Введение 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты музыкального развития детей
младшего дошкольного возраста 14
1.2 Сущность понятия «театральная деятельность» и ее характеристика в
условиях образовательного процесса младших дошкольников 7
1.3 Специфика включения театральной деятельности в процесс
музыкальных занятий детей младшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы 35
2.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы 40
2.3 Контрольный этап опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
В настоящее время, во многом благодаря современной медиасфере, происходит обнищание духовности современной молодёжи, теряет свою прежнюю силу музыкальное искусство. Все сложнее становится привлечение детей и подростков к восприятию серьёзных классических произведений, поскольку в семье уже не существует традиции слушать произведения классиков, при этом СМИ вовсе не помогают решать данную задачу. Большая часть современных детей не являются слушателями высокой художественной классической музыки, они малоактивны и не могут иметь собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить своё отношение к услышанному. Вследствие этого уровень музыкальной культуры и музыкального развития у дошкольников весьма низкий, что является проблемой на сегодняшний день [16].
Выбранная тема в наши дни актуальна, поскольку перед современным дошкольным образованием стоит задача возрождения музыкальной культуры. По утверждению как зарубежных, так и отечественных специалистов все дети от природы являются музыкальными, а дошкольный возраст представляет собой период для формирования способностей, в том числе, и музыкальных. В настоящее время исследованиям, посвященным музыкальному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности уделяется не так много внимания, в то время как педагогический потенциал таких работ огромен.
Из вышесказанного можно выделить следующие противоречия:
- между существующими научными данными о результативности развития детей младшего дошкольного возраста в различных проявлениях художественной деятельности и неполноценной теоретической подготовленностью задачи развития творчества младших дошкольников в условиях взаимосвязи театрализованной и музыкальной деятельности
• заинтересованность педагогов в раскрытии потенциала детского творчества и недостаток методического обеспечения для создания педагогических условий для детей в ходе театральной деятельности.
Выявленные выше противоречия определили проблему исследования: суть которой заключается в выявлении педагогических условий, которыми обеспечивается развитие творчества детей младшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на базе использования элементов театрализации.
Актуальностью и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы обусловлен выбор темы диссертационного исследования: «Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театральной деятельности».
Цель исследования - разработать и апробировать педагогические условия музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности.
Объект исследования: процесс развития детей младшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия музыкального
развития детей младшего дошкольного возраста в ходе театральной деятельности.
Гипотеза: педагогические условия музыкального развития младшего дошкольника в театральной деятельности будут эффективны, если:
• разработать и внедрить в образовательный процесс условия музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности;
• ввести в музыкальные занятия сюжетно-ролевые игры для музыкального развития творческих способностей детей;
• использовать в образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста ассоциативное восприятие, путем подражания сказочным героям.
Согласно определённой цели, необходимо решить следующие задачи, такие как:
1. изучить теоретико-методологические и психолого-педагогические аспекты музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в ходе театральной деятельности;
2. теоретически обосновать и определить возможности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста, используя театрализованные элементы;
3. выявить педагогические условия развития творчества детей младшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации;
4. выделить критерии, уровни и показатели музыкального развития младших дошкольников в театральной деятельности;
5. проверить на практике эффективность педагогических условий музыкального развития младших дошкольников в театральной деятельности.
Методологическую основу исследования составили работы по приобщению детей к художественной деятельности Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой; исследования формирования эстетического отношения к произведениям искусства А.Е. Шибицкой, Т.Г. Казаковой, Т.И. Алиевой, О.С. Ушаковой, Л.А. Колуновой, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкиной.
К основным методам исследования, использованным в работе, можно отнести метод сбора данных и обобщения материалов, аналитический метод.
Опытно-поисковая работа по изучению музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ проводилась на базе МАДОУ №38 и включала три этапа:
• констатирующий, на котором определялись критерии, показатели и уровни к музыкальному развитию младших дошкольников;
• формирующий, на котором внедрялся и апробировался комплекс условий формирования мотивации к музыкальному обучению в рамках театральной деятельности;
- контрольный, на котором проводилось итоговое исследование музыкального развития младших дошкольников.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив сделать следующие выводы:
1. Под театральной деятельностью мы понимаем художественную деятельность, связанную с восприятием художественных произведений театрального искусства и воспроизведением их в игровой форме приобретенных впечатлений, представлений, чувств. Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте является одним из эффективных средств педагогического воздействия на развитие личности ребенка.
В этом контексте театральная деятельность выступает как специфический вид детской активности, один из самых любимых видов творчества. В данном виде деятельности реализуются потребности ребенка в: общении, самовыражении, познании себя через воссоздание различных образов.
