Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕДИА-ДИЗАЙН ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 5-х - 7- х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №94922

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА 8
1.1. Понятие педагогического медиа-дизайна 8
1.2. Специфика восприятия информации с экрана для учащихся 5-х - 7­х классов 25
1.3. Специфика медиа-дизайна создания макетов кадров для учащихся
5-х-7-х классов общеобразовательной организации 29
Выводы по материалам главы 1 39
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА 41
2.1. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА
средствами систем подготовки презентаций 41
2.2. Организация опытно-поисковой работы, ее результаты и их
обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 59
ЛИТЕРАТУРА 61

Модернизация российского образования напрямую затрагивает органи­зацию учебного процесса в школах. Первостепенно необходимо формировать условия для самореализации и развития учащихся. Актуальностью данной задачи является то, что личность, которая может реализовываться, наиболее востребована в обществе, что отмечается в нормативно-правовых докумен­тах, которые определяют образовательную политику государства: В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «Концепции модерниза­ции российского образования на период до 2010 года» (2002 г.). Перед педа­гогами поставлена весомая задача по обеспечению восприятия учащимися огромного количества информации, которая должна быть качественно пере­работана и являться фундаментом для творческого применения в ходе полу­чения новых знаний и использования их в дальнейшем. При этом необходи­мо помнить, что визуально человек получает большое количество информа­ции и визуальная память является основной в познании. Для решения по­ставленных проблем необходимо использовать информационно­коммуникационные технологии в учебном процессе, чтобы обеспечить вы­сокий уровень преподавания и повысить познавательную деятельность уча­щихся.
Учебные демонстрации (презентации) активно используются при про­ведении учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях любого уровня образования. Однако необходимо отметить, что авторы пре­зентаций зачастую не учитывают специфику возраста учебной аудитории или интерпретируют ее не совсем корректно, а также не владеют знаниями в во­просах дизайна и эргономики представления электронных данных, просмат­риваемых с экрана монитора или с использованием проекционного оборудо­вания.
При этом необходимо учитывать, что презентации легко быстро адап­тировать для каждой категории обучающихся, что является важным момен­том в процессе обучения, как одаренных детей, так и детей с ограниченными физическими возможностями или детей, которые пропускают большое коли­чество занятий из-за болезни [21].
Актуальность. Процесс освоения любого материала не всегда легко да­ется учащимся, так как зачастую они являются пассивными слушателями. Таким образом, учитель должен выстроить изучение учебного материала на уроках таким образом, чтобы максимально больше использовать в учебном процессе инновационно-педагогические технологии, в том числе мультиме­диа. А значит необходимо подготовить демонстрационные учебные материа­лы, которые будут отвечать методическим и эргономическим требованиям [23].
«Электронный образовательный ресурс: образовательный ресурс, пред­ставленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [9].
Педагогический медиа-дизайн - комплексное понятие, включающее в себя различные аспекты дизайна (композиция, колористика, типографика), а также специфические психолого-педагогические особенности восприятия учебной информации различных возрастных категорий обучающихся.
В зависимости от различных точек зрения, под дизайном можно пони­мать, деятельность по созданию, как вещей, так и форму организованности, а можно и сам продукт этой проектной деятельности [7].
Медиа-дизайн кадра электронного документа - это организация (размещение и оформление) элементов мультимедийного контента на экран­ном пространстве (композиция кадра). Кадр - это фрагмент электронного до­кумента, воспринимаемый как единое целое.
Таким образом, педагогический медиа-дизайн отражает особенности построения дизайна кадра электронного образовательного ресурса для кон­кретной возрастной аудитории.
В процессе анализа психолого-педагогических особенностей восприя­тия учебной информации учащимися данной возрастной категории (дети от 11 до 14 лет) при разработке электронных образовательных ресурсов было выявлено, что:
1. Имеется не связанность восприятия учебной информации с окружа­ющей действительностью;
2. Имеется специфическая избирательность: только интересные зада­ния позволяют фокусировать внимание школьников;
3. Мышление становится критичным;
4. Принимается обоснованная аргументация учителя, родителя;
5. Дискуссии - присущая черта среднего возраста. Их важная роль со­стоит в том, что они позволяют обменяться мнениями согласно про­блеме, проконтролировать достоверность собственных взглядов и общепринятых представлений, проявить себя.
