ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Детский оздоровительный лагерь как микросреда педагогических
конфликтов 9
1.1.1 ДОЛ: от истоков к современности 10
1.1.2 Педагогический конфликт в ДОЛ 16
1.1.3 Временный детский коллектив 19
1.2 Повышение конфликтологической компетентности как цель
исследования 24
1.2.1 Понятие конфликтологической «компетентности» и
«компетенции» 24
1.2.2 Функции конфликтологической компетентности 27
1.2.3 Конфликтологическая компетентность вожатого в ДОЛ 30
1.3 Медиативные технологии как инструмент в достижении
поставленной цели 34
1.3.1 Медиативные технологии для предупреждения педагогических
конфликтов в ДОЛ 36
1.3.2 Медиативные технологии для урегулирования и решения
педагогических конфликтов в ДОЛ 38
1.3.3 Коммуникативные технологии для управления педагогическими
конфликтами в ДОЛ 41
Вывод по главе 1 43
ГЛАВА 2: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ВОЖАТОГО В РАМКАХ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.1 Анализ эмпирического исследования ВКР 45
2.1.1 Интернет-опрос 2016 года 45
2.1.2 Интернет-опрос 2017 года 47
2.1.3 Обучение вожатых в стенах УрГПУ 49
2.1.4 Обучение вожатых на базе лагеря «Исетские Зори» 52
2.2 Прикладное исследование конфликтологической компетентности
вожатого 54
2.2.1 Содержательно-целевой компонент программы 56
2.2.2 Операционно-деятельностный компонент программы 76
2.2.3 Аналитико-результативный компонент программы 85
2.2.4 Оценка эффективности программы с помощью t-критерия
Вилкоксона 92
Вывод по главе 2 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Актуальность: в современной системе образования возрастает
потребность в медиациикак процессе урегулирования конфликтных ситуаций путём переговорного процесса. Это связано с увеличением количества педагогических конфликтов в образовательных учреждениях, которые всё чаще придаются огласке в СМИ и влекут за собой тяжелые последствия для одного или нескольких участников конфликта. Газета «Аргументы и факты» перечисляет три основные причины увеличения педагогических конфликтов в образовательном пространстве:
Во-первых, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников - это так называемый стресс ограничения времени. Чтобы все успеть, дети вынуждены постоянно спешить, у них практически не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам [26].
Во-вторых, психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной/художественной школе [там же].
В-третьих, низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30-40%, у старшеклассников - 80% [там же].
Анализ данных показателей указывает на то, что школьники находятся в постоянном состоянии стресса, не имея возможности снятия внутреннего напряжения через активную деятельность. В связи с этим возрастает роль летних каникул, как длительного промежутка времени, направленного на восстановление сил перед новым учебным годом.
Вопросы творческой, интеллектуальной, социальной и экономической самореализации подрастающего поколения всегда являлись одной из главных стратегических задач развития страны. В соответствии с законодательством РФ в каникулярный период организуется отдых и оздоровление детей, как на базе общеобразовательных учреждений, так и в загородной зоне. Возможность отправить ребёнка в детский оздоровительный лагерь (далее ДОЛ) выступает гарантом безопасности и качества отдыха детей в период летней кампании, а условия ДОЛ, по мнению Е.И. Григорьевой, способствуют последующей социализации развивающейся личности и снижению конфликтности в подростковой среде [16].
Попадая во временный детский коллектив (далее ВДК), ребёнок проходит этап адаптации, легкость протекания которой зависит от личностных особенностей детей [10]. По мнению психолога, Елены Титовой, одним детям потребуется пара дней, чтобы привыкнуть, другим - неделя. А есть дети, которые категорически не могут жить не дома, но в силу некоторых обстоятельств вынуждены оставаться в лагере [15].
В то же время, ДОЛ обладает специфическими особенностями, такими как отдалённость от дома и семьи, режимность, ограниченность передвижений (вакуум) и необходимость вступления в различные отношения с большим количеством новых людей. Набор данных характеристик делает лагерную среду очень стрессовой и конфликтной [14].
