Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94943

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Сущность понятия «контрольно-оценочная самостоятельность
младших школьников» 12
1.2. Технологииформированияконтрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников 19
1.3. Формирующее оценивание и условия его реализации в младшем
школьном возрасте 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.1. Диагностика уровня сформированности контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников 41
2.2. Апробация условий реализации формирующего оценивания на
урокахматематикикак средстваповышенияуровня
контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 54
2.3. Диагностика уровня сформированности контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников по результатам апробации условий реализации формирующего оценивания на уроках математики 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104


Актуальность исследования. В современном обществе существует ряд процессов (глобализация экономики, быстрый технический прогресс, компьютеризация), которые меняют приоритеты в развитии образования. Этим обусловлена необходимость преобразования планируемых результатов образования. В условиях системы образования актуальной становится подготовка выпускников, обладающих такими качествами, как независимость, активность, инициативность, ответственность, желание и способность обеспечивать непрерывное образование на протяжении всей жизни.
Все вышесказанное подтверждается документами, регламентирующими современную образовательную политику в Российской Федерации: законом «Об образовании в Российской Федерации» [52],
национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (2010 г.), «Федеральной целевой программой развития образования», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Чтобы преуспеть в социализации, современный выпускник начальной школы должен обладать не только суммой знаний, но также желанием и способностью самостоятельно осваивать новую информацию. В связи с этим образовательный стандарт определяет в качестве одной из задач образования развитие личности учащихся на основе формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС НОО, универсальные учебные действия дают младшим школьникам возможность вести образовательную деятельность самостоятельно, умение развиваться и совершенствоваться, обеспечивают условия для самореализации человека на основе непрерывного образования, влияют на успехи в образовании [52].
Практика реализации ФГОС НОО ставит перед педагогами ряд серьезных задач, одной из которых является формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий. По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию младшим школьником своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. [3]
Таким образом, в современной школе ведущей целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, а также к саморазвитию и самообразованию. В процессе учебной деятельности особое место занимает контрольно¬оценочная самостоятельность младшего школьника, то есть его умение контролировать и оценивать свою деятельность, определять и устранять причины возникающих ошибок.
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая система оценивания отражает результаты усвоения знаний, а не процесс их усвоения, функцию контроля и оценки в большинстве своём выполняет педагог, что в полной мере не соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в образовании. Значит, необходимо внедрение в образовательный процесс альтернативных способов оценивания и самооценивания, которые позволят формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников. К таким способам оценивания можно отнести различные формы безотметочного оценивания, формирующее оценивание, критериальное оценивание и другие.
Оценивание и самооценивание в учебной деятельности младших школьников является основным индикатором диагностики проблем обучения, средством осуществления обратной связи и формирования самооценки в процессе обучения.
Как и в любом возрасте, самооценка младшего школьника выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. Самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразным регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом. Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида - все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается младших школьников, то их самооценка ситуативно зависима в отличие от взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, и др.). Однако проблема оценки младшими школьниками своей учебной деятельности освещена недостаточно.
