ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1 Нормативно-правовое обоснование оценивания результатов
реализации дополнительных общеобразовательных программ 8
1.2 Теоретические подходы к определению понятий: «результат
реализации дополнительной общеобразовательной программы», «оценивание результатов реализации программы», «качество реализуемых программ» 14
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 26
2.1 Обоснование модели методики повышения объективности результатов
реализации программы в дополнительном образовании 26
2.2 Модель методики повышения объективности результатов реализации
программы в дополнительном образовании 29
Выводы по 2 главе 46
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ
ОБЪЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 47
3.1 Констатирующий этап. Диагностика состояния контрольной и
оценочной деятельности педагогов дополнительного образования 47
3.2 Поисковый этап. Разработка методики повышения объективности
результатов реализации программы в дополнительном образовании 51
3.3 Формирующий этап. Результаты апробации методики повышения
объективности результатов реализации программы 54
Выводы по 3 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
«В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»[2, с. 125]. Одним из средств самореализации обучающихся в условиях постиндустриализации становится дополнительное образование. Именно оно привлекает к себе большое внимание властей и общественности, так как это «уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества»[46, с. 18]. Конкурентоспособность - это степень притягательности для реального потребителя, однако в условиях отсутствия стандартов в дополнительном образовании и, как следствие, отсутствие официальных диагностических методик качественный расчет степени конкурентоспособности дополнительного образования не может быть выполнен в полной мере.
Политика государства, в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, в части развития системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ , на сегодняшний день предполагает «внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным программам, разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей »[56, с.195].
Вопросам разработки и внедрения механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки в различных аспектах ее изучения, исследованию общих принципов мониторинга качества образования посвящено большое количество научных работ как зарубежных, так и отечественных авторов, к ним можно отнести: Ш.А. Амонашвили, А.Г. Бермуса, Л.Н. Буйлову, И.В. Ильина, М.Р. Катунову, Л.Г. Логинову, Н.Ю. Максимову, Т.Г. Новикову, М.М. Поташника, А.С. Прутченкова, Н.Ф Радионову, Л.Л. Редько, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамова, Д.Б. Эльконина и др.
Тем не менее, научные доводы, представленные в указанных работах, не систематизированы в полной мере и не адаптированы к деятельности учреждений дополнительного образования в условиях современных требований, предъявляемых к оцениванию результатов реализации дополнительных общеобразовательных программ. Анализ литературы, методов оценки результатов деятельности в системе дополнительного образования детей, проведенный в ходе исследования, позволил выявить нерешенные противоречия:
1. На социальном уровне: между возлагаемой государством на
дополнительное образование миссией по «обеспечению права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» и в «остром дефиците современных средств организации дополнительного образования» для качественной реализации
высокотехнологичных программ [42, с. 49];
2. На теоретическо-педагогическом уровне: между необходимостью контроля и оценки освоения дополнительной общеобразовательной программы как одного из условий обеспечения достойного качества и отсутствием адаптированных механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ .
Важность разрешения указанных противоречий определяет актуальность темы и позволяет сформулировать его проблему: как следует организовать оценивание результатов реализации общеобразовательной программы, чтобы обеспечить достойное качество реализуемых программ.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования - методика оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании , как средство достижения достойного качества реализуемых общеобразовательных программ в учреждении дополнительного образования детей.
Объект исследования: процесс дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс повышения объективности оценивания качества и результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Гипотеза: процесс повышения объективности оценивания качества и результативности реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании будет достигнут, если:
• введутся в действие соответствующие специфике программы измерения, критерии, формулировки, параметры;
• учтены индивидуальные, возрастные особенности учащихся, а также срок обучения по программе;
• оценивание результатов построено на принципе осознанности критериев со стороны педагога и учащегося;
• а также применена открытость проведения процедуры оценивания и обработки результатов.
Эффективность реализации предложенной методики повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании приведет к:
конкретизации соответствующих специфике программ контрольноизмерительных показателей;
установлению требований к усвоению программ согласно особенностям учащихся и сроку обучения;
формированию понятийного аппарата педагога и учащегося в отношении критериев оценивания;
установлению норм, сроков, необходимости проведения процедуры оценивания и обработки результатов.