Ещё одной важной задачей ДОЛ, является создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе. Согласно Национальному стандарту РФ «Услуги детям в учреждении отдыха и оздоровления» от 01.01.2009 г., в разделе 5.4. «Психологические услуги»перечислены следующие положения:
• 5.4.1 Проведение индивидуальной воспитательно -профилактической работы с "трудными" детьми.
• 5.4.2 Психологическая коррекция поведения детей для преодоления или ослабления возникающих нарушений в их общении с окружающими.
• 5.4.3 Психологические тренинги, направленные на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания.
• 5.4.4 Проведение групповых занятий по налаживанию и поддержанию межличностных взаимоотношений в коллективе.
Проблема нашего исследования включает в себя следующие аспекты:
• Лагерная среда сама по себе является стрессовой и конфликтной;
• Дети приезжают в лагерь переутомлёнными и напряженными - им требуется время на восстановление сил после учебного года;
• Отсутствие штатного психолога и постоянная текучесть кадрового состава ДОЛ не гарантирует конфликтологическую компетентность его сотрудников;
Таким образом, можно обобщить проблему нашего исследования, как уязвимость лагерной среды перед возникновением педагогических конфликтов, которые неизбежны. Данный перечень проблем определяет необходимость в разработке программы повышения конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ по средствам обучения их медиативным технологиям.
Объект: конфликтологическая компетентность педагога ДОЛ.
Предмет: обучение медиативным технологиям как средство
повышения конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ.
Цель: разработать обучающую программу для повышения конфликтологической компетентности педагогов в ДОЛ.
Задачи:
1. Изучить детский оздоровительный лагерь как микросреду педагогического конфликта;
2. Проанализировать понятие конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ, как объекта исследования, в целях её дальнейшего повышения у педагогов ДОЛ;
3. Рассмотреть медиативные технологии отобрать наиболее подходящие для внедрения в лагерную среду;
4. Проанализировать опыт предыдущих исследований педагогических конфликтов в ДОЛ;
5. Разработать и реализовать программу повышения конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ.
Гипотеза: Программа, построенная на комплексной диагностике критериев конфликтологической компетентности педагогов ДОЛ, включающая в себя обучение медиативным технологиям в совокупности с анализом практического опыта, способствует повышению у них уровня конфликтологической компетентности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Характеристики детского оздоровительного лагеря (Абашкина Е.В., Волгунов В.А., Волгунов В.В., Магомедов Т.А., Черняева Т.Н.) и временного детского коллектива (Вараксин В.Н., Воробьева И.В., Кружкова О.В., Дорошина И.Г., Иванченко И.В., Ляшок А.С., Царева Н.П.);
Анализ понятии «компетентность» (Борисова Е.С., Саралиева Т.Р., Харитонова Е.В.) и конфликтологическая компетентность вожатого (Ковалев В.П., Никульников А.Н., Сепиашвили Е.Н., Суслова О.Д.);
Освещение преимуществ медиации (Акутина С.П., Карпенко А.Д.) и использования медиативных технологий в процессе конфликторазрешения (Акутина С.П., Козлов Н.И., Чернышев А.С., Шериф М);
Общие сведения о педагогических конфликтах (Анцупов А.Я., Козер Л., Курочкина И.А., Шурыгина О.П.);
Электронные ресурсы (Аргументы и факты, Левада - Центр, Мосгостур);
Психодаигностический инструментарий: (Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Многомерный личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, Тест-опросник «измерение мотивации достижения» М. Ш. Магомед-Эминова, Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, Опросник «Стиль поведения в конфликте» Томаса-Килмана., Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности Усатова И.А.)
Новизна работы: детский оздоровительный лагерь является
недостаточно изученной средой возникновения и развития педагогический конфликтов, что делает её перспективной для внедрения медиативных технологий в деятельность педагогов ДОЛ с целью повышения их конфликтологической компетентности.
