Введение 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
1.1. Мотивация как социально-психологический феномен 9
1.2. Мотивация к обучению в системе музыкального образования 15
1.3. Психолого-педагогические проблемы формирования мотивации к
обучению у младших школьников в классе фортепиано 28
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
2.1. Диагностический инструментарий для формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ 41
2.2. Условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано
у младших школьников в ДМШ 47
2.3. Итоговый этап формирования мотивации к обучению игре на
фортепиано у младших школьников в ДМШ 54
Список литературы 66
Приложение 1 70
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Актуальность исследования. Перечень федеральных государственных требований (далее ФГТ) ориентирован на выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата, а также формированию у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Однако такой важный аспект, как мотивация к обучению в ФГТ не достаточно освещен.
Среди ученых, занимавшихся вопросам мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, Л.И. Божовича, С.Л. Рубинштейна, А.Я. Леонтьева, Л.И. Петражицкого. Исследование проблемы мотивации в музыкальной педагогике связано с трудами Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского. Таким образом, проблема формирования мотивации к обучению достаточно разработана в общей педагогике, но в музыкальной, а, в частности, в современной фортепианной педагогике, наблюдается недостаток исследований на данную тему.
Отметим педагогические труды отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов, связанные с проблемой нашего исследования. Так, например, метод развивающего обучения Г.М. Цыпина нацелен на повышение активности и стимуляцию учебной работы. Ю. Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т.Б. Юдовиной-Гальпериной, Т.И. Смирновой, Л.В. Светличной, И.Е. Домогацкой, Н.А. Ветлугиной, П.А. Синявского, И.Ю. Дьяченко и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности. Однако следует констатировать дефицит методик, включающих формирование мотивации к обучению.
Исходя из сказанного, констатируем наличие противоречий:
• на социально-педагогическом уровне: между ориентацией ФГТ в области музыкального искусства «Фортепиано» на создание всесторонне развитой личности музыканта-исполнителя и недостаточностью реализации данного требования ФГТ по причине пробела в организации формирования сферы мотивации к игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ;
• на теоретическом уровне: между теоретической разработанностью проблемы формирования мотивации к обучению учащихся в общей педагогике и психологии и недостатком подобных исследований в педагогике музыкального образования, направленной на обучение фортепианному искусству.
• на методическом уровне: между значимостью мотивационного компонента в музыкальной учебной деятельности у младших школьников, связанной с обучением игре на фортепиано, и недостаточностью разработанных методик и средств, направленных на ее формирование в детской музыкальной школе.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в поиске путей формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ».
Цель исследования - разработать педагогические условия формирования мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано и апробировать их на практике.
Объект исследования - педагогический процесс обучения младших школьников в классе фортепиано.
Предмет исследования - педагогические условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано младших школьников в ДМШ.
Гипотеза исследования заключается в том, что педагогические условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников будут успешны, если:
• занятия будут построены в опоре на следующие педагогические принципы: активизация учебно-познавательной деятельности; диалогическая направленность во взаимоотношениях преподавателя и учащегося; безотметочное оценивание;
• в занятия буду включены специальные методы обучения: исполнительского показа, ансамблевого исполнения, утрированного показа, «разрушения»;
• в процесс обучения будут включены все субъекты образовательного процесса: ребенок-педагог-родитель.
Нами были определены следующие задачи:
1. определить специфику содержания мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ;
2. определить специфику формирования мотивации к обучению в системе музыкального образования;
3. определить психолого-педагогические проблемы формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников;
4. разработать диагностический инструментарий по сформированности мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ;
5. определить педагогические условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ;
6. проверить успешность выделенных условий формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ.
Методологическую основу исследования составила гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования (Н.Б. Крылова,
В.Т. Фоменко и др.), основополагающие идеи отечественных ученых- педагогов и психологов о структуре мотивационной сферы личности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Д.А. Леонтьев,
Б.А. Сосновский, А.А. Файзуллаев и др.), концептуальные положения, представленные в работах по теории и практике формирования мотивации к обучению школьников (Н.К. Бакланова, И.Ф. Гончаров, Г.А. Евтеева, Н.И. Иванов, В. Кузин, В С. Коробейников, Б.И. Лихачев, Б.М. Морозов, К.К. Платонов, Л.И. Рувинский, В.М. Соколов, П.С. Хейфец), субъектнодеятельностная методология (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский,
В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс методов:
• теоретических (анализ, синтез);
• эмпирических (наблюдение, опытно-поисковая работа, беседа, акетирование, творческое задание).
