Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94958

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие творческой активности 10
1.2. Возможности проектной деятельности в развитии младших
школьников 22
1.3. Педагогическая технология развития творческой активности
младших школьников в процессе музыкально-проектной деятельности 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Условия, организация, диагностические методики опытно-поисковой
работы 43
2.2. Содержание и ход опытно-поисковой работы 53
2.3. Динамика развития творческой активности младших школьников (количественный и качественный анализ результатов опытно-поисковой
работы) 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность исследования.
В настоящее время развитие творческой активности детей является важной задачей системы образования России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (1.Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. -N 5408.), формирование условий для эффективной реализации и индивидуального развития всех обучающихся обеспечивается
образовательным учреждением.
Проблема одаренности и творческих способностей человека была актуальна для исследователей многих отраслей науки, таких как философия, биология, педагогика, психология и др. С древнейших времен, вплоть до XIX в., понятие одаренности трактовалось как «божественный дар», а творчество было представлено лишь выдающимися деятелями культуры и искусства («гений», «талант»). В постиндустриальный период развития общества возникла потребность в новых идеях, изобретениях и теориях, поэтому проблема развития творческих способностей стала всё чаще рассматриваться в аспекте реализации человеком своих новаторских идей в какой-либо сфере деятельности (в современном понимании - в аспекте его творческой активности).
Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних - творческое развитие личности, необходимое для всех видов человеческой деятельности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно­ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию проектной деятельности учащихся. Именно проектная деятельность делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Развитие творческой активности ребенка происходит в процессе всего его обучения в разных образовательных институтах. В научных исследованиях изучены особенности креативности, творчества и творческого развития (С. З. Гончаров, А. Ю. Козырева, В. А. Левин, А. И. Лук, А. Н. Петров, В. Н. Петрова, Я. А. Пономарев и др.), рассмотрены различные аспекты развития детского творчества и организации творческой деятельности обучающихся (Ш. А. Амонашвили, Л. А. Ашевская, Л. Б. Ермолаева-Томина,
А. И. Савенков, С. Д. Смирнов, и др.). Проблемы творческого развития детей широко нашли широкое освещение и в педагогике музыкального образования (Б. В. Асафьев, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Н.А. Ветлугина,
Д. Б. Кабалевский, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, М. А. Румер, Г. С. Тарасов, К. В. Тарасова и др.). Рассматриваются проблемы развития творческой активности детей (А. А. Корженок), в том числе в художественно-творческой деятельности (Т. В. Слюнко) и в системе музыкального образования (С. А. Коновалова).
В последнее десятилетие активно разрабатываются проблемы организации проектной деятельности детей и школьников в процессе изучения различных школьных дисциплин (М. Ю. Бухаркина, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Т. Ф. Григоренко, Л. А. Громсова, В. А. Захарова,
А. В. Леонтович, Н. М. Конышева, Н. М. Мотылева, М. П. Охрименко, Е. С. Полат, К. И. Поливанова, М. А. Ступницкая), в том числе в аспекте воспитания креативности (Н. А. Матвеева), а также применительно к музыкальной деятельности обучающихся общеобразовательной школы (Т. В. Аристова, С. А. Кудакова).
Однако, несмотря на интерес авторов к проблеме творческого развития детей, в их работах не рассматривались вопросы развития творческой активности детей в разных видах и формах музыкально-проектной деятельности школьников в условиях общеобразовательной школы; не определены условия и методы, способствующие эффективному развитию творческой активности детей в разных видах и формах НОО. В свою очередь, в многочисленных современных практикоориентированных источниках (большое количество проектов, разработанных учителями музыки, представлено в сети Интернет), недостаточно обозначены принципы, методы и приемы организации процесса развития творческой активности; информация о проектной деятельности недостаточно систематизирована; конкретные проекты рассматриваются в большей степени как единичные события, в меньшей степени - как последовательно усложняющиеся компоненты системы учебной и внеучебной музыкальной деятельности школьников. И, наконец, предложенные учителями проекты не интерпретируются в аспекте развития творческой активности школьников в опоре на теорию вопроса.
Таким образом, в современной практике музыкального образования возникают следующие противоречия:
• между поставленными ФГОС задачами формирования у школьников творческой активности и недостаточной разработанностью методических путей реализации данных требований в музыкально-образовательном процессе;
• между теоретической разработанностью вопросов развития творческой активности и недостаточной теоретической разработанностью вопросов развития творческой активности школьников в музыкально-проектной деятельности.