Практическая значимость: Сегодня ДОЛ является одним из самых востребованных видов летнего детского отдыха[22]., а педагогическое движение (отряды) активно развивается и направляет на работу в загородные лагеря тысячи вожатых. Внедрение в их систему подготовки конфликтологического блока поможет подготовить более эффективных и конкурентоспособных специалистов, и снизит уровень конфликтности в ДОЛ.
Изучение особенностей лагерной среды является одним из ключевых направлений современной образовательной системы, поскольку от качества организации летнего отдыха детей зависит их дальнейшая социализация в школьном социуме и обществе в целом. Педагогический конфликт является неотъемлемой частью ДОЛ, поскольку тот обладает специфическими особенностями, требующими высокой стрессоустойчивости и адаптивности как у детей, попадающих во ВДК, так и педагогов ДОЛ. В первую очередь, мы говорим о вожатом, как о человеке, наиболее открытом и близком детям.
Он проводит с детьми много времени, входит к ним в доверие и наблюдает изнутри ВДК за тем, как выстраиваются отношения между его участниками, как у них протекают процессы адаптации и социализации и есть ли внутри отряда педагогические конфликты. Вожатый способен управлять этим процессом, следовательно, он должен быть готов первым оказать конфликтологическую помощь детям, что требует от него высокого уровня конфликтологической компетентности.
Повышение конфликтологической компетентности вожатого являлось главной целью нашего исследования, поскольку данному процессу в современной системе образования уделено недостаточно много внимания, на наш взгляд. Вожатый - это студент педагогического университета или педагог по специальности, которого обучают основам психолого-педагогической работы, но которого не учат конфликторазрешению, что делает актуальным вопрос об обучении вожатых медиативным технологиям, взятым из процедуры медиации, которая на сегодняшний день востребована в образовательном пространстве, но противоречит специфике ДОЛ, а потому не эффективна для использования в полном своём объеме. Поэтому мы вычленили из процедуры медиации ряд медиативных технологий и методик, позволяющих предупреждать, урегулировать и решать педагогические конфликты в ДОЛ. Данные медиативные технологии легли в основу разработанной нами программы.
В ходе реализации эмпирического исследования, была разработана и реализована программа повышения уровня конфликтологической компетентности вожатых, общей продолжительностью в пять месяцев. В ней приняло участие десять будущих вожатых, имеющих опыт работы в ДОЛ, которые в период летней кампании 2019 едут работать в лагеря Свердловской области с детьми младшего школьного возраста. Участники программы прошли отбор, построенный на многомерном личностном опроснике «Адаптивность», позволившим отсеять часть претендентов с низкой адаптивностью и отсутствием мотивации к участию в программе.
Конфликтологическая компетентность вожатого замерялась психодиагностическими методиками, подобранными под пять компонентов её структуры: операционный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, поведенческий и рефлексивный. Комплексная диагностика позволила изучить каждый компонент в индивидуальном порядке и выявить уязвимые места в конфликтологической компетентности вожатых, что дало общее предоставление о ней, как о недостаточно высокой (160% из 500%). С учётом полученных данных были внесены корректировки в обучающую программу в виду необходимости в повышении каждого компонента. Был реализован ряд встреч с вожатыми, прочитан курс теоретического материала, проведены практикумы, пройден пласт психодиагностических методик. По итогу мы получили девять из десяти вожатых, подготовленных к работе в ДОЛ на среднем и высоком уровне, что было выявлено методикой диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Поскольку мы не устанавливали корреляционную связь между проводимым обучением и конфликтологической готовностью, то для нас был важен сам результат готовности (эмпатийности) в целом у вожатых, что повышало вероятность успешного закрепления на практике тех знаний, умений и навыков, которые мы развивали у них в процессе обучения.