Новизна исследования состоит в разработке следующих условий формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ:
• реализация методологических оснований, включающих принципы активизации учебно-познавательной деятельности; диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося; безотметочного оценивания;
• реализация методических условий формирования познавательного интереса к игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ: метод исполнительского показа, метод утрированного показа, метод разрушения;
• реализация коммуникативного принципа субъектов образования: ребенок-педагог-родитель.
Апробация исследования происходила путем проведения опытнопоисковой работы, а также публикации научных статей //Формирование мотивации к обучение игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ //Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы,-2019.-, ФГБОУ ВО «УрГПУ». -С.16-20, //Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4(67)//Условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в детской музыкальной школе,-2019.-, OOO «Триада». -С.29-34.
Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе МБУК ДО ЕДМШ №12им.С.С.Прокофьева, г. Екатеринбург. Исследование направлено на процесс обучения младших школьников детских музыкальных школ, возраст 6-9 лет в условиях 7 летней программы обучения по классу фортепиано. В исследовании рассматриваются обучающиеся младшего школьного возраста как без навыка игры на фортепиано, так и владеющих музыкальными знаниями и фортепиано техникой, соответствующей исследуемому возрасту.
Теоретическая значимость исследования: применительно к исследованию сформулировано понятие формирования мотивации к обучению, которое понимается, как общее название педагогических действий для побуждения учащихся к обучению, улучшения эффективности их учебно-познавательной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработан репертуарный план-памятка для родителей обучающихся каждого класса ДМШ, в котором содержится список произведений для исполнения, соответствующий возрасту обучающегося и памятка с информацией о композиторах и истории создания музыкальных произведений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование мотивации к обучению - общее название средств, методов, процессов для побуждения учащихся к обучению, улучшения эффективности их учебно-познавательной деятельности, перевода учащихся с отрицательного отношения к обучению к зрелым формам положительного - действенному осознанному и ответственному.
2. Педагогические условия формирования мотивации к обучению игре на фортепиано в младших классах ДМШ:
• реализация методологических оснований, включающих принципы активизации учебно-познавательной деятельности; диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося; безотметочного оценивания;
• реализация методических условий формирования познавательного интереса к игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ: метод исполнительского показа, метод утрированного показа, метод разрушения;
• реализация коммуникативного принципа субъектов образования: ребенок-педагог-родитель.
3. Разработанный репертуарный план-памятка для родителей является эффективным условием формирования мотивации к обучению игре на фортепиано в младших классах ДМШ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы по теме исследования выявил недостаток методической литературы по первоначальному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ. Успешность формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у юного музыканта зависит от правильности выбора методов по обучению игре на фортепиано, характера взаимодействия учителя и ученика, а так же от уровня интеграции в образовательный процесс родителей обучающегося . Проанализировав литературу по теме исследования, связанную с обучением игре на фортепиано, мы не обнаружили понятие «формирование мотивации к обучению». В связи с этим, мы обратились к методической литературе, и обозначили данное понятие, как общее название средств, методов, процессов для побуждения учащихся к обучению, улучшения эффективности их учебно-познавательной деятельности, перевода учащихся с отрицательного отношения к обучению к зрелым формам положительного - действенному осознанному и ответственному.
2. Анализ литературы по теме исследования помог нам выявить сложившиеся в педагогике музыкального образования основные специализированные методы и средства, направленные на интенсификацию процесса музыкально-эстетического воспитания школьников, повышение их познавательной активности и формирование мотивации к обучению на музыкальных занятиях. Важнейшими средствами формирования мотивации к обучению на музыкальных занятиях являются: создание ситуации успеха, поддержание положительного микроклимата в ученическом коллективе, правильный выбор стиля педагогического общения учителя.
