ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВКЛЮЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ- ВОЛОНТЕРОВ В КАЧЕСТВЕ ВЕДУЩИХ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР 11
1.1. Сущность и особенности организации школьной службы примирения 11
1.2. Волонтерская деятельность школьников как средство самореализации 22
1.3. Психолого-педагогические условия включения школьников-волонтеров
в качестве ведущих примирительных процедур 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВКЛЮЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ-ВОЛОНТЕРОВ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ
46
2.1. Этапы реализации психолого-педагогических условий включения
школьников-волонтеров в школьную службу примирения 46
2.2. Оценка и анализ эффективности системы включения школьников-
волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
Актуальность исследования. Трансформация современных представлений о разрешении конфликтов разных уровней, преимущество технологий мирного урегулирования конфликтов и переговоров создает условия для перехода современного общества на качественно новый уровень взаимоотношений, толерантного отношения друг к другу, пропаганду демократических ценностей. В связи с этим обостряется вопрос об эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, которой принадлежит главная роль в системе формирования личности. Деятельность современной школы, в соответствии с Концепцией развития образования в РФ до 2020 года, осуществляется на основе общечеловеческих, поликультурных, гражданских ценностей и направляется на формирование физически здорового ребенка, морально и духовно развитой, социально зрелой личности, гражданина России и мира.
Среда общеобразовательного учебного заведения является педагогическим фактором формирования личности ученика и требует усвоения ценностных ориентиров, гарантирующих создание атмосферы безопасности, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Это требует необходимость внедрения технологий, дающих реальные результаты в решении разно уровневых конфликтов в школьной среде, в частности технологии медиаторства (медиации, школьной службы примирения).
В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».
В практике социальной педагогики и социальной работы медиаторство сегодня рассматривается как инновационный и перспективный метод работы по межличностным и межгрупповым конфликтам. Затронутая проблема частично исследована в психологии, где изучению сути конфликта, причин его возникновения и путей решения посвящены работы многих исследователей, где медиация рассматривается как средство урегулирования школьных конфликтов и обоснована потребность в изменении общепринятым подходам в построении системы взаимодействия при возникновении споров. Однако сейчас в научной литературе проблема применения медиаторства в решении конфликтов между учениками в общеобразовательной школе пока не разработана, также отсутствует система по включению школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур. Младший подростковый возраст (10-13 лет) характеризуется разнообразием взаимоотношений ребенка и сверстников, что актуализирует умение преодолевать противоречия, сотрудничая и налаживая связи, поэтому сегодня в приоритете стоят способы обучения конструктивной коммуникации среди детей этой возрастной категории.
Проблема использования социально-педагогической технологии медиаторства в разрешении конфликтов между младшими подростками актуализируется наличием ряда противоречий между:
1) необходимостью участия социального педагога в урегулировании конфликтов между участниками учебного процесса и отсутствием четкого алгоритма осуществления такой работы;
2) необходимости в формировании у учащихся чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия и недостаточным включением младших подростков к самостоятельному решению конфликтов;
3) социальным запросом на использование интерактивных образовательных, социально-педагогических технологий по принципу
работы «равный-равному» и наличием преимущества наставничества во взаимодействии педагога и школьника. Актуальность проблемы, отсутствие обобщенных исследований в этой сфере, необходимость решения указанных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Психолого
педагогические условия включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур».
Объект исследования - технология медиаторства в работе с младшими подростками в общеобразовательном учебном заведении.
Предмет исследования - метод, социально-педагогические условия, формы реализации социально-педагогической технологии медиаторства в решении конфликтов между младшими подростками посредством включения их в волонтерскую деятельность в качестве ведущих примирительных процедур.
Гипотеза - процесс включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур будет эффективным при учете следующих психолого-педагогических условий:
1) готовность специалистов (социальных педагогов, психологов) к применению технологии медиаторства в общеобразовательном учебном заведении (мотивационный, гносеологический, операционный и личностный компоненты готовности), которая проявляется в правильности к бесконфликтному взаимодействию, поддержке идеи школьной службы примирения; активной, заинтересованной и ответственной позиции; способности делегировать младшим подросткам полномочия в решении конфликтов и т.п.);
2) обеспечение участия младших подростков в реализации технологии медиаторства, что характеризуется как право быть активным в решении собственных проблем и обучение технологиям медиаторства;
3) организационно-методическое обеспечение реализации технологии медиаторства в разрешении конфликтов между младшими подростками (подбор комплекса форм и интерактивных методов обучения медиаторства, поэтапное их внедрение, обеспечение соответствия содержания образовательных программ сущностным структурным характеристикам конструктивного разрешения конфликта на основе взаимопонимания).
