.В. Брыжинской, А.А. Гридчина, О.Н. Здрок, Б.В. Кабылинского, И.В. Мельникова, Е.А. Овсянниковой и др.
Вместе с тем, несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос создания программы формирования конфликтологической культуры педагогических работников системы дошкольного образования средствами применения переговорных техник разрешения конфликтов в рамках стратегии сотрудничества, не получил необходимое отражение в научно­методической литературе. Выявленные противоречия, степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему работы, сущность которой заключается в необходимости разработки программы формирования применения переговорных техник разрешения конфликтов в системе дошкольного образования.
На основании вышеизложенного, произведя анализ научно­методической литературы по заявленной проблеме и рассмотрев состояние психолого-педагогической практики, были сформированы цель, предмет и объект исследования, задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: разработка и апробация программы
формирования готовности педагога дошкольной образовательной
организации к применению стратегии сотрудничества в разрешении конфликтных ситуаций на основе переговорных техник.
Объект исследования: процесс формирования готовности педагогов разрешать конфликты.
Предмет исследования: переговорные техники как средство
формирования готовности педагога к применению стратегии сотрудничества в конфликторазрешении.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме готовности к разрешению конфликтов у представителей соционических профессий;
2) на теоретическом уровне определить содержание структуру педагогического конфликта, а также готовность педагогов к разрешению конфликтов в профессиональной среде;
3) посредством теоретического анализа определить содержание и эффективность переговорных техник в процессе формирования готовности к разрешению конфликта в рамках стратегии сотрудничества;
4) разработать и апробировать программу формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к применению стратегии сотрудничества в конфликторазрешении на основе переговорных техник.
Гипотеза исследования состоит в предположении что, формирование готовности педагога к применению стратегий сотрудничества в разрешении конфликтных ситуаций возможно при применении специальной психологической программы построенной на основе стратегии сотрудничества и современной конфликтологической парадигмы, учитывающей принципы детерминизма, объективности, системности, противоречивости, основанной на применении следующих переговорных технологий: техника последовательной и реципрокной инициативы в снижении напряжения («ПРИСН») и техника открытого диалога.
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ психологической, педагогической, конфликтологической, социальной и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов. Теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты дошкольного образования, федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
2. Методы эмпирического исследования - методика «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), методика «Личностная агрессивность и конфликтность (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев), методика «Диагностика готовности к ведению переговоров и разрешению конфликтов» (В.И. Андреев).
3. Методы математической обработки данных и статистические методы - для выявления статистически достоверных различий был применен непараметрический U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, непараметрический критерий t-критерий Стьюдента для двух зависимых выборок.
Методологические основы исследования: теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирическая база исследования: базой исследования выступает МАДОУ «Детский сад №3» (экспериментальная группа) и МАДОУ «Детский сад №1» (контрольная группа) г. Верхняя Пышма. В исследовании приняли участие педагогический состав дошкольного образовательного учреждения, в общем количестве 36 человек.
Научная значимость: заключается в попытке рассмотреть и изучить готовность к разрешению конфликтов в рамках стратегии сотрудничества как индивидуальное психическое состояние личности с одной стороны, и как критерий профессиональной компетентности представителей соционических профессий, в том числе педагогических работников дошкольной образовательной организации - с другой.
Теоретическая значимость: заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний, а также их углубление в соответствии с заданной исследованием темой.
Практическая значимость: разработанная в ходе исследовательской деятельности программа, может широко применяться в деятельности сотрудников службы медиации на базе образовательных учреждений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа на тему «Переговорные техники формирования готовности педагогов разрешать конфликты в рамках стратегии сотрудничества» состоит из содержания, введения, основной части работы - две главы, состоящие из трех параграфов и сформулированных выводов, а также заключения, списка литературы и приложения. В целом работа, как результат проведенных теоретических обобщений и эмпирических исследований, имеет 99 страниц машинописного текста. В работе представлено 28 таблицы и 9 рисунков. Список литературы представлен 50 источниками. Приложение к выпускной квалификационной работе представлено на 12 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной действительности мир достиг большого прорыва во всех сферах жизнедеятельности человека, что актуализирует развитие и процесса медиации, как процедуры урегулирование конфликтов, разрешение коммерческих споров в условиях поликультурности и глобализации современного социума, когда особый интерес вызывает изучение проблем общения, коммуникации и взаимодействия субъектов. Данный процесс примени к разнообразным сторонам жизнедеятельности человека, но особенно важным, на наш взгляд, становится процедура урегулирования конфликтов в системе образования, то есть - педагогических конфликтов.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка и апробация программы формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к применению стратегии сотрудничества в разрешении конфликтных ситуаций на основе переговорных техник, в связи с этим теоретическая часть исследования была направлена на представление подходов к формированию готовности педагогов разрешать конфликты в рамках стратегии сотрудничества на основе переговорных техник, а эмпирическая часть исследования представила собой экспериментальное изучение готовности педагогов дошкольной образовательной организации к применению стратегии сотрудничества в конфликторазрешении на основе переговорных техник.
