ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЛАЧНЫХ И МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.1. Анализ ИКТ-компетенций педагога профессионального образования 12
1.2. Дидактические возможности облачных и мобильных технологий 26
1.3. Модель методики подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 40
Выводы по материалам главы 1 52
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПОЛИТЕХНИКУМА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЛАЧНЫХ И МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 54
2.1. Планирование подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 54
2.2. Методы подготовки преподавателей политехникума к применению
облачных и мобильных технологий в профессионально-педагогической деятельности 60
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 68
Выводы по материалам главы 2 76
ВЫВОДЫ 78
ЛИТЕРАТУРА 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.1. Анализ ИКТ-компетенций педагога профессионального образования 12
1.2. Дидактические возможности облачных и мобильных технологий 26
1.3. Модель методики подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 40
Выводы по материалам главы 1 52
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПОЛИТЕХНИКУМА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЛАЧНЫХ И МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 54
2.1. Планирование подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 54
2.2. Методы подготовки преподавателей политехникума к применению
облачных и мобильных технологий в профессионально-педагогической деятельности 60
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 68
Выводы по материалам главы 2 76
ВЫВОДЫ 78
ЛИТЕРАТУРА 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Развитие информатизации современного общества тесно связанно с процессами информатизации образования и характеризуются массовым распространением и совершенствованием новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные компьютерные технологии активно используются для передачи информации и обеспечения интерактивного взаимодействия педагога и обучаемого в системах открытого и дистанционного образования. При этом основной задачей преподавателя становится не только овладение знаниями в области ИКТ-технологий, но и умение использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности [57].
Указом Президента РФ 9 мая 2017 года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», одно из назначений которой заключается в описании основных направлений развития информатизации системы образования. Настоящая стратегия устанавливает порядок и систему действий по реализации внешней и внутренней государственной политики РФ в области применения информационнокоммуникационных технологий, которые направлены на повышение уровня информационного общества, исполнение стратегических национальных проектов и обеспечение национальных интересов, становление национальной цифровой экономики [81].
Расширенные требования к квалификации педагогических кадров предъявляет и профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который вступил в силу с 1 января 2017 года на основании Приказа Минтруда России от 08 сентября 2015 года № 608н. [63].
Профессиональный стандарт педагога профессионального образования является средством реализации стратегических образовательных задач и побуждает преподавателя ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также направлен на повышение уровня российского образования до международных стандартов. Профстандарт обеспечивает макси-
4 мальную детализацию направлений трудовой деятельности педагога профобразования, позволяет повысить её эффективность и содействует квалификационному росту специалиста [66].
Согласно профстандарту педагог профессиональной образовательной организации обязан «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, а при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ и требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)». [48, 91]. Однако, как показывает практика, не все преподаватели профессиональных образовательных организаций могут соответствовать требованиям профстандарта.
Подробное изучение и анализ, имеющихся в свободном доступе публикаций по данной теме, позволяет обозначить существенное расхождение между реальным уровнем владения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) большинством педагогов и требованиями, предъявляемыми к уровню ИКТ-компететнтности преподавателей техникума, обусловленным процессами модернизации профессионального образования.
Большинство авторов (Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю.), чаще всего описывают проблемы, выявленные в ходе внедрения профстандарта в части владения средствами ИКТ и предполагают решать эти проблемы посредством дополнительного профессионального образования (краткосрочные курсы на базе организаций дополнительного профессионального образования) [9]. Предлагаемая система повышения квалификации должна обеспечивать освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности, а функционирующая в образовательном учреждении информационная образовательная среда выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности его работников (Очи- рова, Ю.В.) [54].
В Методических рекомендациях для руководителей, разработанных специалистами Института развития образования и социальных технологий Курской области (Степанова Н.В.), предложен поэтапный план внедрения проф- стандарта педагога. На начальном этапе внедрения предлагается провести мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров требования профстандарта в том числе и ИКТ-компетентности. Главной целью мониторинга является диагностика динамики развития и своевременное выявление пробелов и зон роста, что служит основанием для построения индивидуальной образовательной траектории при повышении квалификации педагога в области ИКТ-технологий и методики их использования в образовании, далее предлагается образовательным организациям самостоятельно разработать внутреннюю систему повышения квалификации [63].
Полякова В.А. и Козлов О.А. оценивают продуктивность системы повышения квалификации педагогов, которая ориентируется на многоформенность информационно-образовательного пространства для подготовки педагогов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, развивается на основе интеграции формального, неформального и информального образования и осуществляется по большей части в виртуальной образовательной Интернет-среде. Также, в работах Поляковой В.А. отмечается недостаточность подготовки в педагогических вузах будущих учителей в сфере методики использования ИКТ в образовательном процессе, наличие внутренних проблем системы дополнительного профессионального образования педагогов, разный уровень ИКТ- компетентности преподавателей и обосновывается целесообразность формирования обновленной методической системы непрерывной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ [59]...
Указом Президента РФ 9 мая 2017 года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», одно из назначений которой заключается в описании основных направлений развития информатизации системы образования. Настоящая стратегия устанавливает порядок и систему действий по реализации внешней и внутренней государственной политики РФ в области применения информационнокоммуникационных технологий, которые направлены на повышение уровня информационного общества, исполнение стратегических национальных проектов и обеспечение национальных интересов, становление национальной цифровой экономики [81].
Расширенные требования к квалификации педагогических кадров предъявляет и профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который вступил в силу с 1 января 2017 года на основании Приказа Минтруда России от 08 сентября 2015 года № 608н. [63].
Профессиональный стандарт педагога профессионального образования является средством реализации стратегических образовательных задач и побуждает преподавателя ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также направлен на повышение уровня российского образования до международных стандартов. Профстандарт обеспечивает макси-
4 мальную детализацию направлений трудовой деятельности педагога профобразования, позволяет повысить её эффективность и содействует квалификационному росту специалиста [66].
