ВВЕДЕНИЕ 4 - 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У
НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9 - 30
1.1. Сущность понятия «интонация» в научно-методической
литературе 9 - 16
1.2. Проблема формирования чистого интонирования у обучающихся в
современных исследованиях в области педагогики искусства 16 - 23
1.3. Особенности организации образовательного процесса у начинающих
эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования 23 - 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 31 - 72
2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по формированию
чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования. Инструментарий исследования. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы 31 - 49
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного
образования 50 - 62
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного
образования 62 - 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 - 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75 - 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 78 - 81
Актуальность. Испокон веков музыка занимала важное место в культуре человечества. Она формировала в человеке его личностные качества, помогала ему осознать его отношение к окружающему миру, а также способствовала отражению его духовного мира. И это не случайно, ведь музыка обладает способностью отражать тонкие оттенки человеческих переживаний, может эмоционально воздействовать на людей, влиять на развитие мышления, сознания, музыкальности. Чтобы человек был более восприимчив по отношению к красоте, искусству, чувствам и переживаниям необходимо формировать это восприятие с раннего возраста. Пение играет важную роль в развитии ребёнка, в формировании его как музыкальных, так и личностных качеств. Именно в пении ребёнок может проявить своё отношение к музыке и к тому, о чём он поёт. Но не всегда ребёнок способен выразить все свои чувства при помощи голоса. Порой что-то ему мешает раскрыть свои переживания в полной мере. И одним из препятствий на пути к достижению этой цели является неправильное вокальное исполнение. Ребёнку необходимо верно передавать мелодию при помощи своего голоса, необходимо знать, как это сделать.
Не все дети умеют петь чисто. Самой распространённой проблемой среди ребят является нечистое интонирование, то есть когда ребёнок поёт неправильно, не попадая в ноты. Неправильное вокальное исполнение мешает ребёнку выразить все свои чувства и переживания при помощи голоса.
В последние годы проблема нечистого интонирования детей всё возрастает. Редкий ребёнок, обучаясь музыке, способен сразу попадать в ноты. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что нечистое интонирование - главная проблема начинающих музыкантов. Любому учителю музыки или педагогу по вокалу на его профессиональном пути встречаются трудности работы с неправильно интонирующими детьми. И учителю музыки, и педагогу по вокалу необходимо точно знать методики работы с проблемными учениками, чтобы и научить ребёнка попадать в ноты, и научить делать это правильно. В противном случае по неосторожности или незнанию можно неправильно поставить ребёнку голос.
Трудная задача ставится перед педагогом в том случае, если ему предстоит научить чисто интонировать ученика в общеобразовательной школе, так как таких проблемных учеников может быть большое количество. К тому же в рамках одного урока музыки в неделю уделить внимание каждому нечисто интонирующему ребенку не предоставляется возможным. Учителю музыки следует соблюдать учебные планы и пение в этих учебных планах стоит не на первом месте.
Ещё в прошлом веке возможность совершенствовать свой голос предоставлялась начинающим вокалистам только в общеобразовательных школах, хоровых кружках при школе, в детских музыкальных школах или в школах искусств. Однако в настоящее время эту проблему успешно решают вокальные, музыкальные студии и детские развивающие центры, то есть учреждения дополнительного образования. Если раньше в ту же музыкальную школу требовалось пройти определенный отбор, где комиссия оценивала способности юного вокалиста, возраст, данные, то на настоящий момент в центры дополнительного образования может прийти желающий любого возраста и любой подготовки.
В учреждениях дополнительного образования работают не менее талантливые и не менее компетентные педагоги по вокалу, а потому любой желающий может научиться чисто интонировать. Главное для педагога разобраться в причинах нечистого интонирования и найти пути решения этой проблемы.
Актуальность работы позволила нам выделить три противоречия:
1) между требованиями в области музыкального искусства «Хоровое пение» к формированию вокально-интонационного навыка ладового чувства и недостаточной реализацией этого требования на практике;
2) между теоретической разработанностью проблемы нечистого интонирования начинающих эстрадных вокалистов и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике музыкального образования;
3) между методическими разработками, рекомендациями, учебниками, программами по теме исследования и отсутствием единого комплекса упражнений по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов.
Проблемой нашей работы является поиск путей, способствующих начинающему вокалисту в условиях дополнительного образования в формирование чистого интонирования.
Анализ актуальности исследования позволил сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование чистого
интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования».
Цель: теоретически обосновать и апробировать на практике комплекс упражнений по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования.
Объект: педагогический процесс музыкального образования
начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования.
Предмет: комплекс упражнений по формированию чистого
интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования.