• между наличием методических разработок в области организации музыкально-проектной деятельности школьников и отсутствием педагогической технологии развития творческой активности младших школьников в музыкально-проектной деятельности.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в поиске результативных методических средств развития творческой активности у младших школьников.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема «Музыкально­проектная деятельность как средство развития творческой активности у младших школьников».
Была поставлена следующая цель исследования: теоретически
обосновать, разработать и проверить педагогическую технологию развития творческой активности у младших школьников в процессе музыкально­проектной деятельности.
Объект исследования: музыкально-проектная деятельность младших
школьников.
Предмет исследования: педагогическая технология развития творческой активности у младших школьников в процессе музыкально- проектной деятельности .
Была выдвинута следующая гипотеза исследования. Развитие творческой активности у младших школьников в процессе музыкально­проектной деятельности будет успешным если:
• будет осуществляться последовательный переход от индивидуальных и мелкогрупповых учебных музыкальных проектов к коллективным (классным) проектам и их презентации в рамках общешкольных проектов;
• данная последовательность будет реализована в педагогической технологии развития творческой активности младших школьников в процессе музыкально-проектной деятельности, опирающейся на подходы и принципы; включающая содержание проектов, методы и приемы, стимулирующие творческий поиск обучающихся и активность в выдвижении идей;
• будет разработан комплекс проектов;
Для достижения заявленной цели и проверки положений гипотезы нами были поставлены и решались следующие задачи:
• на основе анализа литературы по проблеме и теме исследования рассмотреть сущность содержания понятия «творческая активность»;
• охарактеризовать возможности музыкально-проектной деятельности в творческом развитии школьников;
• отобрать подходы, принципы, методы и приемы для педагогической технологии развития творческой активности младших школьников в процессе музыкально-проектной деятельности;
• определить содержание комплекса музыкальных проектов;
• провести опытно-поисковую работу по проверке результативности разработанной педагогической технологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теоретические положения педагогических и психологических исследований о сущности творчества, творческой деятельности, творческой активности и необходимых для ее проявления творческих способностях (С. З. Гончаров, А. Ю. Козырева, В. А. Левин, А. И. Лук, А. Н. Петров,
В. Н. Петрова, Я. А. Пономарев и др.),
• теоретические положения об организации творческой деятельности обучающихся (Ш. А. Амонашвили, Л. А. Ашевская, Л. Б. Ермолаева-Томина, А. И. Савенков, С. Д. Смирнов, и др.), развитии у них творческой активности (А. А. Корженок), в том числе в художественно-творческой деятельности (Т. В. Слюнко) и в системе музыкального образования (С. А. Коновалова);
- теоретические положения о сущностных характеристиках проекта, возможностях проектной деятельности в развитии школьников, возможности использования метода проектов в современном образовании школьников и организации их проектной деятельности (М. Ю. Бухаркина, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Т. Ф. Григоренко, Л. А. Громова, В. А. Захарова, А. В. Леонтович, Н. М. Конышева, Н. А. Матвеева, Н. М. Мотылева, М. П. Охрименко, Е. С. Полат, К. И. Поливанова, М. А. Ступницкая), в том числе применительно к музыкальной деятельности обучающихся общеобразовательной школы (Т. В. Аристова, С. А. Кудакова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
теоретические - изучение и анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, анализ, синтез, систематизация; эмпирические - изучение педагогического опыта, опытно поисковая работа.
Элементы научной новизны исследования:
Разработана педагогическая технология развития творческой активности младших школьников в музыкально-проектной деятельности. Технология опирается на подходы (системный, личностно-ориентированный, декятельностный, партисипативный) и принципы (доступности, систематичности, последовательности и постепенности, взаимодополняемости образовательных областей); предполагает последовательный переход от индивидуальных и мелкогрупповых учебных проектов к коллективным классным проектам и их презентации в рамках общешкольных проектов; включает содержание музыкальных проектов, методы (проблемно-поисковый, метод исследования, когнитивный метод, метод образного сравнения, метод «мозгового штурма» и др.) и приемы организации групповой и коллективной творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
Систематизирован теоретический материал о творческой активности и возможностях музыкально-проектной деятельности в ее развития у младших школьников.
Практическая значимость исследования:
• разработано содержание комплекса музыкальных проектов для младших школьников;
• подобран музыкальный репертуар для общешкольных проектов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем публикации научной статьи «Развитие творческой активности у младших школьников в проектной деятельности на уроках музыки» в сборнике: Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы [Текст] : международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Л. В. Матвеевой. - Екатеринбург : [б.и.], 2019. ,
С.54.
Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе МАОУ Гимназия №39 «Французская гимназия», г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения поставленных в исследовании задач и на основании анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ литературы по теме исследования показал, что при всем разнообразии взглядов исследователей на сущность творчества и творческой деятельности, эти взгляды сходятся в следующем: ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна создаваемого продукта; творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы; основным критерием творчества является уникальность его результатов; результат творчества непредсказуем, его невозможно непосредственно вывести из имеющихся начальных условий. Под творческой активностью понимается деятельностное отношение человека к миру, его желание и способность создавать качественно новые, никогда ранее не существовавшие, общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью, на основе общественного исторического опыта человечества. Творческая активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении, отличительными чертами которого является оригинальность, созидательность, новизна; как способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска»; ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
2. Потенциал проектной деятельности в настоящее время находит реализацию и в процессе музыкального образования школьников; накапливается практический опыт в данном направлении. Анализ выделенных исследователями типов проектов позволяет прийти к выводу, что в музыкальном образовании школьников могут быть использованы проекты различных типов, содержание которых будет определяться с учетом специфики целей, задач, содержания, организации музыкально-образовательного процесса. Использование проектов на школьных уроках музыки должно осуществляться в русле учебных программы по предмету и способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ, определенных ФГОС.
3. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников в музыкально-проектной деятельности. Технология опирается на подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, партисипативный) и принципы (доступности, систематичности, последовательности и постепенности, взаимодополняемости образовательных областей); предполагает последовательный переход от индивидуальных и мелкогрупповых учебных проектов к коллективным классным проектам и их презентации в рамках общешкольных проектов; включает содержание музыкальных проектов, методы (проблемно-поисковый, метод исследования, когнитивный метод, метод образного сравнения, метод «мозгового штурма» и др.) и приемы организации групповой и коллективной творческой деятельности.
4. Комплекс проектов включал следующие проекты: индивидуальный или мелкогрупповой учебный проект «Музыкальный инструмент»; коллективные классные музыкальные проекты в рамках общешкольных проектов - «День матери», «Добрый праздник Новый год», «Я талант».
5. Разработанная педагогическая технология и комплекс проектов были реализованы в процессе опытно-поисковой работы. На основе разработанного диагностического инструментария прослеживалась динамика развития творческой активности у младших школьников. Замеры уровня проявления инициативы в работе над проектом и новизны разрабатываемого проекта производились на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы. Сопоставление полученных данных показало положительную динамику развития творческой активности у школьников в рамках заданных критериев.
Опытно-поисковая работа доказала, что предложенная педагогическая технология является результативной для формирования творческой активности у младших школьников. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение. Поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены.
Перспективы исследования связаны с расширением сети и содержания учебных индивидуальных и мелкогрупповых, коллективных классных и общешкольных музыкальных проектов с тем, чтобы их тематика была новой для обучающихся и побуждала их к проявлению творческой активности.


1. Азбука социального психолога-практика : словарь [Электронный ресурс] / Сост. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. URL : www.insai.ru
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М. : Просвещение, 1988. 208 с.
3. Аристова Т.В. Проектные технологии на уроках музыки и во внеурочной работе : методическая разработка [Электронный ресурс]. URL : http://www.openclass.ru/node/470937.
4. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся: учебное пособие / Л.А. Ашевская. М.: Прогресс, 2001. 200 с.
5. Белкин А. С. Педагогика детства. (основы возрастной педагогики.)- Екатеринбург. 1997.-185 с.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителей.-Екатеринбург. 1997.-185 с.
7. Бухаркина М. Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». М. : ИОСО РАО, 2003. 26 с.
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 64 с.
9. Гимназия №39 «Французская гимнзия» [Электронный ресурс].
URL: http://xn--39-6kclvec3aj7p.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--
p1ai/files/sc39_new/e1ea1d4f5d12ac0d6fb2696b127ac439.pdf
10. Гимназия №39 «Французская гимнзия» [Электронный ресурс].
URL: https: //drive.google.com/file/d/18oMKvq4NmW 1 RmLvV 5D-
yQ5ZRTEo9BQmm/view
11. Гончаров, С.З. Креативность личности //Мир психологии. 2005. №1. С. 76-84.
12. Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания // Преподавание истории в школе. 2013. № 6. С. 14-17.
13. Громова Л. А. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников : Методическое пособие. М. : УЦ Перспектива, 2012. 144 с.
14. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М .: Академический Проект, 2003. 304 с.
15. Захарова В. А. Об одной из форм организации проектной
деятельности // Начальная школа. 2015. № 7. С. 14-16...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