ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПОСРЕДСТВАМ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЙ 8
1.1 Подходы к изучению конфликтологической компетентности
педагогов ДОУ 8
1.2 Причины и особенности конфликтов в ДОУ 17
1.3 Специфика кейс-технологий как способ формирования
конфликтологической компетентности педагогов ДОУ 26
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ 40
2.1 Процедура и организация исследования 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
констатирующего этапа 48
2.3 Программа урегулирования конфликтов в педагогическом коллективе посредствам кейс-технологий в конфликтологическом консультировании и оценка эффективности реализации программы ..70
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Актуальность исследования. Стратегия социально-экономического развития России постепенно изменяет требования к субъектам профессионально-образовательной деятельности во всех сферах, требуя от них высокой трудовой мотивации, высокого уровня профессионально- личностной компетентности и готовности к инновационной деятельности. Одной из таких сфер выступает система образования, в которой наблюдаются процессы модернизации и реформирования, в центре чего стоит личность педагога.
Поэтому одним из важнейших условий реализации государственной политики в области образования, проводимой государством, становится развитие конфликтологической компетентности педагогов образовательного учреждения, которая является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Она включает в себя подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении, предполагает способность не только выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач. В связи с этим одним из актуальных направлений развития образовательной системы в России является повышения уровня профессионального мастерства, обобщение передового опыта, разработка новых методик обучения.
Так, в общем понимании, профессиональная компетентность (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин) - это, прежде всего, характеристика высокопрофессионального педагога, который способен максимально реализовывать себя в педагогической практике, а также адаптироваться к изменяющимся условиям реализации образовательной деятельности со сформированной профессиональной мобильностью, самоактуализацией и потребностью в достижении карьерных амбиций.
Исходя из этого, профессиональная компетентность педагога понимается в педагогической науке как совокупность обобщенных умений, знаний и способностей, которые обеспечивают результаты в воспитании и обучении детей.
Из анализа источников научной информации по проблеме конфликтов позволил сделать вывод о том, что способность управлять конфликтными ситуациями является одним из важных видов профессиональной компетентности личности. В психологической литературе для обозначения данной способности исследователи используют близкие по содержанию понятия: «конфликтная компетентность» (Л.А. Петровская, Б.И. Хасан), «конфликтологическая компетентность» (Н.И. Леонов, В.Г. Зазыкин, Л.Н. Цой).
При использовании кейс-технологии в формировании конфликтологической компетентности педагогов ДОУ конфликтные ситуации анализируются на занятиях в группе. В процессе обсуждения группой вырабатываются оптимальные решения.
Степень и уровень разработанности проблемы составляют концепции профессионального развития педагогов (Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников); подходы к изучению процесса профессионального развития педагога (К.М. Гуревич,
A. А. Деркач, И.В. Дубровина, В.А. Маликова, В.С. Мухина,
B. И. Слободчиков, Э.Э. Сыманюк). В качестве частной методологической основы выступили работы по проблеме профессиональной компетентности педагога, которая включает в себя умение управлять конфликтами (В.А. Адольф, Т.Г. Браже, И.Д. Багаева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова, М.А. Чошанов, Д. Брунер, Н. Кантор, Х. Маркус, Дж. Равен, Р. Стернер, Д. Элкинд и др.).
Но, несмотря на достаточно широкую представленность исследуемого феномена в научной литературе, в настоящий момент нет однозначного понимания структуры (профиля) конфликтологической компетентности педагогов ДОУ, что, в конечном итоге, определяет трудности в выделении путей ее развития.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена отсутствием научно обоснованных способов развития формирования конфликтологической компетентности и все возрастающими потребностями и требованиями социальной практики в компетентных работниках образования...
В рамках данной исследовательской работы был произведен аналитический обзор литературы и теоретическое углубление по данной проблематике.
Исследование различных взглядов профессиональной компетентности (А.А. Печеркина, Т.М. Хрусталёва, А.П. Сейтешев, Ю.А. Савинкова, В.Д. Шадрикова) сводится к общему пониманию, что под профессиональной компетентностью понимается интеграция знаний, профессионально важных качеств и опыта, которые отражают способность педагога профессионально выполнять свою деятельность, включая педагогическое мастерство и профессионализм.