Согласно профстандарту педагог профессиональной образовательной организации обязан «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, а при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ и требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)». [48, 91]. Однако, как показывает практика, не все преподаватели профессиональных образовательных организаций могут соответствовать требованиям профстандарта.
Подробное изучение и анализ, имеющихся в свободном доступе публикаций по данной теме, позволяет обозначить существенное расхождение между реальным уровнем владения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) большинством педагогов и требованиями, предъявляемыми к уровню ИКТ-компететнтности преподавателей техникума, обусловленным процессами модернизации профессионального образования.
Большинство авторов (Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю.), чаще всего описывают проблемы, выявленные в ходе внедрения профстандарта в части владения средствами ИКТ и предполагают решать эти проблемы посредством дополнительного профессионального образования (краткосрочные курсы на базе организаций дополнительного профессионального образования) [9]. Предлагаемая система повышения квалификации должна обеспечивать освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности, а функционирующая в образовательном учреждении информационная образовательная среда выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности его работников (Очи- рова, Ю.В.) [54].
В Методических рекомендациях для руководителей, разработанных специалистами Института развития образования и социальных технологий Курской области (Степанова Н.В.), предложен поэтапный план внедрения проф- стандарта педагога. На начальном этапе внедрения предлагается провести мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров требования профстандарта в том числе и ИКТ-компетентности. Главной целью мониторинга является диагностика динамики развития и своевременное выявление пробелов и зон роста, что служит основанием для построения индивидуальной образовательной траектории при повышении квалификации педагога в области ИКТ-технологий и методики их использования в образовании, далее предлагается образовательным организациям самостоятельно разработать внутреннюю систему повышения квалификации [63].
Полякова В.А. и Козлов О.А. оценивают продуктивность системы повышения квалификации педагогов, которая ориентируется на многоформенность информационно-образовательного пространства для подготовки педагогов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, развивается на основе интеграции формального, неформального и информального образования и осуществляется по большей части в виртуальной образовательной Интернет-среде. Также, в работах Поляковой В.А. отмечается недостаточность подготовки в педагогических вузах будущих учителей в сфере методики использования ИКТ в образовательном процессе, наличие внутренних проблем системы дополнительного профессионального образования педагогов, разный уровень ИКТ- компетентности преподавателей и обосновывается целесообразность формирования обновленной методической системы непрерывной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ [59]...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) На основе анализа научно-методической литературы доказана актуальность подготовки преподавателей техникума к использованию в профессиональнопедагогической деятельности облачных и мобильных технологий. С учетом специфики учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования и требований профессионального стандарта определен термин «Готовность педагога профобразования к использованию ИКТ в профессиональной деятельности».
2) Были проанализированы дидактические возможности применения облачных и мобильных технологий в образовательном процессе по видам учебной деятельности студентов в соответствии со спецификой реализации программ среднего профессионального образования. Выявлено, что наиболее оптимальным, с дидактической точки зрения, будет использование облачных и мобильных технологии для активизации самостоятельной и групповой работы обучающихся, для организации интерактивного обучения, с применением элементов электронного и дистанционного обучения.
3) Разработана модель формирования готовности педагогов техникума к применению современных информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности, которая включает в себя формирование психологической, технологической, методической и практической готовности. Разработана структурная модель подготовки преподавателей техникума к использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе, которая включает следующие блоки целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
4) В процессе подготовки педагогов к использованию облачных и мобильных технологий рекомендуется использование следующих методов: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод ин-
79 терактивной демонстрации, дискуссия, интерактивная лекция, кейс-метод, практико-ориентированные методы и метод проектов.
5) Результаты опытно-поисковой работы показали, что предложенная методика обеспечила формирование готовности педагогов к использованию в образовательном процессе облачных и мобильных технологий. Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что проведение курсов повышения общепедагогической ИКТ-кромпетентности педагогов по разработанной программе с предложенной методикой может быть организовано для педагогов на базе профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута и первоначальная гипотеза подтверждена.
1) На основе анализа научно-методической литературы доказана актуальность подготовки преподавателей техникума к использованию в профессиональнопедагогической деятельности облачных и мобильных технологий. С учетом специфики учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования и требований профессионального стандарта определен термин «Готовность педагога профобразования к использованию ИКТ в профессиональной деятельности».
2) Были проанализированы дидактические возможности применения облачных и мобильных технологий в образовательном процессе по видам учебной деятельности студентов в соответствии со спецификой реализации программ среднего профессионального образования. Выявлено, что наиболее оптимальным, с дидактической точки зрения, будет использование облачных и мобильных технологии для активизации самостоятельной и групповой работы обучающихся, для организации интерактивного обучения, с применением элементов электронного и дистанционного обучения.
3) Разработана модель формирования готовности педагогов техникума к применению современных информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности, которая включает в себя формирование психологической, технологической, методической и практической готовности. Разработана структурная модель подготовки преподавателей техникума к использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе, которая включает следующие блоки целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
4) В процессе подготовки педагогов к использованию облачных и мобильных технологий рекомендуется использование следующих методов: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод ин-
79 терактивной демонстрации, дискуссия, интерактивная лекция, кейс-метод, практико-ориентированные методы и метод проектов.
5) Результаты опытно-поисковой работы показали, что предложенная методика обеспечила формирование готовности педагогов к использованию в образовательном процессе облачных и мобильных технологий. Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что проведение курсов повышения общепедагогической ИКТ-кромпетентности педагогов по разработанной программе с предложенной методикой может быть организовано для педагогов на базе профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута и первоначальная гипотеза подтверждена.





