ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА 8
1.1. Понятие педагогического медиа-дизайна 8
1.2. Специфика восприятия информации с экрана для учащихся 5-х - 7х классов 25
1.3. Специфика медиа-дизайна создания макетов кадров для учащихся
5-х-7-х классов общеобразовательной организации 29
Выводы по материалам главы 1 39
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА 41
2.1. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИА-ДИЗАЙНА
средствами систем подготовки презентаций 41
2.2. Организация опытно-поисковой работы, ее результаты и их
обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 59
ЛИТЕРАТУРА 61
Модернизация российского образования напрямую затрагивает организацию учебного процесса в школах. Первостепенно необходимо формировать условия для самореализации и развития учащихся. Актуальностью данной задачи является то, что личность, которая может реализовываться, наиболее востребована в обществе, что отмечается в нормативно-правовых документах, которые определяют образовательную политику государства: В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.). Перед педагогами поставлена весомая задача по обеспечению восприятия учащимися огромного количества информации, которая должна быть качественно переработана и являться фундаментом для творческого применения в ходе получения новых знаний и использования их в дальнейшем. При этом необходимо помнить, что визуально человек получает большое количество информации и визуальная память является основной в познании. Для решения поставленных проблем необходимо использовать информационнокоммуникационные технологии в учебном процессе, чтобы обеспечить высокий уровень преподавания и повысить познавательную деятельность учащихся.
Учебные демонстрации (презентации) активно используются при проведении учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях любого уровня образования. Однако необходимо отметить, что авторы презентаций зачастую не учитывают специфику возраста учебной аудитории или интерпретируют ее не совсем корректно, а также не владеют знаниями в вопросах дизайна и эргономики представления электронных данных, просматриваемых с экрана монитора или с использованием проекционного оборудования.
При этом необходимо учитывать, что презентации легко быстро адаптировать для каждой категории обучающихся, что является важным моментом в процессе обучения, как одаренных детей, так и детей с ограниченными физическими возможностями или детей, которые пропускают большое количество занятий из-за болезни [21].
Актуальность. Процесс освоения любого материала не всегда легко дается учащимся, так как зачастую они являются пассивными слушателями. Таким образом, учитель должен выстроить изучение учебного материала на уроках таким образом, чтобы максимально больше использовать в учебном процессе инновационно-педагогические технологии, в том числе мультимедиа. А значит необходимо подготовить демонстрационные учебные материалы, которые будут отвечать методическим и эргономическим требованиям [23].
«Электронный образовательный ресурс: образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [9].
Педагогический медиа-дизайн - комплексное понятие, включающее в себя различные аспекты дизайна (композиция, колористика, типографика), а также специфические психолого-педагогические особенности восприятия учебной информации различных возрастных категорий обучающихся.
В зависимости от различных точек зрения, под дизайном можно понимать, деятельность по созданию, как вещей, так и форму организованности, а можно и сам продукт этой проектной деятельности [7].
Медиа-дизайн кадра электронного документа - это организация (размещение и оформление) элементов мультимедийного контента на экранном пространстве (композиция кадра). Кадр - это фрагмент электронного документа, воспринимаемый как единое целое.
Таким образом, педагогический медиа-дизайн отражает особенности построения дизайна кадра электронного образовательного ресурса для конкретной возрастной аудитории.
В процессе анализа психолого-педагогических особенностей восприятия учебной информации учащимися данной возрастной категории (дети от 11 до 14 лет) при разработке электронных образовательных ресурсов было выявлено, что:
1. Имеется не связанность восприятия учебной информации с окружающей действительностью;
2. Имеется специфическая избирательность: только интересные задания позволяют фокусировать внимание школьников;
3. Мышление становится критичным;
4. Принимается обоснованная аргументация учителя, родителя;
5. Дискуссии - присущая черта среднего возраста. Их важная роль состоит в том, что они позволяют обменяться мнениями согласно проблеме, проконтролировать достоверность собственных взглядов и общепринятых представлений, проявить себя.
Представленные особенности восприятия информации подростками, позволяют обосновать и сформулировать проблему исследования: каким должен быть медиа-дизайн ЭОР, чтобы соответствовать особенностям восприятия информации учащимися 5-х-7-х классов средней школы?
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Педагогический медиа-дизайн при обучении учащихся 5-х-7-х классов средней школы».
Объект исследования: педагогический медиа-дизайн.
Предмет исследования: реализация педагогического медиа-дизайна в ЭОР при обучении учащихся 5-х-7-х классов средней школы.
Цель исследования: Описать методику разработки ЭОР в соответствии с особенностями медиа-дизайна для учащихся 5-х-7-х классов средней школы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: если при подготовке ЭОР руководствоваться требованиями к медиа-дизайну и физиологическими особенностями восприятия визуальной информации, то разработанные материалы будут соответствовать специфике возрастной категории обучающихся.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы реализации медиа-дизайна и выявить специфику педагогического медиа-дизайна;
2) Проанализировать особенности восприятия информации учащимися 5-х - 7-х классов и определить требования к педагогическому медиа-дизайну;
3) Разработать методику реализации педагогического медиа-дизайна для учащихся 5-х - 7-х классов;
4) Осуществить опытно-поисковую работу по проверке результативности применения разработанной методики реализации педагогического медиадизайна для учащихся 5-х - 7-х классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
• по системному подходу в педагогике (Г.Ф. Привалова М.Н, Салихова, Л.В. Сардак, А.Г. Сорокина, Т.В. Хильченко, Л.И. Шинкарь, М.С.Шишкина, Н.П. Шугайло);
• по методике формирования понятий (М.Н. Краснянский, Н.В. Сухенко, R.A. Reiser, R.M. Gagne);
• по методике организации педагогических исследований (Б.Е. Старичен- ко).