Цель исследования - обосновать теоретические основы социальнопедагогической технологии медиаторства в разрешении конфликтов между младшими подростками в общеобразовательном учебном заведении и проверить эффективность этапов и социально-педагогических условий включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур.
Задачи:
1. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности организации школьной службы примирения;
2. Рассмотреть волонтерскую деятельность школьников как средство самореализации;
3. Разработать этапы реализации психолого-педагогических условий включения школьников-волонтеров в школьную службу примирения;
4. Провести оценку и анализ эффективности системы включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют деятельностный (А.А. Вербицкий, В.В. Волков, А.И. Донцов, Е.В. Первышева, Т.А. Полозова) и личностный (Н.В. Гришина, А.А. Крылов, К. Левин, А.Р. Лурия, Н.С. Мириманова, К. Томас и др.) подходы к конфликту; личностный подход к организации школьной службы примирения (Г.А. Павлович, Т.С. Овчинникова, А.Ю. Коновалов, В.Я. Зедгенидзе и др.).
Этапы исследования:
Исследование проводилось с 01.11.2017 г. по 30.05.2019 г.
Первый этап (ноябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) Изучение и
теоретическое обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Второй этап (май 2018 г. - сентябрь 2018 г.) Определение показателей оценки, подбор диагностического инструментария, проведение констатирующего этапа исследования. Разработка и апробация психологопедагогических условий включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур.
Третий этап (октябрь 2018 г. - май 2019 г.) Внедрение системы деятельности по реализации психолого-педагогических условий включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур . Проведение контрольного этапа исследования. Систематизация и обобщение результатов исследования, их оформление.
Научная новизна исследования заключается:
• впервые теоретически обоснована социально-педагогическая технология процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур как технологии решения конфликтов между младшими подростками в общеобразовательном учебном заведении;
• раскрыто содержательное наполнение и структура медиативной процедуры; разработаны и описаны алгоритм, этапы (диагностика проблемы, поиск решения и выбор технологии, постановка целей и задач, внедрение технологии, оценка решения проблемы) и социально-педагогические условия реализации социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур (готовность специалистов школы к использованию технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательном учебном заведении, обеспечение участия молодых подростков в реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур, организационно-методическое обеспечение реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур);- уточнена сущность понятий «медиаторства», «процедура медиаторства», «школьная медиация», «медиаторство сверстников»; характеристики медиаторства как технологии разрешения конфликтов между младшими подростками; особенности проявления конфликтов среди младших подростков;
• дальнейшего развития приобрели разноаспектные формы внедрения в образовательную среду технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур как способа решения конфликтов.
Практическое значение полученных результатов заключается в
• введении социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательном учебном заведении и проверке эффективности социально-педагогических условий ее реализации;
• систематизации материалов для тренинговой программы для младших подростков с целью их привлечения к реализации технологии медиаторства; разработке методического семинара-тренинга «Организация школьной службы медиации» и цикла практических занятий «Медиация - путь к пониманию» для специалистов школы; формировании и апробации диагностического инструментария для исследования профессиональной готовности специалистов к применению социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур, изучение состояния конфликтности в школе среди младших подростков, оценки эффективности реализации социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур...
Обоснованы теоретические основы медиаторства как социальнопедагогической технологии разрешения конфликтов между младшими подростками, раскрыта его содержание и структура. Медиаторство истолковано как технология, направленная на преодоление противоречий, разрешение конфликтов путем сотрудничества, толерантности в восприятии другого мнения, взаимопонимания, и основанная на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, опоры на собственные силы. Школьная медиация определена как технология работы с конфликтом, которая предусматривает системное включение в разрешение конфликтов подготовленного медиатора; медиаторство школьников- волонтеров рассмотрено как программа работы с конфликтами в школе, основанной на принципе «равный-равному», когда посредническая помощь ученикам, привлеченным к конфликту, предоставляется медиаторами- волонтерами, прошедшими специальную подготовку.
Содержательное наполнение социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур предусматривает: создание безопасной и толерантной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией; воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте, основывается на медиативном мировоззрении; улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода.
Структура медиативной процедуры объединяет ряд взаимосвязанных этапов: подготовительный этап; этап рассказы сторон; этап освещения причин конфликта; этап поиска и обсуждения вариантов решения конфликта; этап подписания договоренности.
Реализация медиаторства в разрешении конфликтов между младшими подростками в общеобразовательной школе представлена как социальнопедагогическая технология - стандартный комплекс методически обоснованных и последовательно внедренных действий и процедур, результатом которых является налаживание эффективной системы урегулирования конфликтов между подростками путем использования конструктивной коммуникации и анализа конфликтной ситуации на основе понимания и удовлетворения интересов и потребностей всех участников конфликта.
