ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАТЕГИИ
СОТРУДНИЧЕСТВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР 5
1.1 Основные понятия исследования 5
1.2 Теоретические представления о стратегии сотрудничества 9
1.3 Подходы к изучению интеллектуальных игр 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Проведение эмпирического исследования стратегии
сотрудничества у детей раннего подросткового возраста, участвующих в интеллектуальных играх 30
2.3 Результаты эмпирического исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность выбранной нами темы исследования «Стратегии сотрудничества в командном взаимодействии у детей раннего подросткового возраста в ситуациях дефицита времени» обусловлена тем, что в процессе проведения интеллектуальных игр у детей раннего подросткового возраста было отмечено, что между участниками команды неизбежно происходят конфликты. Это может привести не только к провалу команды на соревновании, но и к ее распаду, серьезной ссоре между участниками. Отдельная сложность решения подобных ситуаций состоит в том, что происходить оно должно в условиях дефицита времени и без отрыва от участия в игре. Для рассмотрения этой темы были выбраны группы детей раннего подросткового возраста, поскольку они, как правило, только начинают участвовать в играх, то есть попадают в непривычную и, возможно, стрессовую ситуацию, что также является провоцирующим фактором для возникновения конфликтов.
Объект исследования — командное взаимодействие детей раннего подросткового возраста в ситуациях дефицита времени.
Предмет исследования — стратегии сотрудничества в командном взаимодействии у детей раннего подросткового возраста в ситуациях дефицита времени.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать стратегии сотрудничества в командном взаимодействии у детей раннего подросткового возраста в ситуациях дефицита времени.
Задачи:
• изучить основные подходы к стратегиям сотрудничества;
• изучить основные теоретические и практические подходы к интеллектуальным играм и рассмотреть их в связи с возрастными особенностями младших подростков;
- изучить стратегии сотрудничества в командном взаимодействии у детей раннего подросткового возраста в ситуациях дефицита времени.
Гипотеза: стратегии поведения детей раннего подросткового возраста в конфликтных ситуациях могут измениться в сторону сотрудничества, если в работе с ними при занятии интеллектуальным играм применять обучение способам реагирования на конфликты в условиях дефицита времени.
В литературе на тему интеллектуальных игр они обычно рассматриваются как инструмент развития, причем в основном развития ментальной составляющей личности. В данной работе интеллектуальные игры выступают не как средство, а как потенциально конфликтогенный процесс, который требует вмешательства со стороны педагога и обучения детей основам применения стратегии сотрудничества.
Конфликты в процессе командной работы в научной литературе рассматриваются, как правило, применительно к коллективам взрослых людей, причем чаще всего — к группам коллег. Детские же команды имеют возрастную специфику, а интеллектуальная игра — не рабочий проект, и подход к формированию команды должен быть иным. Также важно, что способы решения конфликта (или хотя бы его «консервации» до более подходящего момента) должны быть моментально эффективными, поскольку невозможно остановить соревнование из-за возникшей у одной команды проблем. Все перечисленное требует нового взгляда и научного поиска.
Способы обучения детей действиям в духе стратегии сотрудничества в командах по интеллектуальным играм могут быть полезны тренерам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам и учителям, организующим подобные мероприятия у себя в школах или курирующим команды.
Проведение теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, изучение литературы на интересующую нас тему показало, что стратегии поведения младших подростков в процессе интеллектуальных игр до сих пор недостаточно исследованы и остаются полем для проведения научных изысканий.
Во-вторых, расчет критерия Вилкоксона для экспериментальной группы продемонстрировал, что показатели выбора стратегии сотрудничества в тесте Томаса — Килманна достоверно возросли. При этом для контрольной группы критерий Вилкоксона попал в зону незначимости, что говорит о том, что нельзя считать достоверным рост показателя выбора стратегии сотрудничества.
Однако подсчет критерия Фишера, позволяющего сравнить две несвязанные выборки, показал несущественность различий между изменениями в экспериментальной и контрольной группе.
Таким образом, показатель выбора стратегии сотрудничества в экспериментальной группе вырос, но невозможно с уверенностью утверждать, что это произошло за счет проведения в ней обучающей программы. Возможно, сам процесс интеллектуальной игры и взаимодействия в команде повлиял как на экспериментальную, так и на контрольную группу.
Кроме того, у эксперимента были некоторые ограничивающие факторы, обусловленные объективными обстоятельствами набора обучающихся. Во-первых, экспериментальная и контрольная группы не были идентичны как по возрасту, так и по количеству участников. Во- вторых, участники контрольной группы были знакомы между собой раньше, а участники экспериментальной только начали заниматься в таком составе, поэтому, возможно, отчасти интенсивность воздействия зависела от общей адаптации детей к незнакомому коллективу и новой деятельности, а не только от проведения программы.
Следовательно, в перспективе возможно продолжение экспериментальной работы в этом направлении с расширением числа участников и выбором более сходных экспериментальной и контрольной групп.
1. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология [Текст]: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Проблемы формирования личности: избр. психолог. труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.; Воронеж, 1995. — 345 с.
3. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия». — Санкт-Петербург: «Норинт», 2001. — С. 434.
4. Ворошилов, В. Я. Феномен игры [Текст] — М.: Сов. Россия, 1982.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии. 1966. № 6. — с. 62-68.
6. Гребенкин, Е. В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е .В. Гребенкин, А. А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 6. — С. 83-89. — ISSN 22263365. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289709. — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В. А. Янышева, А. К. Железнова. [Текст]: Монография. — Тула, 2007.
8. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер. 2009. — 384 с.
9. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Под ред. А. М. Арсеньева. — М.: — Педагогика, 1982. — 704 с.
10. Кодекс Международной ассоциации клубов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mak-chgk.ru/rules/codex/
11. Конфликтология: Учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин и др.; Под ред. А. Я. Кибанова; Гос. Универ. Управл. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М, 2014. — 301 с.
12. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.
13. Макаренко, А. С. Том 4. Педагогические работы 1936-1939 (Педагогические сочинения в 8 томах). [Текст] — М. Директ-Медиа, 2014. — 566 с.
14. Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра: социокультурный
феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 2:
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=1079
15. Мандель, Б. Р. Интеллектуальные игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста социально - культурной сферы [Текст] : Дис... канд. пед. наук. — Москва, 2005. — 330 с...