Представленные особенности восприятия информации подростками, позволяют обосновать и сформулировать проблему исследования: каким должен быть медиа-дизайн ЭОР, чтобы соответствовать особенностям вос­приятия информации учащимися 5-х-7-х классов средней школы?
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Педагогический медиа-дизайн при обучении учащихся 5-х-7-х классов средней школы».
Объект исследования: педагогический медиа-дизайн.
Предмет исследования: реализация педагогического медиа-дизайна в ЭОР при обучении учащихся 5-х-7-х классов средней школы.
Цель исследования: Описать методику разработки ЭОР в соответ­ствии с особенностями медиа-дизайна для учащихся 5-х-7-х классов средней школы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: если при подготовке ЭОР руководствоваться требованиями к ме­диа-дизайну и физиологическими особенностями восприятия визуальной ин­формации, то разработанные материалы будут соответствовать специфике возрастной категории обучающихся.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы реализации медиа-дизайна и выявить специфику педагогического медиа-дизайна;
2) Проанализировать особенности восприятия информации учащимися 5-х - 7-х классов и определить требования к педагогическому медиа-дизайну;
3) Разработать методику реализации педагогического медиа-дизайна для учащихся 5-х - 7-х классов;
4) Осуществить опытно-поисковую работу по проверке результативности применения разработанной методики реализации педагогического медиа­дизайна для учащихся 5-х - 7-х классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• по системному подходу в педагогике (Г.Ф. Привалова М.Н, Салихова, Л.В. Сардак, А.Г. Сорокина, Т.В. Хильченко, Л.И. Шинкарь, М.С.Шишкина, Н.П. Шугайло);
• по методике формирования понятий (М.Н. Краснянский, Н.В. Сухенко, R.A. Reiser, R.M. Gagne);
• по методике организации педагогических исследований (Б.Е. Старичен- ко).
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ научных работ по проблеме исследова­ния; анализ осуществления поиска ресурсов в сети Интернет, решаю­щих проблему исследования; анализ нормативных документов и мето­дических материалов;
• экспериментальные методы: проведение опроса преподавателей, ана­лиз полученных результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сде­ланных на их основе выводов обеспечивается внедрением результатов в практику; комплексным подходом к исследованию; всесторонний анализ ли­тературных источников по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определено понятие «педагогический медиа-дизайн».
2. Разработана методика реализации педагогического медиа-дизайна для подготовки ЭОР, ориентированных на обучение учащихся 5-х - 7-х клас­сов
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась МАОУ «СОШ №16» г. Дегтярска Свердловской области.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 71 стра­ницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 79 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагоги решают важную задачу по обеспечению восприятия учащи­мися огромного количества информации, которая должна быть качественно переработана и являться фундаментом для творческого применения в ходе получения новых знаний и использования их в дальнейшем. При этом визу­ально человек получает большое количество информации и визуальная па­мять является основной в познании. Для этого используются информацион­но-коммуникационные технологии в учебном процессе, чтобы дает возмож­ность повысить познавательную деятельность учащихся.
В результате анализа теоретических основ подготовки педагогического медиа-дизайна можно говорить, что применение педагогического медиа­дизайна в процессе обучения школьников дает положительные результаты. Следует отметить, что подготовка занятия с использованием компьютерных технологий требует определенной подготовки педагога. Презентации, пред­ставляемые на уроках ученикам, должны быть выполнены с учетом опреде­ленных правил: минимум текстового материала, схематичное представление изучаемой темы, ограниченное количество слайдов, возможность использо­вания фотографий, анимации. Иными словами, педагогический медиа­дизайн отражает особенности построения дизайна кадра с учетом возрастной категории.
