ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 5
1.1. Психолого-педагогические характеристики учащихся начальной школы 5
1.2. Методика развития языковой компетенции учащихся начальных классов 15
1.3. Метод полного физического реагирования как средство развития языковой
компетенции 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ 38
2.1. Описание комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования 38
2.2. Анализ результатов апробации комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода
полного физического реагирования 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
В наши дни знание английского языка является не только показателем престижа и статуса, но и необходимостью в повседневной жизни. Знание английского языка во многом помогает понять различные типы дискурса, ведь многие термины были заимствованы в русский язык из английского. Развитие изучения английского языка влияет не только на личное развитие человека, но и на международные отношения, развитие различных отраслей внутри стран. Обучение английскому языку способствует появлению новых квалифицированных специалистов во всех направлениях, что ведет к повышению рейтинга страны на мировой арене.
Важно понимать, что основы успешного и мотивированного обучения иностранному языку закладываются на начальном этапе обучения. Задача учителя на этом этапе заключается в привитии и поддержании интереса у учеников к изучению иностранного языка. Успешный способ выполнения этой задачи - это показать учащимся практическое применение получаемых знаний в данный момент, продемонстрировать ученикам актуальность изучаемого материала. Исходя из этого возникает необходимость в поиске наиболее оптимального метода, который будет наиболее эффективным при обучении иностранному языку, что является проблемой.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время проводится большое количество исследований в области методики обучения, в частности развития языковой компетенции на начальном этапе обучения.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию в области методики преподавания иностранного языка, а в частности изучению метода полного физического реагирования как средства развития языковой компетенции учащихся начальных классов.
Объектом данного исследования является процесс развития языковой компетенции обучающихся начальных классов.
Предметом исследования является использование метода полного физического реагирования для развития языковой компетенции в процессе обучения иностранным языкам.
Цель данного исследования - теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
1) охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов;
2) описать методику развития языковой компетенции учащихся начальных классов;
3) рассмотреть метод полного физического реагирования как средство развития языковой компетенции учащихся начальных классов;
4) разработать комплекс упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования;
5) проанализировать результаты апробации комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, эксперимент, тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, в котором отражена проблема, актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, теоретической и практической глав, которые описывают выполнение поставленных задач, заключения и списка источников литературы.
В наши дни знание английского языка является не только показателем престижа и статуса, но и необходимостью в повседневной жизни. Развитие изучения английского языка влияет не только на личное развитие человека, но и на международные отношения, развитие различных отраслей внутри стран. Обучение английскому языку способствует появлению новых квалифицированных специалистов во всех направлениях, что ведет к повышению рейтинга страны на мировой арене. Задача учителя на начальном этапе заложить у учащихся основы успешного и мотивированного обучения английскому языку, поддерживать интерес учеников к изучаемому предмету и показать практическое применение получаемых знаний и актуальность изучаемого материала. Исходя из этого возникает необходимость в поиске наиболее оптимального метода развития языковой компетенции учащихся начальной школы, что является проблемой.
В ходе данной выпускной квалификационной работы нами была описана психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы. Знание психолого-педагогических особенностей учеников младших классов необходимо при выборе методов обучения английском языку. Рассматриваемы возраст начинается в 6-7 лет и оканчивается в 9-10 лет. В данном возрасте ученики претерпевают как физиологические, так и психологические изменения. Этот период характеризуется замедлением роста и значительным увеличением веса. Кости скелета подвергаются окостенению, идет интенсивное развитие мышечной системы. Развитие мелких мышц дает ребенку возможность совершать тонкие движения. Благодаря этому развитию ученики осваивают быстрое письмо и каллиграфию. Быстрые физиологические изменения, происходящие в организме ученика младших классов, ослабляют работу центральной нервной системы, что приводит к быстрой утомляемости, потребности в движениях, импульсивности и эмоциональной неустойчивости. В рассматриваемый период у учеников происходит смена социальной роли с дошкольника на школьника, что вызывает существенные изменения в жизни ребенка. Происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. На момент обучения в начальной школе у учеников развивается воля, которая позволяет им усердно учиться, рефлексия, которая помогает ученикам анализировать свои успехи. Учеников младших классов также отличает воссоздающее и творческое воображение. Эти особенности определяют выбор методик, применяемых при обучении иностранному языку.