Гипотеза: формирование чистого интонирования у начинающих
эстрадных вокалистов будет наиболее эффективно, если:
- в образовательный процесс будет включён комплекс упражнений, направленных на формирование чистого интонирования;
- в содержание комплекса включить упражнения, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям начинающих эстрадных вокалистов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Уточнить сущность понятия интонация в научно-методической литературе;
2) Раскрыть проблему формирования чистого интонирования у обучающихся в современных исследованиях в области педагогики искусства;
3) Выявить особенности организации образовательного процесса у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
4) Определить диагностическую процедуру по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
5) Разработать комплекс упражнений по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
6) Провести опытно-поисковую работу по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области музыки, эстетики, социологии о понятии интонации (Е. М. Орлова, А. Ф. Лосев, Ю. Б. Борев, В. Н. Холопова, Б. В. Асафьев), идеи о работе с нечисто интонирующими детьми (А.Л. Маслов, А. Н. Леонтьев), современные концепции обучения вокалу (Л.Б. Дмитриев, Д.Е. Огороднов, Г.П Стулова).
Методы исследования: в ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, сопоставление, сравнение) и эмпирических (педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, беседа, творческое задание) методов.
Апробация результатов исследования проходила в процессе публикации статей:
1) «Методы работы над интонацией у начинающих исполнителей в классе эстрадного вокала» в международном сборнике научных трудов «Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы»;
2) «Методы работы с неточно интонирующими детьми» в сборнике трудов II Всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции;
3) «Интонация как общенаучная категория» в сборнике материалов 47 научной студенческой конференции Челябинского Государственного Института Культуры г. Челябинска.
База опытной-поисковой работы: Центр Детского Эстетического Развития «Белая ворона», г. Екатеринбурга в период 2018-2019 г.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложения.
В результате проделанной работы и проанализированной литературы, нами были выполнены следующие задачи:
1) Мы уточнили сущность понятия интонация в научной литературе;
Понятие «интонация» многогранно и присуще не только музыке, оно может рассматриваться и с точки зрения эстетики - это мы проследили у Ю. Б. Борева в его учебнике по эстетике, философская точка зрения на интонацию раскрывается в работах А. Ф. Лосева. Что касается музыковедческой стороны, здесь интонация рассматривается Б. В. Асафьевым, Ю. Н. Холоповым, В. В. Медушевским.
В нашей исследовательской работе мы использовали понятие «интонация», предложенное Ю. Н. Холоповым: музыкально и акустически верные воспроизведения высоты и характер звуков.
2) Мы раскрыли проблему формирования чистого интонирования у обучающихся в современных исследованиях в области педагогики искусства;
Мы выяснили, что причин для нечистого интонирования обучающихся может быть много: это могут быть как психологические (обучающийся стесняется, боится, не уверен в себе), так и физиологические (здоровье, иное строение голосового аппарата ученика или неправильная вокальная позиция, не позволяющая ему петь хорошо) причины. Построение урока по вокалу и подбор упражнений на формирование чистоты интонации следует осуществлять, выявляя и ориентируясь на ту или иную причину нечистого интонирования у ученика.
3) Мы выявили особенности организации образовательного процесса у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
4) Мы определили диагностическую процедуру по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
5) Мы разработали комплекс упражнений по формированию чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования;
6) Комплекс упражнений, разработанный в нашей работе, был реализован на практике и показал свою эффективность.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что диагностика уровней сформированности чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов показала положительную динамику. Комплекс упражнений, подобранный нами, оказался эффективным, а значит наша гипотеза доказана.
Проделанная нами работа создает возможность дальнейшего изучения проблемы, эффективности применения упражнений, направленных на формирование чистого интонирования у начинающих эстрадных вокалистов в условиях дополнительного образования, а также поиска новых методик и упражнений для улучшения качества интонирования.
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. Развитие детского голоса М. : АПН РСФСР, 1963. 198 с.
3. Апраскина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. М. : Музыка, 1971. С. 23-28.
4. Апраскина О. А. Из истории музыкального воспитания. М. : Просвещение, 1990. 207 с.
5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2е. Л. : Музыка, 1977. 375 с.
6. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М. : Высш. шк., 2002. 511 с.
7. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 - х томах. Том II. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. 560 с.
8. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. 675 с
9. Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие для среднего профессионального образования 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 286 с.
10. Климов В. И., Дубровский В. В., Полосина Е. Г., Голубкин А. А. Методические рекомендации по дисциплине «вокальная подготовка» для преподавателей высших учебных заведений. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2015. 37 с.
11. Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса («гудошниками»). Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / сост. О. А. Апраксина. М. : Музыка, 1976. Вып. 11. С. 82-87.
12. Лещинская Е. И. Методы устранения неточного интонирования у
детей младшего школьного возраста: Ресурсы, обзоры и новости образования: электронный научно-практ. журнал. 2011. Вып. 10
[Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski- zurnala/vypusk- 10-iun-2011/innovacii-metodika-i-praktika/metody-ustranenia- netocnogo-intonirovania-u-detej-mladsego-skolnogo-vozrasta
13. Мазай Л. Ю. Интонационная основа взаимодействия учебных дисциплин в подготовке педагога-музыканта // Вестник Томского государственного педагогического университета. ФГБО УВПО Томский государственный педагогический университет, 2013. С. 105-110.
14. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: исследование. М. : Композитор, 1993. 262 с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с...