Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №94975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 11
1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетический идеал» 11
1.2 Методологические подходы к формированию нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов 18
1.3 Хореографическая деятельность как средство формирования
нравственно-эстетического идеала у студентов 23
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 28
2.1 Начальный этап опытно-поисковой работы по формированию нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности студентов технических ВУЗов 28
2.2. Содержание работы по формированию нравственно-эстетического
идеала у студентов в хореографической деятельности 40
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по формированию
нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89


Актуальность темы
В данный момент наша страна переживает сильнейший кризис как экономический, так и социально-культурный. В этот период особенно остро ощущается потребность в формировании нравственно-эстетического идеала у молодого поколения. Сохранение традиций и высокой нравственно-эстетической культуры необходимо для гармоничного развития личности. Ведь именно целостная личность с высокими нравственно-эстетическими идеалами является основой сильного государства.
В условиях засилья средств массовой информации культурой низкого качества, когда танец и хореографическое искусство используется в качестве средства массового влияния, когда происходит размытие понятий: достоинства, чести, нравственности, этики и эстетики, формирование нравственно-эстетического идеала у молодого поколения, а особенно студентов, приобрело высокую значимость. Развитие культуры творчества средствами хореографического искусства в силу специфики студенческого возраста особенно актуально.
Хореографическая деятельность не только формирует эстетический вкус, но и способствует развитию гармоничной личности, развивает творчество, образное мышление, нравственно-эстетические качества, координацию движений, укрепляет здоровье и помогает в формировании психологической зрелости и уверенного поведения у молодого поколения. Противоречие.
Все выше изложенное, подчеркивает актуальность проблемы формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности.
Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне — остро стоит вопрос в сохранении и обеспечении преемственности духовно-нравственных, и исконных базовых национальных ценностей, художественной и эстетической культуры в воспитании студентов и относительно не высокой готовностью образовательной системы помочь молодому поколению воспользоваться этим духовно-нравственным наследием;
на научно-педагогическом уровне — существует необходимость формирования системы нравственно-эстетического развития в студенческий период и недостаточная разработанность теоретической базы формирования нравственно-эстетических представлений в период юношества в хореографической деятельности;
на научно-методическом уровне — потребность высших учебных заведений непрофильной направленности в учебно-методическом комплексе в направлении формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности и низкой обеспеченности учебно-методическими материалами педагогов в данном направлении.
Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему исследования: поиска педагогических условий формирования нравственно¬эстетического идеала студентов в хореографической деятельности, а так же выбор темы: «Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности». Цель исследования.
Выявить педагогические условия формирования нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности, разработать и реализовать программу формирования нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов.
Объект исследования.
Процесс формирования нравственно - эстетического идеала у студентов технических ВУЗов.
Предмет исследования.
Педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственно-эстетического идеала студентов в хореографической деятельности.
Рабочая гипотеза исследования.
Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности будет эффективным, если:
1) формирование нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности будет реализовано на основе гармоничного развития как физических, так и духовных, эстетических, творческих способностей студентов: способности чувствовать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, развивать высокую культуру творчества, базирующуюся на базовых национальных ценностях, законах этики и эстетики;
2) педагогический процесс обучения хореографическому искусству будет содержать методы духовно-нравственного развития студентов: включение в занятия тем, формирующих морально-нравственные ценности, занятия по основам культуры, творчества, психологической помощи и поддержки в решении актуальных проблем студентов, дополнение занятий элементами творческой деятельности и импровизации, создание атмосферы единства и праздника для закрепления ситуации успеха;
3) будет реализован комплекс необходимых творческих занятий: специально разработанная комплексная программа обучения, основанная на изучении хореографии классической, народной, современной культуры, элементов духовно-нравственного развития и сопутствующих предметов этики и эстетики. Закрепление результатов практической деятельности атмосферой праздника - студенческого бала.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования. На основании этого, определить содержание и структуру понятия «нравственно-эстетического идеала».
2. Обосновать целесообразность использования культурологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов в формировании нравственно-эстетического идеал студентов.
3. Раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов.
4. Разработать и реализовать комплекс практических занятий по хореографическому искусству, направленный на формирование нравственно - эстетического идеала у студентов.
5. Провести опытно-поисковую работу на начальном и итоговом этапах, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составили:
— культурологический подход (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович);
— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
— теория формирования духовно-нравственных семейных ценностей
с позиций православной педагогики (С.Ю. Дивногорцева, В.В. Зеньковский, Л. В.Сурова, К.Д. Ушинский, игум. Г. Шестун,);
— формирующий подход (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— эстетическое воспитание(Веремьев, А.А, Черникова, Н.В.);
— психолого-педагогический подход(Ананьев Б.Г., Макаренко А.С., Новикова Л.И.);
— современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании образа жизни человека и его личности (И.В. Бачинин, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.К. Веселова, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.).