Осуществив теоретико-методологический анализ психологической, педагогической, социологической и конфликтологической литературы было выявлено, что «конфликт» предстает как острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников межличностного взаимодействия, выходящий за рамки морально-этических правил и норм. На основании неразрывной связи конфликта с соционическими профессиями, были представлены трактовки к определению готовности к разрешению
конфликта и конфликтологической компетентности (операционный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, поведенческий, рефлексивный компоненты) с точки зрения компетенций специалиста, а также в рамках интегрального психологического образования, создающего субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта.
Определив термин «педагогический конфликт», представляющий собой межличностные конфликты между субъектами образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, администрация, родители (законные представители), были изучена и представлена типологизация и классификация педагогических конфликтов, структурные компоненты данного явления. Рассматривая готовность педагогов к разрешению конфликтов было выявлено, что готовность является с одной стороны психическим состоянием личности, представляющим собой способной к действию на оперативное разрешение противоречий за счет характеристик интеллектуальной, эмоциональной, мотивационная и экзистенциональной сферы личности, а с другой стороны - критерием профессиональной компетентности педагогического работника и включает в себя четыре группы профессиональных компетенций: диагностику, прогнозирование, профилактику и разрешение конфликта в образовательном процессе.
В соответствии с выше представленными данными, встал вопрос определения содержания и эффективности переговорных техник в процессе формирования готовности к разрешению конфликта в рамках стратегии сотрудничества. Рассмотрев пять стратегий поведения в конфликтной ситуации (избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество), проанализировав и представив понятие «переговоры», было выявлено содержание и эффективность переговорных техник в разрешении конфликтов, в особенности в рамках стратегии сотрудничества. К таким техникам нами были отнесены: «парафраз», «мозговой штурм», «тестирование на реальность», «адвокат дьявола», «дробные проблемы», «от простого к сложному», «связки», «ПРИСН» и «техника открытого диалога». Основным выводом теоретического анализа стал постулат о том, что эффективность разрешения конфликтов в системе образования связана не столько с приобретением знаний по проблеме переговоров и конфликторазрешения, сколько с приобретением навыков применения переговорных техник для становления данной профессиональной компетентности.
В соответствии с целью и задачами исследовательской деятельности, гипотезой, выдвинутой при написании выпускной квалификационной работы, а также на основании теоретико-методологического анализа было осуществлено эмпирическое исследование. Исследование проводилось в 2018-2019 году на базе двух дошкольных образовательных организаций. В исследовании приняло участие 36 педагогических работников дошкольной образовательной организации, разделенных на две равнозначные группы: МАДОУ «Детский сад №3» (экспериментальная группа) и МАДОУ «Детский сад №1» (контрольная группа) г. Верхняя Пышма...


1. Анцупов, А.Я., Бакланоский, С.В. Конфликтология в схемах и комментариях - 4-е издание / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 с.
2. Анцупов А.Я., Шилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я, Анцупов, А.И. Шилов. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
3. Ахмедпашаева, К.А. Психологическая готовность преподавателя к
разрешению конфликтов в педагогическом процессе / К.А. Ахмадшиева, М.Б. Алиева, Е.Э. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. -
№ 4(71). -2018, - С. 191-193.
4. Багаева, В.В. Стратегии поведения в конфликте / В.В. Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. - №1 (20). - 2015. - С. 91-92.
5. Бегинина, И.А. Социология конфликта: учебно-методическое пособие для студентов / И.А. Бегинина, С.В. Везиницина, С.Г. Ивченков и др. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. - 120 с.
6. Базелюк, В.В. Историография проблемы познания конфликтов в школе России с позиции подготовки будущего учителя / В.В. Базелюк. - М.: Компания Спутник+, 2002. - 124 с.
7. Беличева, С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учеб. пособ. / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. - М.: Феникс, 2013. - 381 с.
8. Белинская, А.Б. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие / А.Б. Белинская. - М.: Юрайт, 2019 - 207 с.
9. Бережная, Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе / Г.С. Бережная // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология . - № 11. - 2012. - С. 28-32.
10. Березовская, Л.И. К вопросу о психологической готовности студентов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности / Л.И. Березовская // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - № 11(18). - 2016. - С. 105-109.
11. Береснева, А.Г. Междисциплинарный подход к формированию конфликтологической компетенции подростков / А.Г. Береснева // Современные исследования социальных проблем. - № 3-2 (59). - 2016. - С. 48-52.
12. Болтунова, Г.М. Взаимодействие нового и традиционного при подготовке будущих педагогов к разрешению конфликтов / Г.М. Болтунова // Сибирский педагогический журнал. - № 9. - 2007. - С. 154-156.
13. Брыжинская, Г.В, Надорова, Ю.Г. Технология эффективного ведения переговоров / Г.В, Брыжинская. Ю.Г. Надорова // Вестник науки и образования. - № 5 (17). - 2016. - С. 81-82.
14. Бугайчук, Т.В., Юферова, М.А. Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза / Т.В, Бугайчук, М.А. Юферова // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2017. - С. 114-117.
15. Врачинская, Т.В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX - середины XX веков: дис. ... дока. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Врачинская. - Калининград, 2011. - 442 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