ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТРАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.1. Понятие «театрализованной игровой деятельности» с точки
зрения различных авторов 10
1.2. Особенности развития коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 15
1.3 Педагогические условия и методы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
коммуникативных умений у детей в детском саду 34
2.2. Комплект сценариев (занятий) развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 39
2.3. Экспериментальная проверка эффективности группы педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных умений у детей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Абсолютно каждый человек рождается в социуме, соответственно ему присуща врожденная необходимость в общении. Эта необходимость проявляется через потребность и стремление к глубокому контакту с другими людьми, причем чем больше этот контакт происходит, тем больше личность развивается и более адаптивна к сотрудничеству во всех сферах жизни. Именно этот факт объясняет общение как непрерывный процесс, являющимся базовым условием жизни индивида.
Одной из первоочередных задач дошкольного образования является создание фундамента для развития гармоничной личности. Этот фундамент как раз закладывается в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, педагогами и всеми членами семьи. Как известно формирование личности невозможно без общения.
В настоящее время педагогика и все педагогические технологии ориентированы на такой процесс обучения, который способствует развитию личности, адаптивности личности в обществе и гармоничному взаимодействию с другими индивидами. Такой процесс обучения требует создание определенных условий, при которых каждый ребенок сможет раскрываться, проявляя коммуникативные навыки.
Ученые в своих трудах исследуют очень разные объекты. Если одним из таких объектов рассматривать общение, то в настоящее время оно может рассматриваться совсем под иным углом и показать совсем другие качества. В современном мире технический прогресс создал вокруг очень специфическую среду для общения - онлайн среду. При этом не всегда возможно решить политические вопросы при таком общении, соответственно возрастает роль живого диалога.
Значимость и актуальность проблемы общения подчеркивает тот факт, что ее исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, педагогики, этики и др.
В философских работах М.С. Кагана [32], В.М. Соковнина[70] раскрывается природа общения, в трудах А.В. Резаева [64] - парадигмы общения, И.А. Ильяевой, Е.П. Савруцкой [66], М.А. Чернышевой [80] - культура общения, Ю.Д. Прилюка [62] - проблема общения в историческом процессе и его значение для развития личности (Е.Г. Злобина[29]), Т.М. Дридзе [22] - общение как образ жизни, Б.А. Родионов - общение как процесс социального взаимодействия; этико-психологические основы общения (В.И. Бакштановский[6], Ю.В. Согомонов[69], В.А. Чурилов [81]); в трудах Н.К. Иконниковой [31], А.В. Соколова [72], В.В. Сильвестрова [67] - способы общения и деятельности через системный анализ социальной коммуникации.
Отечественная психология изучает социальные проблемы общения (Г.М. Андреева [3], Л.П. Буева [12], А.А. Леонтьев [40],), исследует возможности общения для развития личности (Б.Г. Ананьев [2], А.А. Бодалев [10], И.С. Кон [38], Б.Ф. Ломов [45] и др.) В педагогике общение изучается, с одной стороны, как составная часть воспитательного процесса (А.В. Мудрик [47,48]), с другой стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (И.И. Зарецкая [26], В.А. Кан-Калик [33], Л.А. Петровская [57], В.А. Сластенин [68], Г.С. Трофимова [75]). Немногочисленную группу источников составили исследования по основам теории коммуникации (Р.Ф. Абдеев [1], Г.Г. Почепцов [61], А.И. Ракитов [63]), межкультурной коммуникации (Т.Г. Грушевицкая [56], А.Б. Зверинцев[27], В.В. Знаков[30], A.B. Соколов [71]), в которых внимание сосредоточено на проблемах взаимоотношений культуры и коммуникации, культуры и поведения, этики и культуры (В.К. Белолипецкий [7], Г.Г. Воробьев, Л.Г. Павлова[17]).
Проблема формирования коммуникативной составляющей готовности к школе рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи [9], Л.И. Божович [11], JI.A. Венгера [14], Г. Витцлака [60], В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова [20], A.B. Запорожца [25], Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей [55] и др.
Большое значение для данного исследования имеют труды в области теории социально-культурной деятельности М.А. Ариарского [4], Т.И. Баклановой [50], Е.И. Григорьевой [19].
Итак, авторы с разных позиций рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств формирования коммуникативных навыков дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты педагогические условия, содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий.
Важность вопроса формирования коммуникативных умений дошкольников определена Законом РФ «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом [34,78]. Все это актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных умений дошкольников.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью методического инструментария формирования данных умений, соответствии с ФГОС РФ.
