Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектные технологии как средство развития творческих способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности

Работа №94945

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 11
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей обучающихся 11
1.2. Методологические подходы развития творческих
способностей обучающихся 21
1.3. Потенциал проектных технологий в развитии творческих
способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 39
2.1. Диагностика исходного уровня развитости творческих
способностей у обучающихся на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Практика применения проектных технологий по развитию
творческих способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической
направленности 56
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей обучающихся на итоговом этапе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84


Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности. Главной целью современного образования является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных
интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Далее - ФГОС НОО) призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, художественная деятельность.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его творческих способностей. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время всё более актуальным становится использование в дополнительном образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение развивать и совершенствовать свои творческие способности, а также умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому творческие способности человека рассматриваются многими исследователями как базовый ресурс цивилизации.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и деятельности образовательных учреждений дополнительного образования свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффективность процесса воспитания гражданственности и патриотизма противоречий:
• На социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в творческих личностях и недостаточной готовностью учреждений дополнительного образования развивать творческие способности у обучающихся на основе проектных технологий в процессе реализации программ дополнительного образования социально-педагогической направленности
• на научно-педагогическом уровне между необходимостью применения проектных технологий развития творческих способностей обучающихся при реализации программ дополнительного образования и недостаточной разработанностью теории творческого развития обучающихся в условиях применения таких технологий в реализации программ социально-педагогической направленности.
• На научно-методическом уровне между потребностью применения проектных технологий с учетом особенностей содержания программ дополнительного образования социально-педагогической направленности в направлении развития творческих способностей обучающихся и недостаточностью методического обеспечения реализации программ в данном направлении.
Из выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая из определения проектных технологии обеспечивающих развитие творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста в программе дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей, обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности.
Предмет исследования: проектные технологии развития творческих способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и применение проектных технологии в реализации дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Творческий проект», решающей задачи развития творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать проблему развития творческих способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности. На основании изученной литературы уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к обучающимся младшего школьного возраста.
2. Проанализировать и рассмотреть методологические подходы:
ассоциативно-синектический, системно-деятельностный и
культуроцентрический подходы к организации процесса развития творческих способностей обучающихся.
3. Выявить потенциал проектных технологий в развития творческих способностей обучающихся по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности.
4. Провести начальную и итоговую диагностику по выявлению уровней развитости творческих способностей обучающихся, описать результаты и сделать выводы.
5. Проверить в опытно-поисковой работе выявленные проектные технологии, которые выступают эффективным средством развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста, применяя разработанную дополнительную образовательную программу социально-педагогической направленности «Творческий проект»
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: развитие творческих способностей обучающихся, будет успешным если:
- процесс будет строиться на основе ассоциативно-синектический, системно-деятельностный и культуроцентрический подходов;
- будет выявлен потенциал проектных технологий, способствующих развитию продуктивности мышления, оригинальности мышления, гибкости мышления, способности разрабатывать идеи у обучающихся;
- будет разработана дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Творческий проект» на основе проектных технологий.
Методологической основой исследования служат труды: по исследованию теоретических основ творческих способностей В.Н. Дружинина, Э. де Боно, и др.; методологии и методики творческих способностей Г.С. Альтшуллера, С.А. Новоселова, Б.М. Кедрова,
A. И. Савенкова, И.Я. Лернера и др.; психологических основ развития творческих способностей: Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; психолого-физиологических основ развития творческих способностей:
B. С. Ротенберга; метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения: В.В. Гузеева, проектная технология С.Т. Шацкий.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа;
- эмпирические - включенное наблюдение, сравнения, анализ творческой деятельности обучающихся начальных классов, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы на ба базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» на занятиях «Клуба друзей хорошего настроения»
Этапы исследования.
Первый этап исследования (констатирующий) - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследования; изучены теоретические основы педагогической проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база; проведена диагностика исходного уровня