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
— теоретические — изучение и анализ хореографической, социологической, психолого-педагогической, культурологической литературы, нормативно¬правовых документов, классической, народной и современной музыки;
— эмпирические — опрос, включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности, обобщение, систематизация и описание полученных данных результатов исследования.
Опытно экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальном коллективе, организованном на базе Уральского государственного горного университета, ул. Хохрякова, 85А, Екатеринбург, Свердловская обл.
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлен анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; разработан понятийный аппарат; проведена опытно-поисковая работа по проблеме исследования. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, ее практическая значимость, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе был разработан комплекс занятий, направленных на формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности. Обоснован выбор и применены методологические подходы в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов, разработаны формы организации занятий, подобраны методы. Продолжилась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; оформлялись материалы исследования в формате магистерской диссертационной работы.
На третьем этапе проведен анализ полученных результатов, систематизация материалов, уточнение теоретических положений, оформление выпускной квалифицированной работы.
Предполагаемая научная новизна
— определить сущность формирования нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности;
— раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографической деятельности в развитии нравственно-эстетического идеала и духовно-нравственных ценностей студентов технических ВУЗов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-педагогических условий эффективного использования хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала, а именно:
— пониманием педагогами сущности нравственно-эстетического идеала, осуществляемого средствами хореографии, как реализации духовных и нравственных способностей студентов: способность чувствовать и переживать прекрасное, ценить красоту, создавать новое и творить по законам красоты и высокой нравственности;
— соприкосновение студентов с миром истинных духовно-нравственных ценностей;
— создание на занятиях творческо-воспитательной среды;
— использование организационных форм и методов, способствующих формированию высокой духовной и эстетической культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут способствовать повышению уровня нравственного развития личности в системе высшего технического образования средствами хореографического искусства. Кроме того, разработан и реализован комплекс занятий по формированию нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов. Проведены практические занятия с элементами творчества по формированию у студентов нравственно- эстетического идеала в хореографической деятельности с использованием художественных и музыкальных образов носителей нравственно-эстетических ценностей, организовано праздничное мероприятие студенческий бал.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в студенческом коллективе на базе Уральского государственного горного университета города Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Хореографическая деятельность в процессе формирования нравственно-эстетического идеала определяет становление высоконравственной личности студента. Искусство хореографии гармонично развивает физические, эстетические, творческие и духовные способности. Помогает осмыслению движений в контексте чувствования своего физического и эмоционального состояния: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать движения до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; является эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния студентов, сохранения и развития духовного и физического здоровья.
Результат формирования нравственно-эстетического идеала можно представить в совокупности трёх критериев и соответствующим им показателями: сознательно-ценностный критерий; эмоционально-творческий критерий; художественно-образный критерий.
2. Методологической основой организации процесса формирования нравственно-эстетического идеала у студентов являются аксиологический, культурологический и системно-деятельностный подходы.
3. В процессе теоретического обоснования, разработки и реализации комплекса практических занятий было выявлено, что хореографическая деятельность является действенным средством формирования у студентов нравственно-эстетического идеала. Воспитательный потенциал комплекса занятий дает возможность проявить творческие, физические, эмоциональные нравственные и эстетические представления студентов, что позволяет сделать процесс формирования нравственно-эстетического идеала более осознанным, естественным, осмысленным
4. Время, отведенное для самостоятельной деятельности, студенты проводят в творческом процессе, развивая эмоционально-волевые качества, стремлении к прекрасному, к гармонии, улучшают свои физические возможности, учатся ценить свободное время и противостоять соблазнам и обманчивым образам современного потребительского мира.
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 89 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 источников, 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила актуальность выбранной темы «Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности». В данной работе мы теоретически обосновании, разработали и реализовали организационно - педагогические условия формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности.
1. В первой главе, проводя теоретический обзор таких авторов как В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, мы сделали вывод, что нравственно-эстетический идеал - это наивысшая форма прекрасного, основанная на высоких моральных ценностях, единстве духовно-материальных основ, неразрывно связанная с чувством прекрасного, а в наивысшем состоянии, основанная на единении с высшим началом или Богом.
Выявили, что процесс формирования нравственно-эстетического идеала - это обретение устойчивых моральных ценностей, основанных на единстве духовно-материальных основ, наивысшей форме понимания прекрасного в физической, психологической, художественной и творческой деятельности.
