ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9
1.1 Проблема адаптации первоклассников в современной
зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Особенности адаптации первоклассников к обучению в
школе 19
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий для адаптации первоклассников 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 51
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики 51
2.2 Содержание психолого-педагогической работы,
направленной на эффективную адаптацию первоклассников к обучению в школе 69
2.3 Анализ полученных результатов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью создания условий для успешной адаптации первоклассников и недостаточным вниманием учителей начальной школы к проблеме адаптации обучающихся. Во многом от того насколько благополучно пройдет адаптационный период первоклассника зависит как он будет обучаться в дальнейшем.
В настоящее время множество первоклассников, которые перешли от домашних условий или условий детского сада к систематической учебной деятельности, испытывают школьный стресс. Данное состояние может возникнуть вследствие несоответствия возможностей обучающегося новым школьным требованиям, которые вызывают у него болезненное отношение к окружающим, и способствует образованию внутреннего психологического конфликта, сопровождающегося потерей учебной мотивации, снижением познавательной активности, пассивной позицией или возникновением конфликтных отношений с учителем и одноклассниками. Когда такой первоклассник длительное время пребывает в состоянии постоянного напряжения, которое постепенно ведет к стрессовому состоянию, это все способствует ослаблению всех его психических и физических функций.
Если возможности первоклассника соответствуют внешним требованиям новой социальной ситуации развития, то ему будет легче включиться в процесс обучения. Также он будет испытывать положительное эмоциональное состояние от пребывания в школе, которое служит индикатором социально-психологического аспекта адаптации ребенка и создает благоприятные условия для его дальнейшего психического развития.
Следует отметить, что проявления негативно протекающей адаптации, в зависимости от индивидуальных особенностей, к сожалению, становятся все более очевидными в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств. Вместе с тем, как показывает реальная практика, учитель способен лишь констатировать факт нарушения процесса адаптации, однако в большинстве случаев он не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у дезадаптированного ребенка немало серьезных проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующимися на их основе взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации (или дискриминации), вряд ли корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа школьной адаптации может быть представлена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется как с позиций педагогики, так и с позиций педагогической, медицинской и социальной психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии. Также сами родители тоже сталкиваются с множеством проблем, связанных с периодом адаптации их ребенка к школе, к новой среде.
К тому же в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является актуальной как для педагогики, так и психологии образования.
Успешность обучения ребенка, его взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию зависит от того, как будет проходить адаптация и насколько успешно пройдет первый учебный год в школе.
Проблемой школьной адаптации занимались многие зарубежные и отечественные педагоги и ученые. Ими были изучены такие вопросы как влияние педагогики среды на развитие личности ребенка (Л.В. Мудрик, Т. С. Семенова и др.); исследование понятия «социальная адаптация» отечественными учеными (А.В. Петровский, А.А. Налчаджян и др.); особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.Р. Битянова).
Объектом исследования выступает процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и полученных данных разработать программу по адаптации первоклассников к обучению в школе и экспериментально проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблем адаптации первоклассников к обучению в школе;
2. провести констатирующий эксперимент;
3. разработать программу по адаптации первоклассников к обучению в школе для экспериментальной группы;
4. экспериментально проверить эффективность программы по адаптации первоклассников к обучению в школе в сравнении результатов контрольной и экспериментальной группы.
Гипотеза исследования является предположение о том, что процесс адаптации первоклассников к обучению в школе будет проходить успешно, если своевременно провести диагностику уровня адаптации и включить разработанную программу для всех обучающихся в классе, направленную на адаптацию первоклассников к обучению в школе.
Методология исследования: подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (Г. Ауберт; А. Л. Венгер; В.Н. Гуров; Т.В. Дорожевец; В.Н. Дружинин; Г.Л. Исурина; В.П. Зинченко; В.Е. Коган; А.В. Петровский и др.), подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович; Н.И. Гуткина; Г. Коджаспиров и А. Коджаспирова; Г.Г. Кравцова; М.И. Лисиной; Р. Овчарова; Т.М. Чирковой и д.р.), подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; Г.Л. Бардиер; М. Битянова; Б.С. Братусь; Е.В. Бурмистрова; О.С. Газман; Т. Дворецкая; И.В. Дубровина; Е.И. Исаева; Е. Казакова; Е. Козырева; А. Колеченко; Н. Ромазан; В. Семикин; Т. Чередникова и др.).
Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педогогической литературы), эмпирические (диагностика, формирующий эксперимент). Для обработки данных использовались качественный и количественный анализ и методы математической статистики.
Методики:
1. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (М.Р. Гинзбург).
2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
3. Проективная методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
Новизна исследования заключается в том, что разработана и описана программа по адаптации первоклассников к обучению в школе, а также экспериментально доказана его эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная программа для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе может быть использована в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования...
Целью настоящего исследования было на основе теоретического анализа и полученных данных разработать программу по адаптации первоклассников к обучению в школе и экспериментально проверить ее эффективность.
Решая задачи исследования, мы, прежде всего, уточнили понятие «адаптация». Адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: физиологическая (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий), психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.
Анализ литературы выявил показатели успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, их можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, так как от нее зависит развитие познавательных интересов. Самооценка ребенка тоже влияет на то, как он адаптируется к обучению в школе. Сформированность произвольной сферы у ребенка необходима для того, чтобы он понимал и выполнял правила и требования взрослого, умел работать по образцу, так как это наиболее важная составляющая готовности к школе. Школьная тревожность, особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Следовательно, ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Необходима работа находящихся рядом с ним педагогов, специалистов, родителей, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации к обучению в школе.
В эмпирической части работы подробно освещена процедура исследования было проведено исследование на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №142 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 60 детей из двух первых классов. Исследование проводилось в два этапа. Первичная диагностика проводилась в октябре 2018 года. На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента, а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была разработана и апробирована программа по адаптации первоклассников к обучению в школе. На этапе контрольного эксперимента был реализован комплекс методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Достоверность полученных результатов обеспечивалась подсчетом с помощью методов математической статистика U- критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что процесс адаптации первоклассников к обучению в школе будет проходить успешно, если своевременно провести диагностику уровня адаптации и включить разработанную программу для всех обучающихся в классе, направленную на адаптацию первоклассников к обучению в школе, подтвердилась.
Подведя итог, следует отметить, что адаптация первоклассников к обучению в школе является актуальной проблемой в наше время. Особое значение она должна представлять для учителей, специалистов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Таким образом, цель исследования реализована полностью, задачи, поставленные в работе, решены.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М. : Академия, 2002. — 208с.
2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
3. Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова // Вопр. психологии.
• (Психология и практика). — 1991. — № 4. — С. 42-50.
4. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62.
5. Бардиер, Г. Я хочу! [Текст] : Психол.сопровождение естеств. развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. — 2- е изд. — СПб. : Стройлеспечать, 1996. — 92с.
6. Баркан, А.И. Типы адаптации первоклассников [Текст] / А.И. Баркан // Педиатрия. — 1983. — №5.
7. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации [Текст] / М.М. Безруких.
• М. : Академия, 2013. - 232 с.
8. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] : кн. для учителя / А.С. Белкин. — М. : Просвещение, 1991. — 176 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога [Текст] / Ф. Б. Березин // Психические состояния : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. — СПб., СПб., 2000. — С. 219-229.
10. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Педагогический поиск, 2014.- 256с.
11. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2013. - 298 с.
12. Битянова, М.Р. Первичная адаптация ребенка в школе [Текст] : / М.Р. Битянова [и др.]. — М., М., 1998. — С. 68-120.
13. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 695с., 1л.портр. — Примеч.: с.655-678. — Библиогр.: с.679-691.
14. Богословский, В.В. Общая психология : учеб. пособие для пед. ин-тов [Текст] / под ред. В. В. Богословского [и др.]. — 3-е изд. , перераб . и доп. — М. : Просвещение, 1981. — 383 с. : ил. — 1.10.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб. : Питер, 2008. — 400 с...