В структуру профессиональной компетентности входит умение управлять конфликтами. Под конфликтологической компетентностью понимается интегральное качество личности, которое определяет готовность к конструктивному исходу в конфликте и обеспечивает осознание индивидуальной ответственности за принятие решений в ходе разрешения профессиональных конфликтов.
В конфликтологическую компетентность педагога входят: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
На основании теоретического анализа по проблеме исследования формирования конфликтологической компетентности педагогов ДОУ посредствам кейс-технологий, было проведено экспериментальное исследование, целью которого является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы кейс-технологий, направленной на формирование конфликтологической компетентности педагогов.
В исследовании приняли участие 30 педагогов, средний возраст 36 лет. Все педагоги имеют высшее образование. Средний стаж педагогической деятельности 10 лет.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что педагоги ДОУ с конструктивной стратегией в конфликте коммуникабельны, открыты к диалогу, имеют широкий кругозор, при взаимодействии выбирают доминирующую (лидирующую) позицию, культурно образованы, оптимистичны. В профессиональной деятельности имеют осознанную (внутреннюю) установку, что свидетельствует об истинности потребности в воспитании и обучении детей. Эти педагоги хорошо разбираются в эмоциях людей, достаточно хорошо управляют свои эмоциональным состоянием, контролируют проявление эмоциональных реакций, могут управлять чужими эмоциями.
В ходе констатирующего этапа исследования была выявлена группа педагогов (15 человек), имеющих деструктивные стратегии в конфликте или несформированность конфликтологической компетентности, что
препятствует дальнейшему профессиональному развитию. Педагоги с деструктивной стратегией в конфликте эмоционально-нестабильны, зациклены, авторитарны (деспотичны) и импульсивны.
При корреляционном анализе по выявлению взаимосвязи конфликтологической компетентности с характерологическими
особенностями педагогов ДОУ в следующих случаях установлена значимая отрицательная взаимосвязь: между конфликтологической компетентностью и возбудимым типом личности; аффективным типом личности; эмотивным типом личности.
А также при корреляционном анализе по выявлению взаимосвязи конфликтологической компетентности с характерологическими
особенностями педагогов ДОУ в следующих случаях установлена значимая положительная взаимосвязь: между конфликтологической компетентностью и общительностью (фактор А); интеллектуальностью (фактор В); эмоциональной устойчивостью (фактор С); уровнем профессиональной мотивации; межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ);
пониманием эмоций (ПЭ) ; управлением эмоциями (УЭ) ; пониманием чужих эмоций (УЭ). Таким образом, было подтверждено выдвинутое первое положение гипотезы исследования полностью, а именно: существует взаимосвязь конфликтологической компетентности с характерологическими особенностями педагога, в частности: педагоги, имеющие высокий уровень конфликтологической компетентности характеризуются высоким уровнем мотивации профессиональной деятельности, выраженными показателями эмоционального интеллекта, отсутствием выраженных акцентуаций характера, препятствующих адаптационным механизмам личности, а также эта категория педагогов общительна, эмоционально стабильна, с высоким уровнем самоконтроля, и наоборот.
Особенностью проведения формирующего этапа исследования заключается в том, что групповой работе с педагогами использованы кейс- технологии. Работа с кейс-технологиями представляет тренинговую программу, основная цель которой формирование конфликтологической компетентности у педагогов и урегулирование конфликтов в трудовом коллективе ДОУ. Тренинг с применением кейс-технологий включает шесть групповых занятий, которые проводятся один раз в неделю, по 2,5-3 часа (общая продолжительность - 15-18 часов).
После реализации программы урегулирования конфликтов в педагогическом коллективе посредствам кейс-технологий в
конфликтологическом консультировании оптимальными стратегиями в конфликтной ситуации являются: сотрудничество («Виртуоз») и компромисс («Клейстер»).
У педагогов с деструктивной стратегией в конфликте наблюдаются структурные сдвиги в характерологических особенностях по типам акцентуаций: демонстративный тип; тревожно-боязливый тип; возбудимый тип; аффективный тип.