Следующий этап программы был построен на методе интроспекции, при котором вожатые, будучи на рабочем месте в ДОЛ, самостоятельно справляются с возникающими педагогическими конфликтами и занимаются саморефлексией, то есть ведут статистику
конфликтологических успехов и неудач, а также анализируют собственное самочувствие и настроение. На данном этапе была выявлена связь между успехами в разрешении педагогических конфликтов и общим самочувствием вожатых. Была отмечена высокая мотивация и самостоятельность вожатых при управлении педагогическими конфликтами в ДОЛ. Благодаря дневникам вожатых были выявлены наиболее и наименее эффективные медиативные технологии и методики для управления педагогическими конфликтами в ДОЛ.
По возвращению вожатых из лагерей был проведён повторный психодиагностический замер компонентов конфликтологической компетентности вожатого, который показал скачок положительных значений по всем показателям, что увеличило общий уровень конфликтологической компетентности вожатых в два раза(380% из 500%). Если говорить об индивидуальных результатах, то у восьми вожатых из десяти произошёл рост конфликтологической компетентности в то время, как у двоих вожатых он не претерпел весомых изменений. На наш взгляд, данный показатель связан с личностными особенности вожатых. В целом по группе были получены статистически значимые изменения компонентов конфликтологической компетентности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наша программа может применяться при обучении медиативным технологиям вожатых, уже имеющих опыт работы в ДОЛ. К перспективным разработкам можно отнести модернизацию программы для вожатых без опыта работы, а также для воспитателей с учетом их опыта и стажа работы. Стоит отметить и тот факт, что в данном эмпирическом исследовании мы обучали вожатых из разных лагерей, но было бы интересно провести обучение на сотрудниках одного лагеря и не просто наблюдать со стороны за тем, как они применяют знания на практике, но и быть самим включенными в их трудовую деятельность, координировать и сопровождать непосредственно в ДОЛ.
1. Абашкина Е.В. Советский пионерский лагерь: от
послевоенного к позднесоветскому (опыт качественного исследования) / Е.В. Абашкина// Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология, политология. - Саратов, 2013. - №4. - с. 55-59.
2. Акутина С.П. Роль службы медиации в разрешении конфликтов
во временном детском коллективе // Гуманитарные науки, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ЬйрТ/^^^.Нр^Йл'и/тйехрйр/серия-гуманитарные-науки/серия- гуманитарные-науки-2017/гуманитарные-науки-2017 -январь/1180-hum-- 2017-01-11
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 512с.
4. Борисова Е.С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве образовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2017 - с.28-32.
5. Борюк Я.Ю. Метод построения «Дерева конфликта». / Я.Ю. Борюк // Экспертиза и анализ конфликта. - Орёл, 2014.
6. Вараксин В. Н. Временный детский коллектив как средство формирования социального опыта подростка / В. Н. Вараксин// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Пенза, 2013. - № 4. - с. 101-102.
7. Волгунов В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Образовательные среды и инновационные технологии. Человек и образование, №4 (25), 2010 - с.82-87
8. Волгунов В.В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект // Общая и социальная педагогика, 2009 - с.16-19
9. Воробьева И. В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы [Текст]: учеб. пособие / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2009. 271 с.
10. Дети в лагере: что влияет на адаптацию? Мосгостур, 2015.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //mo s gortur.ru/parents/prepare/adptacia v lagere.htm
11. Детский коллектив. Теория временного детского коллектива. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/67109- pall.html
12. Дорошина И.Г. Детский коллектив, его специфика, этапы становления и развития. Социальная сеть работников образования, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy- sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapov- stanovleniya
13. Зачем родителям детей нужен опыт детского лагеря? Новое поколение, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.novoepokolenie.com/poezdka-v-lager/zachem-roditelyam-detej- nuzhen-opyt-detskogo-lagerya/
14. Иванченко И.В. Как рождается микрогруппа? / Иванченко И.В - Методическое пособие. - ВДЦ «Орлёнок». - 2010. - 84с.
15. Исаева Н. Летние войны. Как предотвратить конфликты в лагере // Аргументы и факты, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuzbass.aif.ru/society/detskie voyny chto nuzhno znat ot pravlyaya rebenka v letniy lager...