ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.1. Анализ ИКТ-компетенций педагога профессионального образования 12
1.2. Дидактические возможности облачных и мобильных технологий 26
1.3. Модель методики подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 40
Выводы по материалам главы 1 52
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПОЛИТЕХНИКУМА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЛАЧНЫХ И МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 54
2.1. Планирование подготовки преподавателей политехникума к
использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе 54
2.2. Методы подготовки преподавателей политехникума к применению
облачных и мобильных технологий в профессионально-педагогической деятельности 60
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 68
Выводы по материалам главы 2 76
ВЫВОДЫ 78
ЛИТЕРАТУРА 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Развитие информатизации современного общества тесно связанно с процессами информатизации образования и характеризуются массовым распространением и совершенствованием новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные компьютерные технологии активно используются для передачи информации и обеспечения интерактивного взаимодействия педагога и обучаемого в системах открытого и дистанционного образования. При этом основной задачей преподавателя становится не только овладение знаниями в области ИКТ-технологий, но и умение использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности [57].
Указом Президента РФ 9 мая 2017 года утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», одно из назначений которой заключается в описании основных направлений развития информатизации системы образования. Настоящая стратегия устанавливает порядок и систему действий по реализации внешней и внутренней государственной политики РФ в области применения информационнокоммуникационных технологий, которые направлены на повышение уровня информационного общества, исполнение стратегических национальных проектов и обеспечение национальных интересов, становление национальной цифровой экономики [81].
Расширенные требования к квалификации педагогических кадров предъявляет и профессиональный стандарт педагога профессионального образования, который вступил в силу с 1 января 2017 года на основании Приказа Минтруда России от 08 сентября 2015 года № 608н. [63].
Профессиональный стандарт педагога профессионального образования является средством реализации стратегических образовательных задач и побуждает преподавателя ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также направлен на повышение уровня российского образования до международных стандартов. Профстандарт обеспечивает макси-
4 мальную детализацию направлений трудовой деятельности педагога профобразования, позволяет повысить её эффективность и содействует квалификационному росту специалиста [66].
Согласно профстандарту педагог профессиональной образовательной организации обязан «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, а при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ и требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)». [48, 91]. Однако, как показывает практика, не все преподаватели профессиональных образовательных организаций могут соответствовать требованиям профстандарта.
Подробное изучение и анализ, имеющихся в свободном доступе публикаций по данной теме, позволяет обозначить существенное расхождение между реальным уровнем владения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) большинством педагогов и требованиями, предъявляемыми к уровню ИКТ-компететнтности преподавателей техникума, обусловленным процессами модернизации профессионального образования.
Большинство авторов (Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю.), чаще всего описывают проблемы, выявленные в ходе внедрения профстандарта в части владения средствами ИКТ и предполагают решать эти проблемы посредством дополнительного профессионального образования (краткосрочные курсы на базе организаций дополнительного профессионального образования) [9]. Предлагаемая система повышения квалификации должна обеспечивать освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности, а функционирующая в образовательном учреждении информационная образовательная среда выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности его работников (Очи- рова, Ю.В.) [54].
В Методических рекомендациях для руководителей, разработанных специалистами Института развития образования и социальных технологий Курской области (Степанова Н.В.), предложен поэтапный план внедрения проф- стандарта педагога. На начальном этапе внедрения предлагается провести мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических кадров требования профстандарта в том числе и ИКТ-компетентности. Главной целью мониторинга является диагностика динамики развития и своевременное выявление пробелов и зон роста, что служит основанием для построения индивидуальной образовательной траектории при повышении квалификации педагога в области ИКТ-технологий и методики их использования в образовании, далее предлагается образовательным организациям самостоятельно разработать внутреннюю систему повышения квалификации [63].
Полякова В.А. и Козлов О.А. оценивают продуктивность системы повышения квалификации педагогов, которая ориентируется на многоформенность информационно-образовательного пространства для подготовки педагогов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, развивается на основе интеграции формального, неформального и информального образования и осуществляется по большей части в виртуальной образовательной Интернет-среде. Также, в работах Поляковой В.А. отмечается недостаточность подготовки в педагогических вузах будущих учителей в сфере методики использования ИКТ в образовательном процессе, наличие внутренних проблем системы дополнительного профессионального образования педагогов, разный уровень ИКТ- компетентности преподавателей и обосновывается целесообразность формирования обновленной методической системы непрерывной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ [59]...
