ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1 Теоретические подходы к пониманию развития личности 6
1.2 Механизмы социально-психологической адаптации 22
1.3 Влияние условий проживания в детском доме на личность
подростка 28
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА
2.1 Методика исследования социально-психологической адаптации 45
2.2 Анализ и обсуждение модели социально-психологической
адаптации подростков после выпуска из детского дома 50
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Согласно данным, озвученным вице-премьером Татьяной Голиковой на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, в Российской Федерации функционирует 1341 организация, оказывающие услуги для детей-сирот и насчитывающие более 40 тысяч воспитанников. Наиболее многочисленной возрастной группой в таких учреждениях являются подростки - около 13 тысяч человек [1]. Такое распределение связано с тем, что вероятность устройства в семью ребенка младшего возраста выше, чем вероятность устройства в семью подростка. При этом согласно данным благотворительного фонда «Дети наши», только 20% выпускников социально-реабилитационных центров адаптируются к жизни вне учреждения [4]. В соответствии с исследованиями Российского детского фонда, через год после выпуска каждый третий выпускник социально-реабилитационного центра несовершеннолетних становится лицом без определенного места жительства, каждый пятый преступником, каждый десятый совершает самоубийство [7]. Таким образом, актуальность исследования социально-психологической адаптации выпускников социально-реабилитационных центров несовершеннолетних следует из ее высокой социальной значимости.
Объектом исследования выступило явление социально- психологической адаптации, предметом - социально-психологическая адаптация выпускников детских домов.
Цель работы: создание модели социально-психологической адаптации и ее применение к выпускникам детского дома.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития личности.
2. Провести теоретический анализ проблемы механизмов социально-психологической адаптации подростков.
3. Провести теоретический анализ проблемы влияния условий проживания в детском доме на личность подростка
4. Провести эмпирическое исследование социально
психологической адаптации выпускников детских домов;
5. Провести эмпирическое исследование условий, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно.
Гипотеза исследования:
У воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, социально-психологическая адаптация проходит успешней, чем у выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи.
В данной исследовательской работе в качестве методологической основы выбраны положения о психическом развитии, выдвинутые Л.С. Выготским и рассмотренные Б.Г. Ананьевым в рамках комплексного подхода, соединяющего в себе естественнонаучные и культурноисторические взгляды и максимально охватывающего все стороны психического развития. Структура социально-психологической адаптации в данном подходе наиболее полно разработана А.А. Налчаджяном [8]. В связи с этим, под социально-психологической адаптацией мы будем понимать социально-психологический процесс, который приводит к социально-психологической адаптированности личности, что является таким состоянием взаимоотношения личности и общества, при котором:
• личность без длительных конфликтов осуществляет ведущую деятельность;
• личность удовлетворяет свои основные социальные потребности;
• личность соответствует ролевым ожиданиям;
• личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической и социально-психологической литературы;
Эмпирические: диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностики;
Математико-статистические: U-критерий Манна-Уитни.
Методики:
1. Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд;
2. Диагностика личностной конфликтности и агрессивности Ильина и Ковалева;
3. Определение уровня самооценки Ковалева;
4. Шкала личной тревожности Спилбергера;
5. Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности Бубнова.
Целью работы являлось выявление условий для успешной социально-психологической адаптации выпускников детского дома.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ проблемы развития личности.
2. Проведен теоретический анализ проблемы социально- психологической адаптации подростков, определена теоретико- методологическаю основа исследования, а именно положения о психическом развитии, выдвинутые Л.С. Выготским и рассмотренные Б.Г. Ананьевым в рамках комплексного подхода, соединяющего в себе естественнонаучные и культурно-исторические взгляды и максимально охватывающего все стороны психического развития. Структура социальнопсихологической адаптации в данном подходе наиболее полно разработана А.А. Налчаджяном. В связи с этим, под социально-психологической адаптацией мы будем понимать социально-психологический процесс, который приводит к социально-психологической адаптированности личности, что является таким состоянием взаимоотношения личности и общества, при котором:
• личность без длительных конфликтов осуществляет ведущую деятельность;
• личность удовлетворяет свои основные социальные потребности;
• личность соответствует ролевым ожиданиям;
• личность переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей;
3. Проведен теоретический анализ проблемы влияния условий проживания в детском доме на личность подростка. Были выявлены факторы, обуславливающие характерные для воспитанников детских
домов свойства личности: различного рода депривации, безусловность общения, непрерывный контроль со стороны взрослых, невозможность реализовать потребности в самоидентификации, самостоятельности, сепарации.
4. Проведено эмпирическое исследование социально -
психологической адаптации выпускников детских домов.
5. Проведено эмпирическое исследование условий, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно, которое показало значимые различия между психологическими свойствами воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, и психологическими свойствами выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи. Таким образом, были определены условия, в которых социально-психологическая адаптация выпускников детских домов проходит наиболее успешно. Такими условиями оказались условия проживания в приемной семье.
Гипотеза исследования, что у воспитанников детских домов, попавших в приемные семьи, социально-психологическая адаптация проходит успешней, чем у выпускников детского дома, не попавших в приемные семьи, подтвердилась. При этом в условиях приемной семьи у воспитанников детского дома модель социально-психологической адаптации выглядит следующим образом:
• приходят в норму показатели по шкалам: адаптация,
эмоциональный комфорт, напористость, личностная тревожность, подозрительность.
• подростки начинают больше следить за своим здоровьем, у них нормализуется самооценка.
• изначально низкие показатели по внутреннему контролю, доминированию и ценности общественно-полезной деятельности, а также высокая ценность богатства, общения и престижа наравне с бездельем в норму не приходят. Другими словами, сохраняется высокий уровень социального иждивенчества.
Для адаптации выпускника детского дома, не попавшего в приемную семью, необходимы внешние условия, соизмеримые по своей силе и интенсивности воздействия с условиями воспитания в семье. Примером таких условий можно назвать наставничество, имитирующее детско- родительские отношения.
Результаты данного исследования могут быть использованы для эффективной работы как специалистами, ведущих непосредственную работу с воспитанниками и выпускниками детских домов, преподавателями школ приемных родителей, а также волонтерам и работникам некоммерческих организаций, оказывающим поддержку воспитанникам и выпускникам детских домов.