Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Работа №94964

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в ДОУ 8
1.1 Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования 8
1.2. Возрастные особенности и возможности музыкального развития
дошкольников 16
1.3. Родительские позиции в оценке ожидаемых результатов музыкального
развития их детей-дошкольников 24
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ 30
2.1. Характеристика условий и контингента участников опытно-поисковой
работы 30
2.2. Характеристика диагностической методики, содержание и результатов
начального этапа работы 32
2.3. Содержание процесса опытно-поисковой работы и результаты
формирующего этапа опытной работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность. Современное музыкальное образование подрастающего поколения в числе прочих ярко высветило необходимость возможно более раннего начала систематического педагогического воздействия на детей, начиная с дошкольного возраста. В системе дошкольного образования развитие детей осуществляется в соответствии с действующими программами. В них одной из приоритетных задач обозначена взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи. Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Обращаясь с этой позиции к аспекту музыкального развития, эта задача понимается как создание единого гармоничного пространства развития личности ребенка, реализуемое в единстве деятельности музыкального руководителя и родителей.
Практика показывает, что на результаты, достигнутые на музыкальных занятиях в детском саду, во многом влияет его осуществление в семье. Именно там происходит закрепление музыкального опыта, приобретенного ребенком в детском саду. Однако такие возможности реализуются далеко не всеми семьями. Сегодня налицо тенденция к самоустранению семей от решения вопросов, связанных с воспитанием и личностным развития ребенка. В достижении успешного музыкального развития детей необходимо взаимодействие дошкольного учреждения (в лице музыкального
руководителя) и родителей. Их педагогические взаимодействия на ребенка должны дополнять друг друга.
В целях повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в дошкольной педагогике накоплены многочисленные направления и формы организации работы с родителями и, в том числе, касающиеся аспекта музыкально-эстетического развития детей. Важность музыкальных занятий в общем и личностном развитии дошкольников, в развитии основ их музыкальной культуры неоспорима.
Проблемы развития музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности нашли отражение в многочисленных научных исследованиях. Современные ученые исследовали процессы творческого развития детей, музыкального воспитания детей разных возрастных периодах дошкольного детства, развития их эмоциональной отзывчивости на музыку, влияния наглядных средств и методов на музыкальное развитие дошкольников, воспитания интереса к музыке, развития основ музыкальной культуры и музыкального вкуса. Изучался также вопрос о формах и методах педагогического руководства процессом взаимодействия ДОУ и семьи. Однако в аспекте музыкального развития детей проблема взаимодействия музыкального руководителя и родителей освещена недостаточно.
Поэтому необходимость решения данной актуальной, на наш взгляд, проблемы обусловила выбор темы исследования «Музыкальное развитие дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и родителей».
Сегодня в этом процессе мы усматриваем ряд противоречий:
-на социальном - между актуальностью данной проблемы и сложностью ее реализации в условиях ДОУ;
-на общетеоретическом - между актуальным вопросом взаимодействия музыкального руководителя и родителей и недостатком научных исследований по этому вопросу
-на методическом - между потребностью и необходимостью музыкально-творческого развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;
Проблемой исследования является совместная работа музыкального руководителя и родителей детей дошкольного возраста в осуществлении процесса их музыкального развития.
«Музыкальное развитие дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и родителей»
Цель - поиск форм совместной деятельности музыкального руководителя ДОУ с родителями по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс совместной деятельности музыкального руководителя ДОУ с родителями по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы совместной деятельности музыкального руководителя ДОУ с родителями.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Совместная деятельность музыкального руководителя ДОУ и родителей по музыкальному развитию дошкольников будет успешным, если будет:
-- опираться на научно обоснованные данные в области возрастных особенностей и возможностей музыкального развития дошкольников образования;
-- учитывать профессиональные требования, предъявляемые к деятельности музыкального руководителя;
-- знать содержание родительских позиций в оценке ожидаемых результатов музыкального развития их детей;
Задачи:
1. Рассмотреть проблемы совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования.
2. Осветить возрастные особенности и возможности музыкального развития дошкольников.
3. Рассмотреть родительские позиции в оценке ожидаемых результатов музыкального развития их детей-дошкольников.
4. Охарактеризовать условия и контингент участников опытно­поисковой работы.
5. Разработать и проверить на практике диагностические методики совместной деятельности музыкального руководителя и родителей.
6. Провести опытно-поисковую работу по теме исследования и проанализировать ее результаты.
Теоретико-методологической основой исследования явились: психологические аспекты развития музыкальных способностей (Теплов Б.М., Дружинин, В.Н.); концепция музыкального воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, В.А.Деркунская); теоретические положения развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста (Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина).
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ и синтез научной литературы;
эмпирические: экспериментально-эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетный опрос родителей.
Новизна научного исследования заключается в выявлении эффективных форм совместной работы музыкального руководителя ДОУ и родителей в формировании основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: изучить и
проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации модели сотрудничества ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Подготовленные методические рекомендации могут явиться определенным вкладом в разработку системы семейного и общего музыкально-эстетического воспитания детей.