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1) На основе анализа научно-методической литературы доказана актуальность подготовки преподавателей техникума к использованию в профессиональнопедагогической деятельности облачных и мобильных технологий. С учетом специфики учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования и требований профессионального стандарта определен термин «Готовность педагога профобразования к использованию ИКТ в профессиональной деятельности».
2) Были проанализированы дидактические возможности применения облачных и мобильных технологий в образовательном процессе по видам учебной деятельности студентов в соответствии со спецификой реализации программ среднего профессионального образования. Выявлено, что наиболее оптимальным, с дидактической точки зрения, будет использование облачных и мобильных технологии для активизации самостоятельной и групповой работы обучающихся, для организации интерактивного обучения, с применением элементов электронного и дистанционного обучения.
3) Разработана модель формирования готовности педагогов техникума к применению современных информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности, которая включает в себя формирование психологической, технологической, методической и практической готовности. Разработана структурная модель подготовки преподавателей техникума к использованию облачных и мобильных технологий в образовательном процессе, которая включает следующие блоки целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
4) В процессе подготовки педагогов к использованию облачных и мобильных технологий рекомендуется использование следующих методов: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод ин-
79 терактивной демонстрации, дискуссия, интерактивная лекция, кейс-метод, практико-ориентированные методы и метод проектов.
5) Результаты опытно-поисковой работы показали, что предложенная методика обеспечила формирование готовности педагогов к использованию в образовательном процессе облачных и мобильных технологий. Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что проведение курсов повышения общепедагогической ИКТ-кромпетентности педагогов по разработанной программе с предложенной методикой может быть организовано для педагогов на базе профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута и первоначальная гипотеза подтверждена.
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. = Information and communication technologies in education. Terms and definitions : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 419-ст : введен впервые : дата введения 2008-07-01 / РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "Станкин" - Москва : Стандартинформ, 2007. - 11 с. ; 29 см. - Текст : непосредственный.
2. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения = Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. General regulations : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 956-ст: введен впервые : дата введения 2011-01-01 / РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "Станкин" - Москва : Стандартинформ, 2011. - 12 с. ; 29 см. - Текст : непосредственный.
3. 3 бесплатных сервиса для создания интеллект-карт // Мега-Талант - URL:
http: // teachtech.ru / intellekt-karty-i-onlajn-doski / 3-besplatnyx-servisa-dlya- sozdaniya-intellekt-kart.html (дата обращения: 15.07.2019). - Текст: элек
тронный.
4. 5 полезных сервисов от Google для образования // Мега-Талант - URL:
https://mega-talant.com/blog/5-poleznyh-servisov-ot-google-dlya-obrazovaniya (дата обращения: 15.07.2019). - Текст: электронный.
5. Аверина М.Н. Структурно-функциональная модель повышения кации учителей // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №3(60). - С. 129-133. - Текст: непосредственный.
6. Алексеева О. В. Организация занятий на курсах повышения квалификации учителей с позиции деятельностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013.- № S6. - С. 11-15. - URL: http://e- koncept.ru/2013/13554.htm. (дата обращения: 12.07.2019). - Текст: электронный.
7. Алексеенко А.А. Нормативное обеспечение современного этапа информатизации образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 2(18). - С. 99-102. - Текст: непосредственный.
8. Аналитическая записка ЮНЕСКО: Облачные вычисления в образовании. ИИТО ЮНЕСКО. - 2010. - 12 с. - Текст: непосредственный.
9. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. - № 23. - С. 923-926. - URL: https: // moluch.ru / archive / 103 / 23855. (дата обращения: 12.06.2018). - Текст: электронный.
10. Атаева Т.А. Методика системы дистанционного и электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. №1. С. 610-616.
11. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: тези
сы доклада [Текст] // Международная научно-практическая конференция RELARN - 2004. - URL: http: // www.relarn.ru / conf / conf2004 / section3 / 3_11.html (дата обращения: 18.05.2019). - Текст: электронный.
12. Барков С. А., Носуленко С. В. «Облачные технологии» как этап в развитии информационного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - №2. я С. 16-24. - Текст: непосредственный.
13. Бондаренко Н.Г. Понятие «мобильное обучение» // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 20. - С. 97-103. - Текст: непосредственный.
14. Бурмакин В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезисы доклада [Текст] / В.Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN - 2006. - Текст: непосредственный.
15. Возгова З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации научнопедагогических работников // Современные проблемы науки и образования.
• 2011. - № 3. - URL: http: // www.science-education.ru / ru / article /view?id=4661 (дата обращения: 19.07.2019). - Текст: электронный...