Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВОЛОНТЕРОВ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Работа №94979

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА КАК КОМПЕТЕНЦИИ
ВОЛОНТЕРОВ ШСП 6
1.1.Особенности примирительной процедуры школьной службы примирения 6
1.2. Эмоциональный интеллект в концепциях отечественных и
зарубежных психологов 13
1.3. Эмоциональный интеллект как компетенция волонтера ШСП 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ВОЛОНТЕРОВ ШСП 29
2.1. Описание выборки и этапов исследования 29
2.2. Описание методик 29
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 82

Актуальность темы исследования. Только за 209 год вышло более 300 статей, так или иначе рассматривающих такой способ урегулирования конфликтов как медиация. И если раньше о медиации говорили только в рамках юридического, правового поля, то теперь медиация затрагивает такие сферы жизни общества, как бизнес и социальную сферу.
Медиация как «новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов» широко зарекомендовала себя в мире [1]. Такой обширный интерес к процедуре вызван значительным преимуществом по отношению к другим методам. Рост конфликтов в образовательной среде проявил интерес и необходимость внедрения альтернативных способов их урегулирования. С 2001 года школьная медиация разворачивается на базе решения школьных конфликтов в формате школьных служб примирения (далее — ШСП). ШСП это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного правосудия, которая проводит восстановительные процедуры для урегулирования школьных конфликтных ситуаций. Ее основная миссия - развитие и укрепление способности людей к взаимопониманию и взаимоуважению. Внедряются программы подготовки волонтеров ШСП, в рамках которых происходит обучение технологиям и техникам примирения. Приходит понимание, что важно готовить не только взрослых медиаторов, но и волонтеров из числа школьников. Если рассматривать медиацию в социально-­психологическом аспекте важное место так же отводится личности медиатора. «Он выступает носителем определенного опыта, и оказывает непосредственное влияние на процедуру медиации» [з]. Практические психологи отмечают, что «личность психолога есть неотъемлемая часть метода» [7].
Актуальность темы нашего исследования состоит не только в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности рассмотрения эмоционального интеллекта как личностного ресурса волонтера, но и возможной разработке на этой основе психологической программы развития способностей эмоционального интеллекта, для решения задач, которые ставит перед волонтером ШСП примирительная деятельность, в частности соблюдение принципа нейтральности.
Научная проблема и степень ее разработанности. Исследований, посвященных эмоциональному интеллекту большое количество. При этом работ, исследующих влияния степени развития эмоционального интеллекта на эффективность медиации, в нашей стране крайне мало. Популярность и признанная важность эмоционального интеллекта как конструкта эффективной деятельности человека в сфере «человек- человек» диктует необходимость научного изучения роли эмоционального интеллекта, в деятельности волонтера ШСП.
Объект исследования: примирительная деятельность волонтера ШСП. Предмет исследования: эмоциональный интеллект как важное качество волонтеров ШСП.
Цель нашего исследования разработка и апробация программы развития эмоционального интеллекта волонтера ШСП
Задачи исследования:
1. ознакомиться с особенностями примирительной процедуры ШСП;
2. анализ концепций эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных психологов;
3. теоретическое обоснование важности эмоционального интеллекта как необходимой компетенции волонтера ШСП для реализации примирительной деятельности.
4. апробация программы развития эмоционального интеллекта и оценка ее эффективности
Гипотезы исследования:
1. С помощью специально разработанной программы можно повысить уровень эмоционального интеллекта и способность распознавать эмоции у волонтеров ШСП.
2. Существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и владением навыками проведения примирительной процедуры.
Теоретическую основу исследования составили современные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (Люсин Д.В., Андреева А.Н., Жбанкова Н.В., Прохорова О.А., Чинова А.С., Дорошенко В.Ю., Кирилова М.К., Аминова А.А., Дж. Мейер, П.Саловей, Д. Корузо и др.), особое место в работе занимает двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина[20].
Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы, такие как теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, а также эмпирические методы (психодиагностические методики, психолого-педагогический
эксперимент), методы обработки данных(критерий Вилкоксона, критерий корреляции Пирсона), методы интерпретации. Психодиагностические методики:
1. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
2. Методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской
3. Лист оценки деятельности волонтера ШСП.
Результаты исследования могут найти свое практическое применение при разработке программ подготовки волонтеров ШСП.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования была разработка и апробация программы развития эмоционального интеллекта волонтеров ШСП. В ходе исследования мы ознакомились с особенностями примирительной процедуры ШСП, восстановительная направленность которой обеспечивает разрешение конфликта через восстановление социальных связей и конструктивного общения, создавая возможность развития и авторства жизни участников процедуры.
Мы проанализировали концепции эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных научных деятелей. Остановились в своей работе на двух более интересных для нас теориях. В теории Д.В. Люсина эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В теории Дж. Мэйра, П. Саловея и Д.Корузо эмоциональный интеллект подразумевает способность к сложной обработке информации об эмоциях и стимулах, соответствующих этим эмоциям, а также использование этой информации как руководства к мышлению и поведению.
Мы пришли к выводу что эффективность деятельности волонтера ШСП во многом зависит от его умения корректно выбирать стратегию и тактику в своей работе с учетом специфики конкретной ситуации, но так как примирительная деятельность относиться к категории «человек - человек» нельзя исключать важность эмоционального интеллекта волонтера ШСП как важную компетенцию для данного вида деятельности. Развитый эмоциональный интеллект волонтера ШСП позволяет ему идентифицировать эмоциональное состояние участников примирительной процедуры, грамотно использовать полученную информацию, понимать причины возникших эмоций, вовремя регулировать эмоциональный фон, что приводит к достижению необходимого результата - эффективному проведению процедуры.
В ходе нашего исследования мы разработали программу развития эмоционального интеллекта, в частности таких его компонентов, как понимание эмоций и эмоциональных состояний, подбирая для этой программы упражнения на основе теории, на которой выстроена данная научная работа.
Анализируя полученные данные мы сделали следующие выводы: уровень эмоционального интеллекта волонтеров ШСП, имеющих опыт проведения примирительных процедур, выше чем у волонтеров ШСП, не имеющих опыта проведения примирительных процедур. Мы считаем, что это связано с выполнением примирительной деятельности, в ходе которой волонтер ШСП, общаясь со сторонами конфликта, учится принимать и понимать эмоции собеседника, управлять собственными эмоциями и проявлять способности к эмоциональной гибкости. Так же мы выяснили что программа развития эмоционального интеллекта повышает уровень общего эмоционального интеллекта, способности к пониманию своих и чужих эмоций в частности.
В ходе проведения корреляционного анализа мы выявили наличие устойчивых связей между показателем общего эмоционального интеллекта и функциональными навыками волонтеров ШСП, имеющих опыт проведения примирительных процедур, и пришли к выводу что среди функциональных навыков необходимых для эффективного проведения процедуры примирения есть те реализация которых связана с эмоциональным интеллектом волонтера ШСП, а именно такие навыки как «владение процессом медиации», «снижения напряженности и успокоения сторон», «создание атмосферы для выражения чувств и предоставления информации», «сохранение нейтральности».
Данное исследование имеет практическую значимость для кураторов ШСП и тех кто занимается обучением волонтеров ШСП.


