ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования оценки познавательных достижений обучающихся с использованием электронного портфолио 8
1.1. Понятие познавательных достижений и их характеристика 8
1.2. Электронное портфолио как средство оценивания познавательных
достижений 16
1.3. Структурно-функциональная модель электронного портфолио,
направленного на оценивание познавательных достижений обучающихся по математике 23
Выводы по главе I 29
Глава 2. Методика оценивания познавательных достижений обучающихся средствами электронного портфолио в процессе обучения математике 30
2.1. Методика оценивания познавательных достижений обучающихся при реализации структурно-функциональной модели электронного портфолио
30
2.2. Дидактический практикум для реализации методики оценивания познавательных достижений обучающихся шестых классов при изучения
математики 38
2.3. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа эксперимента 44
Выводы по главе II 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Актуальность исследования. Изменение целей и ценностей образования меняют представление о результатах обучения в различных предметных областях, в том числе и математике. Согласно ФГОС ООО важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем вовлечение обучающихся в активную целенаправленную познавательную деятельность. Для того, чтобы определить результативность познавательной деятельности обучающихся, необходимо оценивать их познавательные достижения, полученные в процессе ее осуществления.
Однако, традиционные формы и методы контроля, опирающиеся, как правило, на тестирование, не позволяют отразить многие знания, умения и навыки, которые необходимо формировать у обучающихся в процессе обучения математике для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий. Также такие методы и формы контроля не могут оценить способы действий, полученные в результате осуществления познавательной деятельности обучающимися. Таким образом, появляется необходимость в поиске новых средств оценивания, позволяющих предоставить информацию об уровне познавательных достижений по математике и качестве подготовки обучающихся .
Для диагностики индивидуальных достижений обучающихся Смолянинова О.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Новикова Т.Г. в своих работах в качестве средства оценивания предлагают использовать электронное портфолио. Однако, материалы, представленные в работах авторов, носят эмпирический характер и теоретически не обосновывают возможности применения электронного портфолио в качестве средства оценивания познавательных достижений по математике. Авторы не приводят структуру и не выделяют особенности электронного портфолио, позволяющего оценить каждый компонент познавательных достижений обучающихся в процессе обучения математике.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также результатов диссертационных исследований позволил увидеть ряд противоречий.
Противоречие на социально-педагогическом между требованиями, зафиксированными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», выражающимися в необходимости предоставления информации об уровне познавательных достижений и качестве подготовки обучающихся, и недостаточной направленностью образовательных организаций на выполнение данных требований.
На научно-педагогическом уровне между тенденцией расширения возможностей использования электронного портфолио в образовательном процессе и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей его использования в качестве средства оценивания познавательной деятельности в процессе обучения математике.
Противоречие на научно-методическом уровне между необходимостью выделения структуры портфолио, направленного на оценивание познавательных достижений по математике, и недостаточной разработанностью методических материалов, описывающих данную идеологию.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: какова должна быть структура электронного портфолио, чтобы обеспечить оценивание познавательных достижений обучающихся?
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Методика оценивания познавательных достижений обучающихся средствами электронного портфолио при изучении школьного курса математики».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы методики оценивания познавательных достижений обучающихся средствами электронного портфолио при изучении школьного курса математики.
Объект исследования: оценивание познавательных достижений учащихся в процессе обучения математике.
Предмет исследования: структура электронного портфолио,
направленного на оценивание познавательных достижений обучающихся.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что оценивание познавательных достижений обучающихся в процессе обучения математике средствами электронного портфолио будет обеспечено, если его структура будет дополнена следующими разделами:
• разделом, который представляет собой электронную оболочку, содержащую уровневые задания для фиксации, при последовательном прохождении, наивысшего пройденного уровня познавательных достижений;
• разделом итоговой оценки, содержащим интеграцию результатов электронной оболочки и результатов других разделов электронного портфолио.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность и структуру познавательных достижений в процессе обучения математике.
2. Выявить педагогические возможности применения электронного портфолио для оценки познавательных достижений обучающихся.
3. Разработать модель электронного портфолио, направленную на оценку познавательных достижений обучающихся.
4. В соответствии с разработанной моделью обосновать и разработать методику оценивания познавательных достижений обучающихся средствами электронного портфолио.
