ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ СПО
ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ 9
1.1 Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по образовательным программам среднего профессионального образования .. 9
1.2 Конфликтное взаимодействие учащихся: содержание и структура 17
1.3 Необходимость формирования коммуникативных навыков как средства
профилактики конфликтного взаимодействия 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ СПО
ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ 38
2.1. Описание методов и условий проведения эмпирического исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования формирования
коммуникативных навыков как средства профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионалльного образования 47
2.3 Программа по профилактике конфликтного взаимодействия учащихся
по прораммам среднего профессионального образования посредством формирования коммуникативных навыков 51
2.4 Результаты апробации и оценка эффективности программы по профилактике конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования посредством формирования
коммуникативных навыков 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Система среднего профессионального образования переходная ступень от основного общего образования к высшему профессиональному, в связи с чем, имеет свою специфику, сложности и особенности. Перед преподавательским составом учреждений среднего профессионального образования стоит сложная задача подготовить не только квалицированных рабочих и специалистов среднего звена, но и сформировать всесторонне развитую личность студента со стойкой жизненной и профессиональной позицией. Проблема конфликтного взаимодействия субъектов педагогического процесса стоит наиболее остро в учреждениях среднего профессионального образования в силу многих факторов: психологические и возрастные особенности учащихся, смена специфики обучения, изменение внутреннего распорядка обучающихся. Зачастую конфликты между учащимися носят деструктивный характер и приобретают крайнюю форму - физическое взаимодействие с нанесением ущерба здоровью и имуществу.
Подавляющее большинство обучающихся в системе среднего профессионального образования - это подростки из неблагополучных семей, имеющие неустойчивую, подвижную психику, остро реагирующие на любые конфликтные ситуации. Кроме того, ускоренный темп современной жизни, проникновение во все сферы цифровых и компьютерных технологий, гаджетов, уход от реального к виртуальному общению породил проблему мирового масштаба - дефицит человеческих взаимоотношений. Недостаточное развитие коммуникативных навыков способствует возникновению конфликтов в среде образовательных учреждений среди учащихся.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту выпускник общеобразовательного учреждения - это уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. В связи с этим, вопросы профилактики конфликтного взаимодействия наиболее актуальны как для руководителей, так и для всего педагогического состава средних профессиональных учреждений. Однако на данном этапе перед образовательными организациями встает новая проблема - недостаточная оснащенность методическими разработками по профилактике конфликтов среди учащихся средних профессиональных учреждений посредством формирования коммуникативных навыков.
В тоже время, проблема формирования коммуникативных навыков относительно мало изучена в отечественных и зарубежных исследованиях, хотя приоритетной деятельностью учащихся данного возраста является общение. По мнению большинства специалистов, именно коммуникативные навыки становятся основой как для достижения высоких результатов в личностном развитии, так и в учебной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью учреждений среднего профессионального образования в профилактике конфликтного взаимодействия учащихся; недостаточной разработанностью методических приемов формирования коммуникативных навыков как средства профилактики конфликтов подростков; ориентацией на приоритет всесторонне развитой личности и недостаточным использованием технологий по развитию коммуникативных навыков. В поисках средств по преодолению данных противоречий возникает острая необходимость в разработке программ по профилактике конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования посредством развития коммуникативных навыков
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каковы возможности профилактики конфликтного взаимодействия обучающихся посредством формирования коммуникативных навыков?
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Профилактика
конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования посредством формирования
коммуникативных навыков».
Объект исследования - конфликтное взаимодействие учащихся по программам среднего профессионального образования.
Предмет исследования - коммуникативные навыки как средство профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и выявить возможность использования коммуникативных навыков как средства профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования.
Гипотеза психолого-педагогическими условиями формирования коммуникативных навыков подростков, которые обеспечивают устойчивый характер умений и навыков, переход их в привычки, а затем в личностные качества, являются:
• формирование понимания значимости коммуникативных навыков для достижения успешности в современном обществе;
• включение обучающихся в деятельность, направленную на приобретение коммуникативного опыта;
• организация рефлексии коммуникативного опыта и самооценки сформированных личностных результатов;
• позитивное подкрепление коммуникативной активности со стороны педагогов и родителей.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психологической, педагогической литературы по проблеме профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
2. Проанализировать сущность конфликтного взаимодействия
учащихся;
3. Раскрыть необходимость формирования коммуникативных навыков как средства профилактики конфликтного взаимодействия;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся;
5. Разработать и апробировать программу по профилактике
конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования посредством формирования
коммуникативных навыков. Теоретико-методологическая база исследования:
• концептуальные положения деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.),
• основные идеи личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов, А.Т. Тряпицина и др.) и личностно-деятельностного подхода в воспитании (И.А. Зимняя, В.А. Сластёнин и др.),
• положения о коммуникации, коммуникативных навыках (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Т.А. Ковалев),
• изучение коммуникативных навыков подростков и юношей (Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, О.Б. Крушельницкая и др.),
• изучение проблемы формирования и развития коммуникативных навыков подростков и юношей (В.В. Архипов, Т.Е. Вежевич, И.В. Инякина, Н.Г. Мокшина, В.Б. Сбитнева, Г.В. Старкова и др.).