Апробация положений исследования осуществлялась путем публикации материалов исследования в сборнике научных статей:
Балюк Ю.В. Актуальные проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста// Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы [Текст]:
международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Л.В. Матвеевой. - Екатеринбург: [б. и.], 2019, с. 143-147.
Структура диссертационного исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя проблемы совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования, мы выяснили, что по требованию ФГОС взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей необходимо для достижения положительных результатов музыкального развития дошкольников. В ряду обозначенных профессиональных компетенций, необходимых музыкальному руководителю для работы с дошкольниками, его взаимодействие с родителями занимает важное место: к ним относятся информационная компетенция совместного проведения музыкальных занятий и праздников, развивающая -- помогать организовывать музыку в быту детского сада и дома, мобилизационная -- использовать ИКТ в педагогической практике, ориентационная -- сформировать у детей и их родителей отношение к музыкальному искусству, как к культурной ценности (духовной и умственной), организаторская -- проведение индивидуального и коллективного консультирования родителей, и проведение открытых занятий и кружковой работы с детьми и их родителями, собраний, индивидуальных консультаций и бесед с родителями, коммуникативная -- доброжелательные отношения с родителями. Это показывает, что в настоящее время значимость совместной работы музыкального руководителя с родителями существенно возрастает.
Изучив возрастные особенности детей-дошкольников, можно сделать вывод, что с постижением каждого возраста ребёнок познаёт новые формы музыкальных видов деятельности.
Проанализировав возможности музыкального развития дошкольников, мы выяснили, что заниматься развитием детей нужно с раннего возраста, что, в дальнейшем, приведёт к формированию музыкальных навыков, и овладению музыкальной культурой.
Совместная деятельность музыкального руководителя и родителей приведёт к наилучшему результату музыкального развития дошкольников.
Рассмотрев родительские позиции в оценке ожидаемых результатов музыкального развития их детей-дошкольников, мы обнаружили, что в них выявляются следующие варианты: недооценка и даже отрицание важности раннего музыкального развития дошкольников; понимание необходимости такого развития и позитивное отношение к музыкальным занятиям в детском саду.
Задача музыкального руководителя - изучить личные позиции родителей, касающихся вопросов важности и необходимости раннего музыкального развития своих детей; заинтересовать родителей музыкальными видами деятельности их детей и вовлечь в совместную музыкальную деятельность; развертывать совместную работу с родителями по выработке у них объективной и взвешенной позиции по поводу процесса и перспектив из музыкального развития.
Анализ музыкальных задатков детей происходил с помощью специальной диагностики, основными критериями которой были выбраны эмоциональный отклик, чувство ритма, музыкальный слух, а результаты оценивались по трем уровням - высокому, среднему, и низкому.
Для изучения состояния процесса работы музыкального руководителя с родителями было использовано их анкетирование, направленное на изучение их родительских позиций по оценке отношения их к раннему музыкальному развитию их детей -- завышенной, адекватной или заниженной.
Проведённая начальная диагностика и анализ общего музыкального развития детей-дошкольников показало, что большинство детей имеют низкий и средний уровень музыкальных задатков.
Анализ результатов анкетирования родительских позиции в оценке музыкальной одарённости ребёнка, показал, что большинство родителей имеют адекватную и завышенную позицию в оценке способностей дошкольников.
Выявив родительские позиции по отношению к музыкальному развитию их детей-дошкольников и сравнив их с реальными музыкальными задатками дошкольника, мы выяснили, что родительские позиции у большинства семей не совпадают с реальным уровнем музыкального развития их детей.
Анализ результатов формирующего этапа опытной работы показал, что совместная работа музыкального руководителя с родителями принесла положительные результаты: повысилось количество совпадений
родительских позиций и уровней музыкального развития детей: возросла активность участия родителей в музыкальной деятельности детей, возросла активность участия детей в музыкальной деятельности.
Эти результаты показывают, что программа совместной работы музыкального руководителя с родителями «Музыкальная семья» положительно повлияла на музыкальное развитие дошкольников.
Перспективы нашего дальнейшего исследования лежит во внедрении программы «Музыкальная семья» в практику работы дошкольных образовательных учреждений, анализ результатов и разработка комплекса методического обеспечения для данной программы.


1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. Детский сад от А до Я, 2004. 176 с.
2. Белова, Е.С., Ищенко, И.П. Одаренности и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Дошкольное воспитание 1994. 54 -57 с
3. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 142 с.
4. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 170 с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение, 2008..150 с
6. Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества. Дошкольное воспитание, 2005. 6- 10 с.
7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.
Просвещение, 2005. 22-36 с.
8. Викат, М.Д. Музыка и развитие личности ребенка. Дошкольное воспитание. 1985. 46-51 с.
9. Галинов, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Новая музыка, 1974. 215 с.
10. Гатанов, Ю.Б. Развитие творческого мышления. Психологическая газета. 1960. 4-5 с.
11. Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
12. Деркунская, В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка". Справочник музыкального руководителя". СПБ.
Институт детства Рос. Гос. пед. университета им. А.И. Герцена. 2014. 1­5 с.
13. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-С. 138-162.
14. Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 258-268 с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей у детей. Вопросы психологии. 1975, 166-177 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