5. Осуществить констатирующий этап педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• теория содержания основного общего образования и концепция федеральных государственных стандартов (А.М.Кондаков, В.В.Козлов, А.А.Кузнецов);
• работы по проблеме достижения познавательных результатов
(П.И.Пидкастый, Г.И.Щукина, В.В.Дрозина, О.М.Дементьева,
Е.О.Емельянова, С.М.Хаджиев);
• работы, посвященные возможностям использования электронного портфолио для оценки познавательных достижений (Е.С.Полат, О.Г.Смолянинова, Т.Г.Новикова, С.В.Панюкова, И.Б.Государев).
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретические: анализ и синтез, изучение документации, контент анализ; эмпирические: наблюдение, беседа, педагогическое
тестирование.
Этапы проведения исследования:
на первом этапе изучались научно -теоретические, методические материалы по теме исследования;
на втором этапе разработана методика использования электронного портфолио с целью оценивания познавательных достижений;
на третьем этапе осуществлялась опытно -поисковая работа, обобщались результаты исследования, формулировались выводы, выполнена литературная обработка текста исследования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена анализом нормативных источников, психолого-педагогической, методической литературы.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследований осуществлялась на протяжении всего периода работы над диссертацией на базе МБОУ СОШ №1 г. Елабуги.
Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены в публикациях:
Блинова Т.Л., Невмержицкая Т.А. Оценивание познавательных достижений обучающихся при изучении школьного курса математики // Теоретический и практический потенциал современной науки: Сборник научных статей. Ч. III Том I . М.: Перо, 2019. С. 43-47.
Блинова Т.Л., Невмержицкая Т.А. Оценивание познавательных достижений средствами электронного портфолио при изучении школьного курса математики // Наука современности: проблемы и решения: сборник научных статей. М.: Перо, 2019г.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 63 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 43 источника.
В соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, показал, что проблема оценивания познавательных достижений обучающихся с помощью электронного портфолио остается актуальной. Между тем, методика оценивания познавательных достижений в настоящее время не имеет чёткого научного обоснования возможностей применения электронного портфолио в качестве средства оценивания познавательной деятельности обучающихся с выделением структуры портфолио и средств систематизации диагностической информации.
2. Выявлено, что отметка дает общее представление об уровне знаний обучающихся, не дает информации об совершенствовании качества образовательного процесса. Поэтому при оценке познавательных достижений целесообразно применять критериально-уровневую систему оценивания.
3. Показано, что электронное портфолио является эффективным средством оценивания познавательных достижений, если в его структуру, помимо традиционных разделов, включен раздел, представляющий собой электронную оболочку, наполненную заданиями, позволяющими выявить уровень познавательных достижений обучающихся, и раздел, в котором собирается информация об уровне усвоения обучающимся определенного тематического раздела курса математики.
4. В модели электронного портфолио, направленного на оценку познавательных достижений обучающихся, выделены этапы работы над портфолио, определены его разделы и установлены связи между ними .
5. Выявлено, что результат каждого раздела электронного портфолио определяет познавательный портрет обучающегося .
6. На основе разработанной модели предложена методика оценивания познавательных достижений обучающихся по математике. Приведен пример реализации разработанной методики.
7. На констатирующем этапе педагогического эксперимента подтверждена необходимость реализации разработанной методики оценивания познавательных достижений обучающихся по математике средствами электронного портфолио.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1982. С. 31.
2. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио учащегося по предмету // Материалы XV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» М., 2005.
3. Барышников Ю.А. Моделирование. Конспект лекций. - Х.: НТУ "ХПИ", 2005.
4. Блинова Т.Л., Невмержицкая Т.А. Оценивание познавательных достижений обучающихся при изучении школьного курса математики // Теоретический и практический потенциал современной науки: Сборник научных статей. Ч. III Том I . М.: Перо, 2019. С. 43-47.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
6. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник. - М.: 2019. - 288 с.
7. Глоссарий ФГОС // Городской методический центр URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/russkij-yazyk/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 11.03.17).
8. Государев И.Б. Подходы к разработке модели веб-портфолио школьника // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - 2005. - № 3. - С. 97-102.
9. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность,
эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2009. - № 4. С. 21-26.
10. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. №1.
11. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2.
12. Дорофеева Т.Г. Философия: учебно-методическое пособие для бакалавров / Т.Г. Дорофеева, И.Н.Мавлюдов. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 220с.
13. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
общеобразовательной школы : дис. д-ра пед. наук. - М., 2002. - 495 с.
14. Емельянова Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.О. Емельянова. - Липецк, 2005. - 362
15. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 2003. 223с...