Далее нами была описана методика развития языковой компетенции учащихся начальной школы. Для начала мы определили языковую компетенцию как представление о системе изучаемого языка и умение пользоваться этой системой в продуцировании речи. Помимо этого, мы рассмотрели такие языковые навыки как фонетический, лексический и грамматический, выявили этапы формирования этих навыков и описали требования, выдвигаемые к уровню сформированности этих навыков для учащихся начальной школы. Первым мы рассмотрели фонетический навык как способность правильно воспринимать звуковой образец и воспроизводить его в речи. Существует 2 подхода к изучению фонетики: имитативный и аналитико-имитативный. Выделяют следующие этапы формирования фонетических навыков: восприятие, дифференциация, имитация,
изолированная репродукция и комбинирование. Для формирования фонетических навыков также нужно обучаться интонации и ритму речи. Программа выдвигает следующие требования к фонетической стороне речи для учеников начальной школы: различие на слух всех звуков и звукосочетаний иностранного языка и их правильное произношение, соблюдение правил произношения, правильная постановка ударений в словах и словосочетаниях, а также отсутствие ударения на служебных словах (предлогах, союзах, артиклях), членение предложения на смысловые группы, знать и уметь выделять в речи ритмико-интонационные особенность повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений, перечисления. Далее мы описали лексический навык как способность правильно воспринимать и использовать слова в речи. Выделяют три этапа формирования лексических навыков: ознакомление, повторение, повторение и поиск. Программа выдвигает следующие требования к лексической стороне речи для учеников начальной школы: узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования, оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей. После этого мы рассмотрели грамматический навык как способность правильно применять грамматические конструкции в речи. Выделяют следующие этапы формирования грамматических навыков: восприятие структуры, имитация, подстановка, трансформация, изолированное употребление и переключение. Программа выдвигает следующие требования к грамматической стороне речи для учеников начальной школы: знание признаков, умение распознавания и употребления в речи глаголов в часто употребляемых формах действительного и страдательного залогов, знание и умение распознавания и употребления в речи модальных глаголов, знание и умение распознавания и употребления в речи существительных, артиклей, местоимений, прилагательных в роли определения, наречий и степеней их сравнения, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Далее мы изучили метод полного физического реагирования как метод полного физического реагирования как средство развития языковой компетенции. Впервые данный метод был предложен Дж. Ашером в семидесятые годы двадцатого века. Метод полного физического реагирования основывается на взаимосвязи речи с действиями. Данный метод ставит в приоритет цель обучения устной речи, так как именно умение говорения. по мнению разработчиков этого метода, является основой для других аспектов иноязычной речи. Также разработчики метода полного физического реагирования сходятся во мнении, что при обучении иностранному языку следует исключить опору на родной язык, таким образом у учеников возникает необходимость изучать иноязычную речь. Дж. Ашер разработал метод полного физического реагирования основываясь на своих наблюдениях за тем, как маленькие дети изучают родной язык: сначала дети слушают речь родителей, и только потом начинают говорить сами. Следовательно, метод полного физического реагирования подразумевает то, что на начальном этапе обучения иностранному языку учащиеся не производят речь, а только воспринимают ее. специалисты данного метода выделяют следующие стадии овладения иноязычной речью: осмысление, когда ученики только воспринимают речь, ранняя речь, когда ученики дают простые ответы, и появление речи, когда ученики могут уже вступать в дискуссии и излагать свое мнение на иностранном языке. При применении метода полного физического реагирования большое внимание уделяется вокабуляру, он должен быть актуальным и соответствовать интересам учащихся. Помимо этого, мы писали ряд условий, которые способствуют реализации метода полного физического реагирования, а именно организация учебного процесса, обеспечение обратной связи, организация работы на уроке, ведение учебного процесса. Также мы описали требования, которым должны соответствовать игры с применением данного метода: примитивные правила, легкость в применении, универсальность, физическое реагирование.
В практической главе данной работы нами был разработан комплекс упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования и проведен анализ результатов апробации данного комплекса. Комплекс упражнений был разработан как дополнение к учебнику английского языка «Spotlight 2» издательства Просвещение 2013 года. Целью данного комплекса старо развитие языковой компетенции учащихся второго класса посредством поднятия мотивации к обучению, снятия языкового барьера, налаживания взаимоотношений между учителем и учениками и разнообразием образовательного процесса. Данный комплекс упражнений разработан для изучения темы Семья. Изучив упражнения, представленные в учебнике, мы пришли к выводу. что большинство из них подразумевают индивидуальную форму работы, поэтому мы видели необходимость в упражнениях, направленных на парную и коллективную работу. В комплексе мы представили 12 упражнений, направленных на формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Упражнения соответствуют психолого-педагогическим особенностям учащихся начальной школы и принципам метода полного физического реагирования. упражнения позволяют использование без опоры на родной язык и быть учителю активным участников обучения, стать примером и опорой для учеников.
Апробация данного комплекса проходила на уроках английского языка во втором классе. Класс, состоящий из 18 учеников, был поделен нами на 2 группы. В первой группе уроки проводились в традиционном формате. На уроках второй группы пыли применены принципы метода полного физического реагирования и в дополнение к упражнениям из учебника использовался разработанный нами комплекс. Спустя две недели применения данного комплекса во второй группе было проведено итоговое тестирование, одинаковое для всех учеников класса. Средний балл за тестирование в первой группе вырос на 70,2%, во второй группе средний балл стал выше на 122,8%. результаты апробации доказали эффективность разработанного нами комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования.
В ходе впускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель, а именно описание метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальной школе.