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ научных работ по проблеме исследования; анализ осуществления поиска ресурсов в сети Интернет, решающих проблему исследования; анализ нормативных документов и методических материалов;
• экспериментальные методы: проведение опроса преподавателей, анализ полученных результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается внедрением результатов в практику; комплексным подходом к исследованию; всесторонний анализ литературных источников по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определено понятие «педагогический медиа-дизайн».
2. Разработана методика реализации педагогического медиа-дизайна для подготовки ЭОР, ориентированных на обучение учащихся 5-х - 7-х классов
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась МАОУ «СОШ №16» г. Дегтярска Свердловской области.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 71 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 79 источников.
Педагоги решают важную задачу по обеспечению восприятия учащимися огромного количества информации, которая должна быть качественно переработана и являться фундаментом для творческого применения в ходе получения новых знаний и использования их в дальнейшем. При этом визуально человек получает большое количество информации и визуальная память является основной в познании. Для этого используются информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, чтобы дает возможность повысить познавательную деятельность учащихся.
В результате анализа теоретических основ подготовки педагогического медиа-дизайна можно говорить, что применение педагогического медиадизайна в процессе обучения школьников дает положительные результаты. Следует отметить, что подготовка занятия с использованием компьютерных технологий требует определенной подготовки педагога. Презентации, представляемые на уроках ученикам, должны быть выполнены с учетом определенных правил: минимум текстового материала, схематичное представление изучаемой темы, ограниченное количество слайдов, возможность использования фотографий, анимации. Иными словами, педагогический медиадизайн отражает особенности построения дизайна кадра с учетом возрастной категории.
В ходе проведения исследования были выявлены основные ошибки при формировании презентаций. После доработки презентаций на основании всех требований учителям было предложено вновь их использовать в образовательном процессе на уроках в 5-х - 7-х классах, после чего было проведена повторная диагностика. Повторные исследования показали, что выполнение презентаций на основании общих требований дает возможность говорить данная методике разработка ЭОРов на основе требований медиа-дизайна позволила улучшить, разрабатываемые учителями, презентации.
В данной работе определено место медиа-дизайна в решении обновленных образовательных задач. Подтверждена гипотеза о том, что если при подготовке ЭОР руководствоваться требованиями к медиа-дизайну и физиологическими особенностями восприятия визуальной информации, то разработанные материалы будут соответствовать специфике возрастной категории обучающихся.
Для подтверждения данной гипотезы были решены определенные задачи:
• Изучены теоретические основы реализации медиа-дизайна и выявлена специфика педагогического медиа-дизайна;
• Проанализированы особенности восприятия информации учащимися 5-х - 7-х классов и выделины требования к педагогическому медиадизайну;
• Разработана методику реализации педагогического медиа-дизайна для учащихся 5-х - 7-х классов;
• Осуществлена опытно-поисковая работа изучению влияния педагогического медиа-дизайна на процесс обучения учащихся 5-х-7-х классов.
Таким образом, использование педагогического медиа-дизайна в обучении необходимо рассматривать как доступный и эффективный метод в обучении учеников. Применение именно мультимедийных методов дает возможность ученикам активизировать работу учеников, развивать творческие способности, познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
1. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000» 27/901-6. Текст: непосредственный.
2. Алексеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе. - URL: http://maratakm.narod.ru/alekseeva li.pdf - Текст: электронный.
3. Арсентьев Д. А. Внедрение элементов дополненной реальности в учеб
но методическую литературу // Университетская книга: традиции и современность. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,
2015. С. 18-21. Текст: непосредственный.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с. Текст: непосредственный.
5. Ветошкина Т.А., Шнайдер Н.В. Активные и интерактивные методы обучения : метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ. - 2011. -156 с. Текст: непосредственный.
6. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. СПб.: Питер, 2006. Текст: непосредственный.
7. Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям // Информационно-
развлекательный портал «Тривиум.ру». - URL:
http://www.3vium.ru/semya/teenager.html - Текст: электронный.
8. Гаряев А.В., Гаряева Т.П. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций//Информационные компьютерные технологии в образовании. Вестник ГПУ. вып.4. 2008. с.106-113. Текст: непосредственный.
9. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М., 2007. 7 с. Текст: непосредственный.
10. ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. М., 2007. 6 с. Текст: непосредственный.
11. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М., 2011. 12 с. 9. ГОСТ Р 7.0.83-2013. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М., 2013. 22 с. (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу). Текст: непосредственный.
12. Григорьева Д.Р., Шамсутдинов Р.Р. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе // Материалы 77-й международной научнотехнической конференции «Приоритеты развития и подготовка кадров». Секция «Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». - 2012. - с. 32-34. Текст: непосредственный.
13. Гриншкун А. В. Технология дополненной реальности и подходы к 60 ее использованию при создании учебных заданий для школьников // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. М.: Московский городской педагогический университет, 2017. С. 99-105. Текст: непосредственный.
14. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой
ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347. — URL:
https://moluch.ru/archive/38/4465/ (дата обращения: 26.10.2018). - Текст: электронный.
15. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научнотехническое издание «Наука и образование». - 2011. - № 4 — URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 .html (дата обращения: 26.10.2018)...