В контексте данного процесса, можно представить результат формирования нравственно-эстетического идеала в единстве трех критериев и соответствующим им показателями: сознательно-ценностный; эмоционально-творческий; художественно-образный.
2. Мы рассмотрели особенности студенческого возраста и доказали эффективность системно-деятельностного, культурологического и аксиологического подходов в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов. Системно-деятельностный подход, ориентированный на результаты, позволяет сформировать навыки поэтапно и целостно. Культурологический подход опирается на общенациональные базовые ценности, объединяя специальные, общекультурные, психолого-педагогические аспекты. Аксиологический подход направлен на развитие ценностной ориентации и формировании идеала как наивысшей ценности и нравственного ориентира. Таким образом, раскрывается большой потенциал хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала в студенческом возрасте.
3. Таким образом, хореографическая деятельность способствует созданию творческой среды, а значит, стимулирует развитие творческих способностей.
Предложенная система критериев формирования нравственно-эстетического идеала отражает наполнение внутренней структуры личности и учитывает степень ее проявления как в повседневной деятельности, так и на занятиях хореографией у студентов.
Опытно поисковая работа по формированию нравственно эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности проводилась в хореографическом коллективе, организованном на базе Уральского государственного горного университета города Екатеринбурга. Возраст студентов 18-21 год. В работе приняли участие 3 педагога, 18 студентов.
4. На начальном этапе опытно-поисковой работы и анализа результатов была выявлена необходимость коррекционной работы по следующим направлениям: создать подходящие условия для формирования нравственно-эстетического идеала у студентов; сформировать навыки творческого мышления и способности к импровизации в хореографической деятельность; сформировать и укрепить базовые духовно-нравственные ценности; развить и укрепить координацию и пластику движений; развить уверенность в проявлении своей индивидуальности, используя при этом разнообразные выразительные средства, художественные образы, развить гибкость движения, стимулировать и поощрять познавательную, творческую и умственную активности; укрепить любовь к своей культуре, традициям, стране.
5. В работе представлен тематический план программы занятий по хореографии, направленный на формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов. Тематический план занятий, составленный на основе авторской программы, с использованием трудов И.Б Сентябова , А.М. Рубаненко, В.В. Ромм, С.С. Поляков, В.Н. Никитин, Джожев.Дж. Морено, В. Зигфрид и др. Таким образом решается вопрос поэтапного формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности. За основу выбраны бальные танцы, демонстрирующие культуру высокой нравственности и эстетической красоты. Программа занятий, направленная на формирование нравственно-эстетического идеала была разработана с учетом методологических подходов, стимулирующих нравственно-эстетические представления у студентов. Занятия строились на дидактических принципах, необходимых для организации хореографической деятельности студентами.
6. После формирующего этапа была проведена повторная диагностика, данные которой показали, что уровень сформированности нравственно-эстетического идеала у студентов повысился.
Выбор содержания, форм и методов организации программы занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей сформированности нравственно-эстетического идеала, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа уровней сформированности по показателям.
Опытно-поисковая работа представила благоприятную динамику роста показателей сформированности нравственно-эстетического идеала, что подтверждает сформулированную гипотезу



1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста . [Электронный pecypc]/URL: https://almavest.ru/ru/node/1257
2. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). [Электронный
ресурс]ЛЖк: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 29.09.2020).
3. Арапова,Н.С Кальки в русском языке послепетровского периода [Электронный pecypc]/URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/нpавcтвeнноcть
4. Вильсон, Н Энциклопедия античной Греции [Электронный ресурс]ЛЖк: https://ru.wikipedia. org/wiki/Эстетика
5. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.:Педагогика, 1991 480 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
7. Вялкова Е.В. Формирование нравственных представлений и умений школьников [Электронный ресурс] URL:
http: //www.scienceforum.ru/2014/pdf/3 519.pdf
8. Геник Е.А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом [Электронный ресурс] URL:ftp://samgum.ru/Vestnik/%D0%92%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BD% D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%B0%D0%93%D0%90_%D0%BF%D 1 %8 1 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%BB_2009-01/66-74.pdf
9. Гребено, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с. [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/files/Мeтодика_Рокича.pdf (дата обращения 01.12.2019).
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / М., 2004
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. URL:http://нэб.рф/co11ections/95_v-dal-and-his-dictionaгy (дата обращения 06.09.2016).
12. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк. // Педагогика. - 2008. - №9. - С.63-88
13. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / А.В. Елисеева, Саратов, - 1996. - 182 с.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства : учеб. пособие / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : [б. и.], 1995. - 348 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов по педагогической и психологической направлениям. и специальностям . [Электронный ресурс]/иВЕ:ййрз://а1шауез1.ги/ги/побе/1257
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 417 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