Также были достигнуты следующие задачи:
• охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы;
• описать методику развития языковой компетенции учащихся начальной школы;
• рассмотреть метод полного физического реагирования как средство развития языковой компетенции учащихся начальной школы;
• разработать комплекс упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования;
• проанализировать результаты апробации комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования.
Цель исследования была достигнута за счет доказательства эффективности комплекса упражнений для развития языковой компетенции учащихся второго класса с применением метода полного физического реагирования, разработанного с учетом научных обоснований данных современных методик обучения иностранному языку.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. - 5-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2011. 152 с.
3. Апальков В. Г. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. Г. Апальков, Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. М. : Просвещение, 2018. 240 с.
4. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева. Минск : ТетраСистемс, 2003. 176 с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т., 2003. Т. З. 328с.
6. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М. : Академия, 2004. 336 с
7. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 14-1с.
8. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика / под общей ред. Б. П. Компова. М. : АПН РСФСР, 2007. 518с.
9. Данилов М. А. Умственное воспитание. М. : Просвещение, 2004. 86с.
10. Детская (возрастная) психология : учебник / Л. Ф. Обухова. М. : Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
11. Детская психология с элементами психофизиологии : учебное пособие / В. Г. Каменская, - 2-e изд., испр. и доп. М. : Форум, 2011. 288 с.
12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : НИИОПП, 2006. 48с.
13. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста : методическое пособие / Е. В. Быковская, А. А. Трошина, Г. Р. Худеева. М. : Владос, 2014. 63 с.
14. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М. : Просвещение 2007. 152с.
15. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М. : Просвещение, 2008. 288с.
16. Канцельсон С. Д. Общее и топологическое языкознание. СПб. : Наука. 297 с.
17. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М. : 2007. 198с.
18. . Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : УРАО, 1999. 175с.
19. Марчан Н. Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики. Иностранный язык в школе. М. : Просвещение, 2004. 154 с.
20. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. М. : Вышэйшая школа, 2004. 522 с.
21. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - 2-изд., дораб. М. : Просвещение, 1998. 231 с.
22. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие для пед. ин-тов / С. Ф. Шатилов. М. : Просвещение, 1977. 295 с.
23. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для вузов / А. Н. Щукин. М. : Высшая школа, 2010. 349с.
24. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. М. : Просвещение, 2002. 239 с.
25. Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода. М. : Московский Лицей, 1996. 298 с.
26. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М. : Высшая школа, 1996. 240 с.
27. Мирзаханова М. М. Игровое обучение английскому языку детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. C. 70-74.
28. Молчанов В. И. Физиологические данные детского возраста : пособие при исследовании детей для врачей и студентов. М. : Гос. изд-во, 1921. 8 с.
29. Настольная книга преподавателя иностранного языка : Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. - 4. изд. Минск : Вышэйшая школа, 1998. 522 с.
30. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М. : Наука, 1981. 111 с.
31. Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2006. 687 с /
32. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М. :Просвещение, 1992. 160 с.
33. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы) : пособие для учителя / М. Ф. Стронин. М. : Просвещение, 1981. 112 с.
34. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. М. : Русский язык, 2010. 568 с.
35. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М. : Русский язык, 1977. 214 с.
36. Пассов Б. И. Урок английского языка в начальной школе. М. : Просвещение, 1988. 164 с.
37. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. М. : ВЛАДОС, 2004. 365 с.
38. Практическая методика обучения иностранному языку : учебное пособие /Я. М. Кокер, Е. С. Устинова. М. : ИЦ Академия, 2001. 264 с.
39. Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 1991. 287 с.
40. Реан А. А. Психология детства. М. : Прайм-Еврознак, 2003. 349 с.
41. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.
42. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальковская. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.
43. Современные методы обучения английскому языку : учеб. пособие / А. В. Конышева. Минск : ТетраСистемс, 2004. 148 с.
44. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. М. : Академия, 2004. 304 с.
45. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе : учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
46. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М. : Логос, 2002. 156 с.
47. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М. : Филоматис, 2010. 188 с.
48. Asher J. The Total Physical Response Approach to Second Language Learning // The Modern Language Journal, № 1. 1969. P. 3-17.
49. Asher J. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. 1984. P. 35.
50. Asher J. The Fear of Foreign Languages // Psychology Today. № 15. P.
52-59.
51. Asher J. Learning Another Language through Actions : The Complete Teacher‘s Guidebook. Los Gatos-California : Sky Oaks Production, 1982. P. 54-56.
52. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching // Oxford University Press. 2008. P. 107-119.
53. Muhren A. Total Physical Response (TPR) : An Effective Language Learning Method at Beginner/Intermediate Levels [Online] // Total Physical Response 2003. URL:http://sastra.um.ac.id/wp-content/uploads/2009/10/Teaching-Children-Using-a-TotalPhysical-Response-TPR-Method-Rethinking-Handoyo-Puji-Widodo.pdf(дата обращения: 15.09.2018).
54. Ray B., Seely C.Fluency Through TPR Storytelling. (1st ed.) Berkeley, CA : Command Performance Language Institute and Bakersfield, 1997. P. 234