Методологические основы исследования: теоретическую базу
исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
На разных этапах исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ основных понятий, обобщение; эмпирические - анкетирование, наблюдения, письменный и устный опрос, тестирование с целью определения уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся, педагогический эксперимент для проверки эффективности апробации программы, направленной на профилактику конфликтного взаимодействия посредством формирования коммуникативных навыков; статистические методы математической обработки количественных данных исследования.
Новизна исследования: в отличие от существующих программ, в данном исследовании разработана, апробирована и эмпирически проверена система условий формирования коммуникативных навыков подростков, построенная на основе концептуальных положений деятельностного и личностно-ориентированного подходов, в основу которой заложен механизм последовательной интеграции личностных качеств; в отличие от существующих программ, которые в основном направлены на подростков, применяемая в рамках данного исследования система условий включает и другие субъекты образования - педагоги и родители, которые выполняют подкрепляющую функцию в формировании коммуникативных навыков подростков.
Практическая значимость исследования: психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков подростков, основываются на положениях деятельностного и личностноориентированного подходов, могут быть использованы педагогом- психологом, психологической службой образовательного учреждения с целью формирования и развития коммуникативных навыков подростков, а также личностных и коммуникативных универсальных учебных действий подростков.
Практическая значимость исследования: заключается в систематизации и закреплении полученных знаний, а также их углубление в соответствии с заданной исследованием темой. Теоретическая основа данного исследования в дальнейшем будет использоваться при выполнении магистерской диссертации, а знания, полученные в ходе анализа научно-методической литературы по теме «Профилактика конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования посредством формирования коммуникативных навыков», будет широко применяться на базе ГБПОУ СО «УрТАТиС» г. Екатеринбург.
Структура работы: исследовательская работа состоит из содержания, введения, основной части работы, которая включает в себя две главы, сформулированных выводов, заключения и списка литературы.
База исследования: ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса».
В рамках данной работы была поставлена цель исследования - определить, теоретически обосновать и выявить возможность использования коммуникативных навыков как средства профилактики конфликтного взаимодействия учащихся по программам среднего профессионального образования. Для достижения поставленной цели были реализованы все задачи исследования. Проведенный нами теоретический анализ показал, что конфликтное поведение в подростковом и юношеском возрасте связано с их возрастными и психологическими особенностями. Поскольку подростки и юноши в большинстве своем не умеют конструктивно решать возникающие конфликты, проявляют конфликтные черты своей личности, актуализируется важность психологического сопровождения развития их личности и отмечается действенность привлечения подростков и юношей к тренинговым формам работы. Также эффективными в работе с подростками и юношами являются учебные, воспитательные методы, метод психологического консультирования.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся. В исследовании принимали участие 2 учебные группы ГБПОУ СО «УрТАТиС», по 25 человек каждая - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), в возрасте 16-17 лет. Исследуемая возрастная группа относится к старшему подростковому возрасту согласно периодизации, разработанную Д. Б. Элькониным. Нами были выделены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных навыков.
Для подтверждения гипотезы, эффективности психолого - педагогических условий проводился формирующий эксперимент. В результате, была разработана и апробирована на экспериментальной группе подростков программа по формированию коммуникативных навыков подростков. В данную программу входили, также, педагоги и родители подростков. Система психолого-педагогических условий была основой данной программы. Для реализации каждого условия применялись методы активного социально-психологического обучения и др. В завершении формирующей работы была проведена контрольная диагностика для дальнейшей проверки эффективности данных условий.
Для подтверждения эффективности программы требовалось обработать данные первичной и контрольной диагностик с помощью описательной статистики, математических методов обработки данных; использовался критерий углового преобразования Фишера (ф*). В результате математической обработки были выявлены значительные сдвиги, статистически значимые различия по заявленным параметрам в экспериментальной группе, что указывало на целенаправленное воздействие на личность извне. В данном исследовании таковым воздействием являлась программа формирования коммуникативных навыков подростков, в основании которой лежат психолого-педагогические условия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков подростков эффективны, что подтверждает гипотезу исследования.