Сопоставительный анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и практики оценочной деятельности педагогов в образовательных организациях в аспекте формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников позволил выделить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне между теоретическим обоснованием необходимости формирования контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников и традиционной организацией контрольно-оценочной деятельности в школе, предполагающей в основном оценивание достижений младших школьников педагогом, которое
не способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- на научно-теоретическом уровне между требованием к оценке результата образования как совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов и преобладанием на практике оценивания предметного результата как комплекса знаний и умений младших школьников;
- на научно-методическом уровне между наличием многообразия контрольно-измерительных материалов для оценивания образовательных результатов и применением традиционных форм и средств по оцениванию предметных результатов у младших школьников на практике.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, как обеспечить повышение уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, используя технологию формирующего оценивания.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему данной выпускной квалификационной работы: «Формирующее оценивание как средство повышения уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников»
Объект: процесс формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Предмет: педагогические условия реализации формирующего
оценивания на уроках математики как средства повышения уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём доказать эффективность применения формирующего оценивания как средства повышения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что уровень сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках математики может быть повышен при выполнении следующих педагогических условий реализации формирующего оценивания:
1) разработаны и описаны основные виды деятельности на уроке математики;
2) разработаны критерии оценивания видов деятельности в процессе обучения математике;
3) критерии оценивания открыты (они доводятся до младших школьников или вырабатываются совместно с младшими школьниками);
4) разработаны техники и инструменты оценивания (формы, бланки для фиксации хода работы и достижений младших школьников);
5) оценивается в большей мере процесс, а не результат;
6) осуществляется передача контрольно-оценочных инструментов в руки младших школьников, оказание помощи им в их контрольно-оценочной деятельности по их запросу.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической, научно-методической литературысцельюопределениясущностипонятий
«контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников» и «формирующее оценивание;
2) изучить педагогический опыт в области формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
3) выявить условия реализации формирующего оценивания как средства повышения уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
4) апробировать на практике условия реализации формирующего оценивания как средства повышения уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
5) проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
1) концепция ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, H. A. Менчинская, В. В. Репкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);
2) методология и методика обучения математике (Э. И. Александрова, A. B. Белошистая, В. А. Далингер, Н. Б. Истомина, Л. Г. Петерсон);
3) труды ученых по проблеме формирования оценочной самостоятельности (А. Ш. Амонашвили, А. Б. Воронцов, A. B. Захарова, Г. И. Катрич, Г. В. Новикова, Г. А. Цукерман, Т. И. Шамова)
4) теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я.
Гальперин, Н. Ф. Талызина)
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ научной и методической педагогической литературы;
2) Эмпирические - наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;
3) Математические - методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 200 с углубленным изучением отдельных предметов Чкаловского района города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 55 младших школьников, из них 27 учеников 4 А класса, входящие в экспериментальную группу, и 28 учеников 4 Б класса, входящие в контрольную группу.
Этапы проведения исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2019 по 2020 гг. и включала три этапа.
Первый этап - проводился анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы, традиционный и инновационный опыт по формированию и развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Второй этап - проводился констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы. В процессе констатирующего этапа в контрольных и экспериментальных группах с помощью диагностики выявлялись уровни сформированности контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников. В процессе формирующего этапа разрабатывались условия реализации формирующего оценивания как средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и проводилась их апробация.
Третий этап - проводился контрольный этап опытно-поисковой работы, осуществлялось подведение итогов работы, анализ эффективности используемых условий реализации формирующего оценивания как средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в изучении влияния формирующего оценивания на развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта сущность понятий «контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников» и «формирующее оценивание».
Практическая значимость работы заключается в разработке инструментов для проведения формирующего оценивания на уроках математики в 4 классе. Разработанные инструменты формирующего оценивания могут быть использованы педагогами начальной школы для организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников 4-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом психолого-педагогических достижений
современной науки и практики, выбором разнообразных методов, адекватных целям и задачам исследования, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных,
количественным и качественным их анализом, использованием методов математической статистики для обработки результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Универсальные учебные действия дают младшим школьникам возможность вести образовательную деятельность самостоятельно, умение развиваться и совершенствоваться, обеспечивают условия для самореализации человека на основе непрерывного образования, влияют на успехи в образовании.
2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию младшим школьником своей учебной деятельности. В процессе учебной деятельности особое место занимает контрольно-оценочная самостоятельность младшего школьника, то есть его умение контролировать и оценивать свою деятельность, определять и устранять причины возникающих ошибок.
3. Необходимо внедрение в образовательный процесс альтернативных способов оценивания и самооценивания, которые позволят формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников. К таким способам оценивания можно отнести различные формы безотметочного оценивания, формирующее оценивание, критериальное оценивание и другие.
4. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников будет эффективным, если в процессе обучения реализуется технология формирующего оценивания, включающая в себя комплекс педагогических условий:
1) Выделить и описать основные виды деятельности на уроке математики.
2) Разработать критерии оценивания основных видов деятельности на уроке математики.
3) Обеспечить открытость критериев оценивания для младших школьников.
4) Разработать инструменты оценивания.
5) Подвергать оценке в большей степени процесс, а не результат.