Значимость социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
В то же время актуальным является социально-личностный аспект проблемы общения - формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми людьми (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) происходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков ребёнка [18].
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современной дошкольной организации в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
О дошкольном детстве известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности детей, а значит, оказывает влияние на развитие психических процессов, а также в силу своей специфики обладает потенциальными возможностям для развития коммуникативных умений.
Актуальность проблемы, ее социальная, теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования: определить и проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза: определенные исследованием педагогические условия, будут способствовать развитию коммуникативных умений в процессе занятий, а именно: будет формироваться коммуникативный опыт, самопознание и самовыражение личности; усилятся адаптационные способности, будут скорректированы коммуникативные отклонения; возникнет чувство удовлетворения, радости, успешности.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования условий развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
3. определить методику и критерии развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
4. проверить эффективность педагогических условий для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателями старших групп, педагогами дополнительного образования
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования условий развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы:
Систему важнейших личностных навыков у детей, чей возраст определяется в качестве дошкольного, развивает театрализованная деятельность.
В первую очередь-это навык импровизации, который ребёнок использует в процессе участия в данной деятельности, развивается умение ребёнка воспринимать новизну, раскрывается творческий потенциал дошкольника.
Достижение данных качеств, представляется довольно значимым положением в условиях развития современного общества.
Современный человек сегодня - существует в социуме в режиме многозадачности.
В связи с постоянно изменяющимися условиями, в ходе реализации трудовой деятельности, человеку необходимо обладать навыком нахождения решения проблем, с использованием минимально возможного временного интервала.
Современный человек должен уметь подходить к решению системы поставленных перед ним задач творчески, с использованием метода проб и ошибок, для достижения наиболее рационального результата.
Формированию адекватной, правильной и рациональной модели поведения дошкольника, способствует проведение театральной деятельности в детских образовательных учреждениях.
Участие ребёнка в различных видах театральных постановок, способствует реализации нескольких системно-значимых задач- формированию общей культуры личности, освоения им норм морали, нравственности, повышению уровня творческой образованности несовершеннолетнего, получению им музыкальных, литературных навыков.
Раскрытию творческого потенциала личности дошкольника, способствует проведение театрализованной деятельности, которая реализовывается на территории дошкольного образовательного учреждения.
Участие ребёнка в театральная постановках-есть особая деятельность, которая наиболее эффективно и рационально формирует личность ребёнка, в качестве творческой.
Ребёнок, который участвует в театральной постановке-приобретает знания о окружающем его мире, посредством воплощения наиболее интересных идей, связанных с его визуализацией, приобретает навыки создания художественных образов персонажей, которых играет, значительному развитию в ходе осуществления творческой деятельности в детском театре, подлежит ассоциативное мышление, а также непосредственно воображение ребёнка.
Целостное воздействие непосредственно на личность ребёнка, оказывает коллективная театрализованная деятельность:
• Ребёнок в ходе исполнения собственной театральной роли, раскрепощается, в ходе реализации театральной деятельности, активизируются возможности, а также способности ребёнка;
• Ребёнок приобретает навыки реализации творческой деятельности без участия взрослого субъекта-то есть самостоятельно;
• В ходе участия в театральной постановке, ребёнок приобретает навыки самовыражения;
• В ходе участия в театральной постановке, активизации подлежат системно-значимые процессы, которые протекают в психике ребёнка;
• В ходе участия в коллективной театрализованной деятельности, коррекции подлежит система отклонений коммуникативного характера;
• Ребёнок наиболее эффективно социализируется, путём адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды;
• Театральная деятельность способствует выявлению скрытых
талантов ребёнка, дошкольник испытывает, в ходе участия в театрализованной деятельности-чувство удовлетворения, а также собственной значимости.
Систему условий формирования коммуникативных навыков детей, чей возраст определяется в качестве дошкольного, посредством участия в театрализованной деятельности, составляет комплекс условий, характер которых-организационно-педагогический:
• В детском образовательном учреждении, должна быть организована среда, которая характеризуется в качестве предметно-развивающей;
• В детском образовательном учреждении должна быть налажена работа в системе родитель-педагог, направленность которой-создание единого ценностно-смыслового сотрудничества между указанными субъектами;
• Создание условий, которые гарантируют регулярную вовлеченность дошкольников в театрализованную деятельности, посредством создания среды, которая обеспечивает эффективный диалог между самими дошкольниками и окружающими их взрослыми;
• Реализация эффективной, а также рациональной деятельности в сфере систематизации системы методов, а также средств театрализованной деятельности в образовательном учреждении;
• В целях формирования коммуникативной отдельных групп детей, представляется рациональным для проведения мониторинга распределения системы методов, а также средств театрализованной деятельности в образовательном учреждении.