По результатам сравнительного анализа после реализации программы урегулирования конфликтов в педагогическом коллективе посредствам кейс-технологий в конфликтологическом консультировании педагогов с деструктивной стратегией в конфликте было установлено, что у педагогов имеются серьезные изменения, в частности: доминантность «Фактор Е»; напряжённость «Фактор Q4»; общительность «Фактор А»; дипломатичность «Фактор N».
Внутренняя мотивация диагностирована у 80% педагогов ДОУ после реализации программы урегулирования конфликтов в педагогическом коллективе посредствам кейс-технологий в конфликтологическом
консультировании, а внешняя мотивация - устойчива у 20%.
По результатам контрольного этапа исследования было установлено, что в выборке педагогов с деструктивной стратегией в конфликте имеются существенные положительные сдвиги в развитии эмоционального интеллекта: ВЭ (контроль экспрессии); ВУ (управление своими эмоциями); ВЭ (контроль экспрессии).
Для достоверности полученных результатов был применен Т - критерий Вилконсона, который позволил подтвердить второе положение исследования в полном объеме, в частности: эффективным средством формирования конфликтологической компетентности педагогов ДОУ является кейс-технологии.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены в полном объеме, положения гипотезы исследования подтверждены полностью.
1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст] : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27-28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). - Барнаул : АлтГПУ, 2018. - 199 с.
2. Актуальные проблемы современного образования [Текст] : материалы IV- й Межрегиональной научно-методической конференции, 25 февраля 2012 г. / Муниципальное авт. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский ин-т экономики и социального упр." ; [под общ. ред. Р. И. Мельниковой]. - Воронеж : Воронежский ин-т экономики и социального упр., 2016. - 181 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: теория, история, библиография [Текст] /
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Изд-во Военного Ун-та. 2016. - 591 с.
4. Багаутдинова, С. Ф. Профиль «Управление дошкольным образованием» [Текст] : учебно-методический комплекс / С. Ф. Багаутдинова. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 136 с.
5. Банщикова, Т. Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с
педагогическим коллективом : учебное пособие для системы
дополнительного профессионального педагогического образования : учебно-методическое пособие / Т. Н. Банщикова, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина. - Москва : Книголюб, 2018. - 231 с.
6. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности : диссертация ...
кандидата психологических наук [Текст] : 19.00.05, 19.00.01 /
М. В. Башкин; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. - Ярославль, 2019. - 242 с.
7. Бережная, Г. С. Формирование профессионально-конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения [Текст] / Г. С. Бережная ; Российский гос. ун-т им. Иммануила Канта. - Калининград : Изд-во Российского гос. ун-та им. И. Канта, 2017 (Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта). - 228 с.
8. Бобина, О. С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации : на примере образовательных организаций СПО : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / О. С. Бобина; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т]. - Томск, 2015. - 259 с.
9. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности [Текст] /
В. А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 624 с.
10. Власова, Т. А. Управление персоналом в образовательной организации [Текст] : учебное пособие / Т. А. Власова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : Изд. Дом "Белгород" : НИУ "БелГУ", 2017. - 127 с.
11. Гичко, А. А. Подготовка управленческого резерва посредством развития профессионально важных качеств личности: Дис. канд. психол. наук [Текст] / А. А. Гичко. - Ростов-на-Дону, 2013. - 193 с.
12. Горностай, П. П. Теория и практика психологического консультирования [Текст] / П. П. Горностай, C. B. Васьковская. - Киев: Наукова думка, 2015. - 321с.
13. Данилов, Д. А. Социально-педагогический процесс и профессиональная компетентность педагогов [Электронный ресурс] : монография / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова, Ю. В. Корнилов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Педагогический институт. - Якутск : СВФУ, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
14. Девятовская, И. В. Мотивация профессионального развития педагогов [Текст] : монография / И. В. Девятовская, Е. М. Крюкова, Э. Э. Сыманюк ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2012. - 116 с.
15. Девятовская, И. В. Управление персоналом: планирование деловой карьеры [Текст] : учебно-метод. пособие / И. В. Девятовская, Э. Э. Сыманюк ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2012. - 133 с...