2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста складываются под влиянием главного процесса - становления позиции fl- сам. Базовым познавательным процессом для детей этого возраста является восприятие. Благодаря восприятию дети накапливают образы предметов, открывают для себя их свойства. Восприятие всегда активная деятельность, активный процесс. Оно является первым этапом мыслительного процесса, соответственно, сопутствует и предшествует всем видам музыкальной деятельности.
Музыкальное восприятие - чувственный, сложный процесс, который наполнен внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в текущий момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.
Восприятие музыки осуществляется уже в том случае, когда ребенок не может включиться в иные типы музыкальной деятельности, когда он еще не может воспринимать иные типы искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это означает различать ее характер, следить за развитием образа: сменой настроений, интонации.
Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит посредством активного восприятия музыки в ходе творческой деятельности.
Театрализованная деятельность развивает эстетический вкус, создает фундамент музыкального развития дошкольника, как части его общей духовной культуры в будущем. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать неуверенность в себе, робость, застенчивость.
3. Для реализации задач формирования творческих способностей младших дошкольников при помощи средств музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях необходимо создание педагогических условий, а именно:
1) создание эмоционально-творческой среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях при помощи средств музыкально-театрализованной деятельности;
2) стимулирование познавательного интереса к музыкальнотеатрализованной деятельности;
3) включение механизмов творческого воображения на занятиях;
4) диалогическое взаимодействие детей дошкольного возраста и воспитателя;
5) применение принципов - сотворчества, гуманного взаимодействия, обучения в действии, «импровизационности»;
6) организация творчески ориентированной среды, которая включает ритмодекламацию, речевые игры, игры со звуком, пальчиковые игры, игры с ритмом, игры с жестами, игры с инструментами, игры с палочками, коммуникативные игры, двигательные игры, пластическое интонирование, элементарный театр, элементарные танцы, танцевальные миниатюры;
7) организация и планирование работы руководителя (в учебной и совместной с детьми деятельности) по формированию творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности.
Для реализации вышеописанных условий, мы ввели в музыкальные занятия сюжетно-ролевые игры для развития творческих способностей детей. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является способом всестороннего развития детей. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка. В музыкально-игровой деятельности у детей систематизируются музыкально-эстетические представления, происходит становление художественно-эстетического вкуса.
Кроме того, в рамках образовательного процесса использовано ассоциативное восприятие, что достигалось путем подражания сказочным героям. Выбор содержания, форм и методов организации музыкальноигровой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей музыкально-творческих способностей, что было выявлено в процессе исследовательской работы и в результате анализа продуктов музыкально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Участие педагога в играх и упражнениях позволяет осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и устанавливает доверительные отношения с каждым ребенком.
Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста невозможно без взаимодействия с родителями. Вся работа с семьей осуществлялась по двум направлениям:
• музыкальное просвещение родителей: родительские собрания, открытые уроки, информация в уголках и др.;
• приобщение к совместной музыкальной деятельности: совместные праздники и развлечения, выставки, конкурсы.
Такая совместная работа с родителями способствовала не только эстетическому воспитанию детей, но и обогащению их жизненного опыта.
4. Разработка критериев оценки уровня музыкального развития детей младшего дошкольного возраста основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты:
• эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение: восприятие музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей;
• музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале);
• эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического знания и музыкально-творческую активность детей.
В ходе исследования музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста анализировалось как комплекс трех способностей, способствующих наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
• ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуко-высотного движения;
• способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуко-высотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения;
- музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.
5. Сравнительная диагностика на констатирующем и контрольном этапах показала положительную динамику по всем показателям группы. При выполнении диагностических заданий дети участвовали в деятельности с желанием, оживлённо, с интересом реагировали на музыкально-творческие задания. Выражая отношение к музыке, старались давать полный, аргументированный ответ, хотя обосновать свою позицию было сложно. Дети проявили изобретательность и фантазию при выполнении импровизационных заданий. Затруднения замечены в проявлении отношения к художественному образу в своей работе. В основном дошкольники использовали однотипные средства выразительности, копировали друг друга, редко сопровождали творческий процесс комментариями. Выяснилось, что дети чувствуют себя неуверенно при выполнении некоторых заданий, ждали помощи педагога и поощрения. Дети успешно освоили программу музыкального воспитания. Используя систематическую и планомерную работу с постоянным усложнением музыкального материала и творческих заданий можно получить высокий результат по развитию музыкально-творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой театрализации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение, 1991. 127 с.
4. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик. М., 1983 с.25-28.
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.:Просвещение,1981. 240 с.
7. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. М.: Просвещение, 2009. с. 15-19.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 86 с.
9. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2007. 472 с.
10. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992. С. 78 - 84
11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. 2001. №2 с.56-61.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
13. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей дошкольного возраста. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 54 с.
14. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 58-66.
15. Игра дошкольника // Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с...