В ходе проведения исследования были выявлены основные ошибки при формировании презентаций. После доработки презентаций на основании всех требований учителям было предложено вновь их использовать в образова­тельном процессе на уроках в 5-х - 7-х классах, после чего было проведена повторная диагностика. Повторные исследования показали, что выполнение презентаций на основании общих требований дает возможность говорить данная методике разработка ЭОРов на основе требований медиа-дизайна позволила улучшить, разрабатываемые учителями, презентации.
В данной работе определено место медиа-дизайна в решении обнов­ленных образовательных задач. Подтверждена гипотеза о том, что если при подготовке ЭОР руководствоваться требованиями к медиа-дизайну и физио­логическими особенностями восприятия визуальной информации, то разра­ботанные материалы будут соответствовать специфике возрастной категории обучающихся.
Для подтверждения данной гипотезы были решены определенные зада­чи:
• Изучены теоретические основы реализации медиа-дизайна и выявлена специфика педагогического медиа-дизайна;
• Проанализированы особенности восприятия информации учащимися 5-х - 7-х классов и выделины требования к педагогическому медиа­дизайну;
• Разработана методику реализации педагогического медиа-дизайна для учащихся 5-х - 7-х классов;
• Осуществлена опытно-поисковая работа изучению влияния педагоги­ческого медиа-дизайна на процесс обучения учащихся 5-х-7-х классов.
Таким образом, использование педагогического медиа-дизайна в обу­чении необходимо рассматривать как доступный и эффективный метод в обучении учеников. Применение именно мультимедийных методов дает воз­можность ученикам активизировать работу учеников, развивать творческие способности, познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживать интерес к изучаемому предмету.


1. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образова­тельного учреждения», письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000» 27/901-6. Текст: непосредственный.
2. Алексеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения в обще­образовательной школе. - URL: http://maratakm.narod.ru/alekseeva li.pdf - Текст: электронный.
3. Арсентьев Д. А. Внедрение элементов дополненной реальности в учеб­
но методическую литературу // Университетская книга: традиции и со­временность. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2015. С. 18-21. Текст: непосредственный.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с. Текст: непосредственный.
5. Ветошкина Т.А., Шнайдер Н.В. Активные и интерактивные методы обучения : метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ. - 2011. -156 с. Текст: непосредственный.
6. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном ис­кусстве. СПб.: Питер, 2006. Текст: непосредственный.
7. Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школь­ного возраста: на заметку родителям // Информационно-
развлекательный портал «Тривиум.ру». - URL:
http://www.3vium.ru/semya/teenager.html - Текст: электронный.
8. Гаряев А.В., Гаряева Т.П. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций//Информационные компьютерные технологии в образова­нии. Вестник ГПУ. вып.4. 2008. с.106-113. Текст: непосредственный.
9. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М., 2007. 7 с. Текст: непосред­ственный.
10. ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уров­ня. Рубрикация информационных ресурсов. М., 2007. 6 с. Текст: непо­средственный.
11. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положе­ния. М., 2011. 12 с. 9. ГОСТ Р 7.0.83-2013. СИБИД. Электронные изда­ния. Основные виды и выходные сведения. М., 2013. 22 с. (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу). Текст: непосредственный.
12. Григорьева Д.Р., Шамсутдинов Р.Р. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе // Материалы 77-й международной научно­технической конференции «Приоритеты развития и подготовка кад­ров». Секция «Развитие образовательного процесса на основе совре­менной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». - 2012. - с. 32-34. Текст: непосредственный.
13. Гриншкун А. В. Технология дополненной реальности и подходы к 60 ее использованию при создании учебных заданий для школьников // Вестник московского городского педагогического университета. Се­рия: информатика и информатизация образования. М.: Московский го­родской педагогический университет, 2017. С. 99-105. Текст: непосред­ственный.
14. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой
ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347. — URL:
https://moluch.ru/archive/38/4465/ (дата обращения: 26.10.2018). - Текст: электронный.
15. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно­техническое издание «Наука и образование». - 2011. - № 4 — URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 .html (дата обращения: 26.10.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