На втором этапе исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи; проведена опытно-поисковой работы - начальная диагностика развития творческих способностей обучающихся, описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась разработка и реализация программы социально-педагогической направленности «Творческий проект»; обобщены материалы опытно-поисковой работы.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики развития творческих способностей обучающихся, проанализированы результаты двух диагностик в процессе сопоставления результатов, сделаны выводы; систематизировался описанный материал, были уточнены теоретические положения, сформулированы выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнены ведущие понятия исследования: «творческие способности», «развитие творческих способностей» применительно к обучающимся младшего школьного возраста; определены критерии творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста согласно теории А.И. Савенкову: продуктивность мышления, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность разрабатывать идею. Критерии развитости творческих способностей по А.И. Савенкову соответствуют особенностям обучающихся младшего школьного возраста в дополнительном образовании и приняты в данном исследовании за основу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Творческий проект» направленная на развитие творческих способностей обучающихся; апробированы методы диагностики, позволяющие судить об эффективности развития творческих способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования; результаты исследования использованы в практике учреждений дополнительного образования города Екатеринбурга;
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста состоится при ряде необходимых определенных условий: отсутствие образца регламентированного действия, наличие позитивного образца творческого действия, создание условий для подражания творческому действию, социальное подкрепление, творческое действие. Единство критериев развитости творческих способностей применительно к обучающимся младшего школьного возраста, будем считать: продуктивность творческого мышления, оригинальность творческого мышления, гибкость творческого мышления, способность разрабатывать творческую идею.
2. Потенциал методологических подходов в развитии творческих способностей обучающихся заключается в следующем:
• культуроцентрический подход позволяет рассмотреть и представить возможность и потребность творчества как культурный процесс;
• повышение активности мыслительных процессов как первичных в развитии творческих способностей позволяет обеспечить системно-деятельностный подход;
• появление мотивации к творчеству и новых осознанных творческих достижений у обучающихся позволяет конкретизировать и обосновать ассоциативно-синектический подход.
3. Потенциал проектной технологии заключается в системе развития личностных качеств обучающихся таких, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности к творчеству, представляет собой последовательность этапов выполнения проектов для достижения собственной цели.
4. Разработанная программа «Творческий проект» включает в себя дидактические занятия по созданию творческого продукта с помощью проектной технологией.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное магистерское исследование на тему: «Проектные технологии как средство развития творческих способностей обучающихся по дополнительным программам социально-педагогической направленности» позволило заметить, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности.
Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды по исследованию: Д.Б. Богоявлевской, В.Н. Дружинина, Г.С. Альтшуллера, С.А. Новоселова, Б.М. Кедрова, А.И. Савенкова, И.Я. Лернера, В.А. Беликова, С.В. Погодиной, Д.Б. Эльконина и др.. Рассмотренные труды исследователей позволили сформировать предмет и объект исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы были раскрыты особенности процесса развития творческих способностей у обувающихся младшего школьного возраста и теоретически обоснованы методологические подходы к организации этого процесса.
2. Проанализированы и раскрыты потенциал проектной технологии в процессе развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности.
3. Проведены начальная и итоговая диагностика по выявлению уровней развитости творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.
4. По итогам проведенной диагностики на начальном этапе была разработана и внедрена программа социально-педагогической направленности «Творческий проект» на основе проектной технологии «Стрелка продуктивности», которая обеспечила повышение уровней развитости творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста по критериям А.И. Савенкова, а именно: продуктивность мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления и способность разрабатывать идею.
Основные результаты и выводы исследования.
1. Уточнено определение понятий «творческие способности», «развитие творческих способностей» с учетом особенностей младшего школьного возраста возраста.
2. Проанализирован развивающий потенциал проектной технологии по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности.
3. Внедрена в практику программа социально-педагогической направленности «Творческий проект» с использованием проектной технологии «Стрелка проектирования», которая способствуюет развитию творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
4. Развитие творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста - это педагогически организованный процесс развития наблюдательности, общей и речевой активности, привычки осмысливать и анализировать факты, памяти, воображения, мышления, предполагающий использование педагогом всего арсенала известных средств развития творчества детей, включая систематическую организацию ситуаций нового для детей вида, активизирующих самостоятельную поисковую мыслительную и практическую деятельность каждого ребёнка.
6. Необходимыми педагогическими условиями результативности процесса развития творческих способностей детей в проектных технологии являются:
• учет культуроцентрического, деятельностного,
ассоциативносинектического подходов при подготовке и проведении занятий по социально-педагогической направленности;
• использование в ходе занятий проектную технологию «Стрелка проектирования» для развития творческих способностей у младших школьников;
• применение в процессе развития творческих способностей обучающихся в социально-педагогической направленности опираясь на разработанную программу «Творческий проект».



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