Важнейшими средствами формирования мотивации к обучению являются разнообразные методы обучения. Согласно концепции И. Я. Лернера - М.Н. Скаткина, существуют следующие методы:
11. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
12. репродуктивный;
13. проблемного изложения;
14. частично-поисковый (эвристический);
15. исследовательский.
Что касается проведения школьных уроков музыки, то наряду с общепедагогическими методами развития познавательной активности и формирования мотивации к обучению у учащихся в педагогике музыкального образования сформировался ряд собственных
специализированных методов. К числу таковых относятся:
1. метод эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко);
2. метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин);
3. метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский);
4. метод музыкального обобщения (Д.Б. Кабалевский);
5. метод творческих заданий (Л.Г. Дмитриева);
6. метод моделирования художественно-творческого процесса
(Л.В. Школяр);
7. метод сравнения, или метод «тождества» и «контраста»
(Б.В. Асафьев);
8. метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б. Кабалевский);
9. метод создания композиций (Л.В. Горюнова);
10. метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);
11. метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова).
3. Анализ литературы по теме исследования помог нам выявить такие психолого-педагогические проблемы формирования мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ, как отсутствие осознанной мотивации для учебы, объясняемую возрастом; недостаточная сформированность познавательного интереса, как основного фактора мотивации к обучению игре на фортепиано; долгое разучивание одной и той же пьесы; слишком большое внимание, уделяемое педагогами работе над развитием технических навыков учащихся, что нередко идет в ущерб развитию исполнительского и репертуарного кругозора, ведет к отставанию познавательной части обучения от практической; слишком малое количество времени на уроках в детской музыкальной школе, уделяемое обучению учащихся подбору по слуху и импровизации.
4. В настоящем исследовании были определены следующие критерии оценки сформированности мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ:
1. Сформированность познавательных мотивов;
2. Сформированность внутренних мотивов.
Показателями выделенных критериев оценки сформированности мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ являются:
По 1 критерию:
1. Интенсивность и частота вопросов, касающихся изучаемого предмета;
2. Уровень концентрации внимания на изучаемом предмете;
3. Интенсивность и качество самостоятельной работы над музыкальным произведением.
По 2 критерию:
1. Сформированность интереса к поиску способа решения исполнительской задачи;
2. Сформированность интереса к процессу решения исполнительской задачи;
З.Сформированность интереса к исполнительскому результату.
Сформированность познавательных мотивов обучения игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ включает в себя стремление обучающегося овладеть новым репертуаром, а так же новыми способами игры на музыкальном инструменте, глубокий интерес к музыкальному инструменту, его истории и строению, композиторам, сочиняющим музыку для него, занимательным фактам о фортепианной музыке, способность к выявлению закономерностей и тенденций фортепианной музыки и т.д. Сформированность познавательных мотивов отражает стремление обучающихся к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование навыков игры на фортепиано...
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М., 2004.
432 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: Музыка, 1971. 280 с.
3. Алексеев А.Д.История фортепианного искусства: учебник. В 3-х
ч. Ч.1и 2. 2-е изд. М.: Музыка, 1988. 415 с.
4. Амонашвили Ш. А. Созидая человека / Ш. А. Амонашвили. - М. : Знание, 1982. 92 с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. 222с
6. Артоболевская А.Д. Дневники, /Рукопись/ — М.: Музыка,
1981г. 75 с.
7. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 152 с.
8. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и
исполнительства. М.: Музыка, 1969. 288 с.
9. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. - СПб.: Планета музыки, 2014. 512 с.
10. Беляев М. Ф. Психология интереса. Иркутск: Иркутское обл. изд- во 1957. 194 с.
11. Беридзе А.П., Поляков А.В., Условия формирования мотивации к
обучению игре на фортепиано у младших школьников в детской музыкальной школе //Муниципальное образование: инновации и
эксперимент №4(67) ,-2019.-, OOO «Триада». С.29-34.
12. Беридзе А.П., Поляков А.В., Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано у младших школьников в ДМШ //Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы,-2019.-, ФГБОУ ВО «УрГПУ». С.16-20.
13. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и
целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / Вестник Московского университета. Серия 14: Психология,
издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2. С. 27-35.
14. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. - М. : «Педагогика», 1972. 352 с.
15. Болотина Л.А., Ильина Е.А.. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП,2005. 68 с...