6) Осуществляется передача контрольно-оценочных инструментов в руки младших школьников, оказание помощи им в их контрольно-оценочной деятельности по их запросу.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, четыре приложения, девять рисунков и двадцать четыре таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие личности, которая готова к самообразованию и саморазвитию, а также к правильному взаимодействию с окружающим миром - это приоритетная цель современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом при получении начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку. На протяжении всех этапов развития образования контроль и оценка являются неотъемлемой частью учебного процесса. Большое значение здесь имеет контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. В связи с этим, исследование, посвященное повышению уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, следует признать актуальным и своевременным.
На основании проведенного исследования можно сделать выводы: проблема, заявленная исследователем, решена, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования решены, результаты исследования получены.
Итак, основные результаты и выводы исследования.
Понятие «контрольно-оценочная самостоятельность» не является новым для педагогической науки, однако методы и приёмы её формирования варьируются в зависимости от установившейся в тот или иной исторический период научно-педагогической парадигмы. В настоящее время в практике школьного обучения стали широко применять формирующее оценивание, которое, как показало наше исследование, является эффективным средством повышения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе исследования нами были выявлены , теоретически обоснованы и апробированы в опытно-экспериментальной работе педагогические условия реализации формирующего оценивания как средства повышения контрольно- оценочной самостоятельности младших школьников. Такими условиями являются:
1) выделение и описание основных видов деятельности на уроке математики;
2) разработка критериев оценивания видов деятельности в процессе обучения математике (они же планируемые результаты);
3) открытость критериев оценивания (они доводятся до младших школьников или вырабатываются совместно с младшими школьниками);
4) разработка техник и инструментов оценивания (форм, бланков для фиксации хода работы и достижений младших школьников);
5) оценивается в большей мере процесс, а не результат.
Определены критерии (умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; умение обнаруживать совпадение, сходство, различие; умение формулировать требования к проверочным заданиям ; умение определять границы своих возможностей; умение осуществлять рефлексивный контроль по итогам выполненного действия; умение определять причины своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; умение выделять критерии для оценки результатов действия) и соответствующие им уровни (низкий, средний, высокий) сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена результативность выявленных, теоретически обоснованных педагогических условий реализации формирующего оценивания на уроках математики в 4 классе как средства повышения уровня контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Таким образом, выполнение педагогических условий реализации формирующего оценивания на уроках математики позволяет повысить уровень контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.



1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки у чения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова.
- Москва : Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] / под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2012. - 152 с.
4. Витушкина, Э. В. Формирование самооценки младших школьников как фактор достижения личностных результатов образования: монография [Текст]
/ Э. В. Витушкина, Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетноеобразовательноеучреждениевысшегообразования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2018. - 160 с.
5. Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения [Текст] / И.П. Волков. - Москва, 1990. - 159 с.
6. Воробьева, Г.В. Основные понятия по теории вероятностей и математической статистике [Текст] / Г.В. Воробьева. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет , 2010. - 251 с.
7. Воронина, Л.В. Русский язык. Математика: Справочник для младших школьников [Текст] / Л.В. Воронина, М.Л. Кусова, С.В. Плотникова, В.А.
Шуритенкова. - Шадринск : ОГУП "Шадринский дом печати", 2014. - 192 с.
8. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Текст] / А.В. Воронцов. - Москва : Просвещение, 2019. - 303 с.
9. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова [Текст] / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - Москва : Рассказовъ, 2014. - 300 с.
10. Голубева, Л. М. Оценка достижений младшими школьниками планируемых результатов обучения: методические рекомендации [Текст] / Л.
М. Голубева. - Красноярск : КИПК, 2011. - 36 с.
11. Голубь, В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс : Практическое пособие для начальной школы [Текст] / В.Т. Голубь. - Воронеж : ООО "Метода", 2015. - 112 с.
12. Государев, И.Б. Веб-портфолио [Электронный ресурс] / И.Б. Государев. URL : http://design.gossoudarev.com/portfolio.html. (Дата обращения 30.03.2020г).
13. Гриценко, С. И. Формирование самооценки младших школьников
[Электронный ресурс] / С. И. Гриценко // URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения: 30.03.2020).
14. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка [Текст] / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - Москва : Просвещение, 2013. - С. 66-97.
15. Давыдов, В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте
[Электронный ресурс] / В.В. Давыдов // URL:
http: //www.bimbad.ru/biblioteka/article_full .php?aid=1000 (дата обращения:
30.03.2020).
16. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? [Текст] / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - Москва : Просвещение, 2013. - С. 66-97.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