Разработан алгоритм социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур, предусматривающий реализацию следующих этапов: а)
диагностика проблемы; б) поиск решения и выбор технологии; в) постановка целей и задач; г) внедрение технологии, д) оценка решения проблемы, оценка результативности технологии. Определены социально-педагогические условия осуществления технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур: готовность специалистов к использованию технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательном учебном заведении, обеспечение активного участия младших подростков в реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур, организационно-методическое обеспечение реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур.
Проверена эффективность социально-педагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательном учебном заведении. На констатирующем этапе эксперимента установлено, что в основном школьные конфликты возникают между ровесниками, предпочтительными стратегиями поведения младших подростков в конфликте является избегание и приспособление; выявлено, что социальные педагоги, психологи имеют
низкий уровень владения умениями и навыками в сфере медиации. На формирующем этапе эксперимента, чтобы повысить готовность специалистов к использованию технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур проведено: авторский семинар-тренинг, цикл практических занятий, супервизии и др. Обеспечению участия младших подростков в реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур способствовала: организация тренингов,
использование метода ведения конфликтных случаев, кейс-методы, проведение тематических бесед, практических занятий, ролевых игр, минилекций и др.
Контрольный эксперимент показал, что при внедрении социальнопедагогической технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в ЭГ прослеживается положительная динамика в уменьшении доли всех деструктивных показателей. Среди школьников ЭГ уменьшилось количество и частота агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений (на высоком уровне с 58% до 22%); доля, которая касается высокого уровня готовности специалистов к использованию технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур, выросла в среднем по трем компонентам на 15-20%. Среди специалистов и учащихся в КГ такие сдвиги были в пределах 1-5%. Таким образом, реализация социально-педагогической технологии процесса включения школьников- волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательной школе является эффективной и результативной.
Проблема разрешения конфликтов между младшими подростками не исчерпывается проведенным диссертационным исследованием.
Перспективными направлениями научных поисков могут стать: использование технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур социальным педагогом в работе с несовершеннолетними правонарушителями; подготовка будущих социальных педагогов к реализации социально-педагогической технологии медиаторства; разработка методического обеспечения реализации технологии процесса включения школьников-волонтеров в качестве ведущих примирительных процедур в общеобразовательных учебных заведениях.
1. Абрамов Ю.В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия //Кентавр. 1994. №4. С. 158-160.
2. Аллахвердова А.В. Медиация - новая коммуникативная практика
вразрешении конфликтов // Журнал социологии и социальной антропологи.2006. Том !Х. № 4. URL: http :
//www.old.jourssa.ru/2006/4/4aAllahverdova.pdf (Дата обращения - 12.05.2019)
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов /Москва: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
4. Беспальчая Р. Пути мирного разрешения конфликтов в школе. Тернополь, 2001. 91 с.
5. Билык Н.М. Внедрение медиации в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы // Научная дискуссия: теория, практика, инновации[Текст]: Материалы IV заочной конференции «Научная дискуссия: теория, практика, инновации» / Партнерство «Новое образование» Киев .:2014. 144 с. С. 61-64
6. Билык Н.М. Медиация сверстников как технология разрешения конфликтов в общеобразовательной школе // Педагогика и психология: сборник научных трудов/ Под. ред .: акад. И.Ф. Прокопенко, проф. С.Т. Золотухинои. Харьков: Изд-во ООО «Щедрая усадьба плюс», 2015. Вып. 49. С. 3-12
7. Бубнова И.С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде / Психология в экономике и управлении. 2013. №2. С.9093.
8. Буш Г. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Пер. с англ. Киев: Издатель Захарченко В.А., 2007. 264 с.
9. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. Москва, 1998. 336 с.
10. Вайнола Р.Х. Классификационные подходы к характеристике технологий социальной и социально-педагогической работы [Электронный ресурс]. //научныйжурналНПУимениДрагоманова.иКЬ: http: //enpuir. npu.edu. ua/bitstrea т/123456789/7259/1/Уаупо1а.рдГ(датаобращения - 20.10.2019 г.).
11. Вайнола Р.Х. Курс лекций по дисциплине «Технологии социально
педагогической работы» для студентов специальности 6.010105«Социальная педагогика» дневной и заочной формы обучения М: КГПУ имени Б.Д. Гринченко, 2008. 159 с.
12. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя: Учебное пособие. Волгоград: изд.-М. во ОСШ МВД СССР, 1976.56 с.
13. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 160 с.
14. Ващенко И.В. Конфликтология и теория переговоров: учеб. пособие. М: Знание, 2013. 407 с.
15. Ващенко И.В., Антонова О. Конфликт. Посттравматический стресс: пути их преодоления. Учеб. пособие. М: Знание, 1998. 289 с...