1. Аллахвердова О.В. Медиация как социально­психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6. 2007. - Вып. 2. Ч.1. - С. 151 - 158.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии /И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. -388 с
3. Базаров Т. Ю., Чиннова А. С. Социально-психологические детерминанты эффективности медиации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5, № 23. - С. 11. URL: http://psystudy.ru
4. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах/ перевод с нем. Н.В.Маловой - "Духовное познание", Калуга, 2004., 176 с.
5. Бодалев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения / А.А. Бодалев // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 1998. - №4 октябрь- декабрь 1998. - с. 272-275.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
7. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В. 3-е, испр. изд. М.: Смысл, 1999.
8. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.:ООО "И.Д. Вильяме", 2007. - 512с.
9. Дорошенко В.Ю. Эмоциональный интеллект как составляющая профессионализма медиатора. //"Психология и право в современной России" сборник тезисов участников всерос. конф. по юр. псих.с междунар. участием. Москва: Изд-во: Московский ПП1У ,2016. С. 281-283.
10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. -СПб.:2008.- 336с.
11. Жбанкова Н.В., Прохорова О.А. Эмоциональный интеллект как когнитивная компетенция медиатора. Казанская наука. №11 2017г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2017. - 224с.
12. Карнозова Л. М. Мониторинг деятельности
территориальных служб примирения за 2017 год, проведенный в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Вестник восстановительной юстиции №15, 2018г. стр. 145. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа»
13. Карузо Д. Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять. - Спб.: Питер, 2018.- 320с.
14. Кирилова М.К., Аминова А.А. Профессиональные важные качества медиатора. Социальный мир человека, материалы. Сер. "Язык социального" Под редакцией Н. И. Леонова. 2016 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом "ERGO" (Ижевск). стр. 200-202.
15. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. - 256 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