Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Работа №94923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1 Теоретические подходы к пониманию развития личности 6
1.2 Механизмы социально-психологической адаптации 22
1.3 Влияние условий проживания в детском доме на личность
подростка 28
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Методика исследования социально-психологической адаптации 45
2.2 Анализ и обсуждение модели социально-психологической
адаптации подростков после выпуска из детского дома 50
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Согласно данным, озвученным вице-премьером Татьяной Голиковой на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, в Российской Федерации функционирует 1341 организация, оказывающие услуги для детей-сирот и насчитывающие более 40 тысяч воспитанников. Наиболее многочисленной возрастной группой в таких учреждениях являются подростки - около 13 тысяч человек [1]. Такое распределение связано с тем, что вероятность устройства в семью ребенка младшего возраста выше, чем вероятность устройства в семью подростка. При этом согласно данным благотворительного фонда «Дети наши», только 20% выпускников социально-реабилитационных центров адаптируются к жизни вне учреждения [4]. В соответствии с исследованиями Российского детского фонда, через год после выпуска каждый третий выпускник социально­-реабилитационного центра несовершеннолетних становится лицом без определенного места жительства, каждый пятый преступником, каждый десятый совершает самоубийство [7]. Таким образом, актуальность исследования социально-психологической адаптации выпускников социально-реабилитационных центров несовершеннолетних следует из ее высокой социальной значимости.
Объектом исследования выступило явление социально- психологической адаптации, предметом - социально-психологическая адаптация выпускников детских домов.
Цель работы: создание модели социально-психологической адаптации и ее применение к выпускникам детского дома.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития личности.
2. Провести теоретический анализ проблемы механизмов социально-психологической адаптации подростков.
3. Провести теоретический анализ проблемы влияния условий проживания в детском доме на личность подростка
4. Провести эмпирическое исследование социально­
психологической адаптации выпускников детских домов;
5. Провести эмпирическое исследование условий, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно.
Гипотеза исследования:
У воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, социально-психологическая адаптация проходит успешней, чем у выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи.
В данной исследовательской работе в качестве методологической основы выбраны положения о психическом развитии, выдвинутые Л.С. Выготским и рассмотренные Б.Г. Ананьевым в рамках комплексного подхода, соединяющего в себе естественнонаучные и культурно­исторические взгляды и максимально охватывающего все стороны психического развития. Структура социально-психологической адаптации в данном подходе наиболее полно разработана А.А. Налчаджяном [8]. В связи с этим, под социально-психологической адаптацией мы будем понимать социально-психологический процесс, который приводит к социально-психологической адаптированности личности, что является таким состоянием взаимоотношения личности и общества, при котором:
• личность без длительных конфликтов осуществляет ведущую деятельность;
• личность удовлетворяет свои основные социальные потребности;
• личность соответствует ролевым ожиданиям;
• личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической и социально-психологической литературы;
Эмпирические: диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностики;
Математико-статистические: U-критерий Манна-Уитни.
Методики:
1. Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд;
2. Диагностика личностной конфликтности и агрессивности Ильина и Ковалева;
3. Определение уровня самооценки Ковалева;
4. Шкала личной тревожности Спилбергера;
5. Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности Бубнова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось выявление условий для успешной социально-психологической адаптации выпускников детского дома.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ проблемы развития личности.
2. Проведен теоретический анализ проблемы социально- психологической адаптации подростков, определена теоретико- методологическаю основа исследования, а именно положения о психическом развитии, выдвинутые Л.С. Выготским и рассмотренные Б.Г. Ананьевым в рамках комплексного подхода, соединяющего в себе естественнонаучные и культурно-исторические взгляды и максимально охватывающего все стороны психического развития. Структура социально­психологической адаптации в данном подходе наиболее полно разработана А.А. Налчаджяном. В связи с этим, под социально-психологической адаптацией мы будем понимать социально-психологический процесс, который приводит к социально-психологической адаптированности личности, что является таким состоянием взаимоотношения личности и общества, при котором:
• личность без длительных конфликтов осуществляет ведущую деятельность;
• личность удовлетворяет свои основные социальные потребности;
• личность соответствует ролевым ожиданиям;
• личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей;
3. Проведен теоретический анализ проблемы влияния условий проживания в детском доме на личность подростка. Были выявлены факторы, обуславливающие характерные для воспитанников детских
домов свойства личности: различного рода депривации, безусловность общения, непрерывный контроль со стороны взрослых, невозможность реализовать потребности в самоидентификации, самостоятельности, сепарации.
4. Проведено эмпирическое исследование социально -
психологической адаптации выпускников детских домов.
5. Проведено эмпирическое исследование условий, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно, которое показало значимые различия между психологическими свойствами воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, и психологическими свойствами выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи. Таким образом, были определены условия, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно. Такими условиями оказались условия проживания в приемной семье.
Гипотеза исследования, что у воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, социально-психологическая адаптация проходит успешней, чем у выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи, подтвердилась. При этом в условиях приемной семьи у воспитанников детского дома модель социально-психологической адаптации выглядит следующим образом:
• приходят в норму показатели по шкалам: адаптация,
эмоциональный комфорт, напористость, личностная тревожность, подозрительность.
• подростки начинают больше следить за своим здоровьем, у них нормализуется самооценка.
• изначально низкие показатели по внутреннему контролю, доминированию и ценности общественно-полезной деятельности, а также высокая ценность богатства, общения и престижа наравне с бездельем в норму не приходят. Другими словами, сохраняется высокий уровень социального иждивенчества.
Для адаптации выпускника детского дома, не попавшего в приемную семью, необходимы внешние условия, соизмеримые по своей силе и интенсивности воздействия с условиями воспитания в семье. Примером таких условий можно назвать наставничество, имитирующее детско- родительские отношения.
Результаты данного исследования могут быть использованы для эффективной работы как специалистами, ведущих непосредственную работу с воспитанниками и выпускниками детских домов, преподавателями школ приемных родителей, а также волонтерам и работникам некоммерческих организаций, оказывающим поддержку воспитанникам и выпускникам детских домов.


1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская; под. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 2013. - 219 с.
2. Адлер А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - Киев: Port-Royal, 215. - 228 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский. - М.: Эксмо, 2015. - 311 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1969. - 339 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2015 - 421 с.
6. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере [Текст] / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития. - 2012. - 210 с.
7. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической
адаптации при психосоматических и невротических нарушениях [Текст] // Психологический журнал. - 2015. N 6. - С. 117-120.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Дрофа, 2013 - 312 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб., Питер, 2012. - 410 с.
10. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук. / Е.В. Витенберг; СПбГУ. - СПб.: [б.и.], 2013. - 37 с.
11. Волков Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Гаудеамус, 2015 - 510 с.
12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: Сфера, 2013. - 160 с.
13. Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде [Текст] / Г.А. Горошидзе. - М.: Просвещение, 2010. - 279 с.
14. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе [Текст] // Психологический журнал. - 2014. N 3. - С. 17 - 25.
15. Дербенев Д.П. Социально-психологичекая адаптация подростков [Текст ]// Социологический журнал. - 2015. №. 2. - С. 142-147...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