В ходе исследования, для детей старшего дошкольного возраста, была определена система критериев развития основополагающих коммуникативных умений, а также методика их определения. Ребёнок, в процессе участия в творческой деятельности, связанной с участием в театральной постановке, приобретает важнейшие навыки предотвращения конфликтов, взаимопомощи, приобретает навыки выражения спектра собственных чувств и эмоций, приобретает навыки определения поведения иных участников творческой деятельности, в качестве допустимого, либо напротив-неприемлемого.
На педагога возлагалась ответственность по подбору музыки, сценария, иными словами, педагог выполнял систему функций, присущих режиссёру. Театрализованная игра, в данном ключе, представляются в качестве особого механизма, реализация которого связана, в первую очередь, с осуществлением воспитательной функции ребёнка.
Формирование уважительного отношения к иному субъекту-участнику творческого процесса-именно данное личностное качество формировалось у детей, в процессе участия в театральной постановке.
Представляется наиболее интересным для изучения поведение ребёнка в ходе осуществления им театральной деятельности-дошкольник преодолевает ряд трудностей, связанных с раскрепощением, пропадают комплексы, которые связаны со страхом неудачи в ходе совершения действия, что обосновывается дружелюбной атмосферой, а также особым уровнем контакта взрослого, а также ребёнка.
Формирование нравственных ценностей-ещё одно направление, которое связывается с реализацией театрализованной деятельности в дошкольном учреждении. Таким образом, приобретённые в дошкольном возрасте ценности, установки, есть фундамент системы ценностей личности в будущем.
Эффективность системы педагогических условий, направленных на эффективное развитие коммуникативных навыков у детей старшего школьного возраста, была проверена в ходе реализации исследования. Положительная динамика развития системы вышеуказанных навыков-была зафиксирована после проведённых с детьми занятий.
Таким образом, цель и задачи работы выполнены.
1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. Москва: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Москва: Наука, 2000. 351 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Москва: Аспект-Пресс, 2005. 365 с.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург, 2008. 792 с.
5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 2015. 211 с.
6. Бакштановский, В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003 № 5. С.8-20.
7. Белолипецкий, В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. М. -Ростов-на-Дону. Изд. Центр «МарТ», 2004. 384 с.
8. Беркли-Ален, М. Забытое искусство слушать. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2012. 136 с.
9. Берцфаи, Л. Ф. Разработка концепции личности в трудах В. В. Давыдова // Психология обучения. 2010. № 8. С. 38-47.
10. Бодалев, А. А. Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008 398 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль, 1978 216 с.
13. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 2016. 258 с.
14. Венгер, Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Москва: Знание, 1994. 192 с.
15. Ветлугина, Н. А., Пантелеев Г. Н., Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие. Москва: Просвещение, 1985. 207 с.
16. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 146 с.
17. Воробьев, Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
18. Выготский, Л. С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 62-68.
19. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С.111-120.
20. Давыдов, В. В., Слободчиков В. И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19
21. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 415 с.
22. Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: В 2 кн. / РАН. Ин-т социологии. Центр соц. упр., коммуникации и соц.- проектных технологий; Отв. ред. Т.М. Дридзе. Москва: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. Кн. 1. С. 5-42.
23. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Москва: Книголюб, 2013. 278 с.
24. Дубровская, Е. А., Козлова С. А. Эстетическое воспитание развитие детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 143 с.
25. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. Москва: Просвещение, 1985. С.8-29.
26. Зарецкая, И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Отв. ред. М. А. Ушакова. Москва: Сентябрь, 2002. 159 с.
27. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 247 с.
28. Зеньковский, В. В. Психология детства. Москва: Академия, 2016. 203 с.
29. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Научная мысль, 1981. 115 с.
30. Знаков, В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 45-54.
31. Иконникова, Н. К. Социальный и культурный аспекты коммуникативного взаимодействия // Социокультурные проблемы современного российского общества: Сб. науч. тр. Москва, 2008. С. 209-223.
32. Каган, М. С. Мир обшения: Проблема межсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988. 319 с.
33. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения. Москва: Роспедагенство, 1995 108 с.
34. Карабанова, О. А. Возрастная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 312 с.
35. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст. Москва: Педагогика, 1972. 151 с.
36. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. 8-е изд. доп. и перераб. Москва: Академия, 2007. 416 с.
37. Комарова, О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды /// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. №8. С.
40-45.
38. Кон, И. С. Социология личности. Москва: Книга по Требованию, 2014 382 с.
39. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. №5. URL:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 15714.htm(дата обращения - 18.10.2020).
40. Леонтьев, А. А. Психология общения. 2-е издание. Москва: Смысл, 1999. 365 с.
41. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2011. 605 с.
42. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. №3. С.19-31.
43. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под ред. Рузской А. Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 384с.
44. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург. Питер, 2009. 276 с.
45. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. Москва, 2005 С.124¬135
46. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: Сфера, 2011. 269 с.
47. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
48. Мудрик, А. В. Социализация человека. Москва: Академия, 2004. 304 с.
49. Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис. на соискание степени канд. пед. наук. Москва, 2016. 257 с.
50. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. Москва: МГУКИ, 2000. 344 с.
51. Неменова, Т. В. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. №1. С.19¬23.
52. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Книга 1: Общие основы психологии. 3-е изд. Москва: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. 686 с.
53. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. Москва: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
54. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 2010. 280 с.
55. Опыт системного исследования психики ребенка / [Н. И.
Непомнящая, М. Е. Котова, В. И. Слободчиков и др.]; Под ред. Н. И. Непомнящей; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. Москва: Педагогика, 1975. 231 с.
56. Грушевицкая, Т. Г., Попков, В. Д., Садохин, А. П. Основы межкультурной коммуникации. Москва: Юнити, 2002. 352с.
57. Петровская, Л. А. Общение - компетентность - тренинг.
Избранные труды. Москва: Смысл, 2007. 387 с.
58. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Москва, 1993.102 с.
59. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Москва: Издательство МПУ, 1996. 656 с.
60. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. Москва: Рефл-бук, 2001. 352 с.
61. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001. 656 с.
62. Прилюк, Ю. Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев: Научная мысль, 1985. 192 с.
63. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции. Москва: Политиздат, 1991. 287 с.
64. Резаев, А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ; Иваново: «Полинформ», 1993. 212 с.
65. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т.: Т.2. Москва: Юнити, 2010. 358 с.
66. Савруцкая, Е. П. Человек в системе коммуникации: Сборник научных трудов / Под ред. докт. филос. наук, проф. Е. П. Савруцкой. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. 194 с.
67. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Москва: Изд-во Народное образование, 1998. 256 с.
68. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. Москва: «Академия», 2002. 576 с.
69. Согомонов, Ю. В., Бакштановский В. И. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003 № 5. С.8-20.
70. Соковнин, В. М. О природе человеческого общения: опыт философского анализа. 2-е изд., испр. и доп. Фрунзе: Мектеп, 1974. 146 с
71. Соколов, А. В. Социальные коммуникации. Учебное пособие. Москва: ИПО Профиздат, 2001. 221 с.
72. Соколова, О. П. Феномен коммуникативной культуры в современном обществе // Новые идеи в социокультурной динамике науки. Екатеринбург: УРОРАН, 2005. С.368-383
73. Сорокина, Н.Ф., Миланович Л. Г. «Театр - творчество - дети» Санкт-Петербург: Питер, 2016. 259 с.
74. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия Академии педагогических наук РСФРР. 1947. Вып.
11. С.7-27.
75. Трофимова, Г. С. Педагогическая Коммуникативная
компетентность: теоретический и прикладные аспекты. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2012.115 с.
76. Трусова, Е. Л. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская волшебная ниточка». Севастополь, 2014. 154 с.
77. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. Москва: Академия, 2013. 304 с.
78. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL:https://pravobraz.ru/federalnyj - gosudarstvennyj -obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения - 15.10.2020).
79. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н. А. Ветлугиной. Москва: Педагогика, 1972. С.51-62.
80. Чернышева, М. А. Культура общения. Ленинград: Знание, 1983. 32 с.
81. Чурилов, В. А. Практика научного управления нравственным воспитанием: от заказа до внедрения // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. С. 44-56.
82. Шиллер, Ф. Собрание сочинений в 7 томах: Т.6. Статьи по эстетике. Москва: Издательство: Гослитиздат, 1950. 762 с.
83. Шмаков, С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. 40 c.
84. Эльконин, Д. Б. Психология игры. Москва: Академия, 2013. 402 с.
85. Эстетическое воспитание детей в игре / Сост. Г.Н. Швыдкая- Эйсмонт. Москва: Учпедгиз, 1963. 87 с.