Цель исследования - разработка методики повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
• На основе теоретического анализа проблемы исследования дать определения понятиям «дополнительная общеобразовательная программа», «результат реализации дополнительной общеобразовательной программы», «оценивание результатов реализации программы», «качество реализуемых программ»;
• Выявить специфику оценки результатов реализации дополнительных общеобразовательных программ, как одного из условий обеспечения достойного качества дополнительного образования;
• Разработать методику повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы, способствующей комплексной оценке результатов реализации программы: механизмы, критерии, инструментарий;
• Организовать экспериментальную проверку разработанной методики оценивания результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования; изучение и анализ систем мониторинга и оценки результатов в образовательных организациях; эксперимент по задачам исследования; наблюдение, опрос, описание и др.
Целью представленной работы была: разработка методики повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании.
Обозначены причины повышения требований к объективности оценивания качества результатов дополнительного образования:
• возросший уровень конкуренции между образовательными организациями ввиду введения системы персонифицированного обучения;
• введение в действие эффективного контракта в образовании, как способа стимулирования педагогов;
• неудовлетворенность качеством дополнительного образования государством и потребителями (на основе анализа нормативных и информационных документов).
Осуществлен анализ научной и методической литературы по направлению диссертации. Даны определения результату реализации дополнительной общеобразовательной программы, оцениванию результатов реализации программы, качеству реализуемых программ.
Разработана методика повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании.
Осуществлен эксперимент на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр образования и профессиональной ориентации» с валидизацией разработанной методики повышения объективности результатов реализации программы.
Гипотеза о том, что процесс повышения объективности оценивания качества и результативности реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании будет достигнут если введутся в действие соответствующие специфике программы измерения, критерии, формулировки, параметры, будут учтены индивидуальные, возрастные особенности учащихся, а также срок обучения по программе, оценивание результатов будет построено на принципе осознанности критериев со стороны педагога и учащегося, а также будет применена открытость проведения процедуры оценивания и обработки результатов - подтвердилась.
Экспериментальная работа по разработке методики повышения объективности оценивания результатов реализации общеобразовательной программы в дополнительном образовании привела:
к пересмотру реализуемых программ на предмет целеполагания и их корректировке,
внесению изменений в содержательный компонент программ, к внедрению новых личностно-ориентированных технологий, а также к необходимости повышения компетентности педагогов, работающих над реализацией дополнительных общеобразовательных программ.
Результаты, представленные в работе, можно применять в общеобразовательных организация при организации оценивания предметных, личностных и метапредметных результатов. А также использовать предложенный метод при осуществлении оценивания качества образования на муниципальном уровне.
Перспективы развития: в работе не освещены вопросы, касающиеся определению весового коэффициента оценки результатов разными субъектами образовательного процесса, а также разработке интегративного показателя сформированности личностного развития обучающихся.
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили ; Москва : Педагогика, 1984. - 296 с.
2. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование в современной системе
образования. Федеральный информационно -методический портал.
Дополнительное образование [Электронный ресурс] / Л. Н. Буйлова. - Режим доступа : http://dopedu.ru/stati/151-2012-05-23-19-02-32.html.
3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова ; Москва : Молодой ученый, 2015, - 572 с.
4. Буйлова, Л. Н. Стандартизация дополнительного образования детей: аргументы «за» и «против» [Текст] / Л. Н. Буйлова ; Москва : Стандарты и мониторинг в образовании, 2010, - 10 с.
5. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. 2004, №12. 2005, №1.
6. Вишняков, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишняков ; Москва: НМЦ СПО, 1999, - 538 с.
7. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С. 181-195.
8. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов. [Текст] И. С. Гринченко ; Москва : Изд-во Перспектива, 2008, - 132 с.
9. Гущина, Т.Н. Педагогическая студия «Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей» [Текст] / Т.Н. Гущина // Дайджест «Внешкольник - Я». - 2013. - С. 120-122.
10. Даль, В. И. Словарь [Электронный ресурс] / В. И. Даль. - Режим доступа : http://slovardalja.net.
11. Дейч, Б. А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: [Текст] : монография / Б. А. Дейч, И. Ю. Юрочкина ; Новосибирск : Изд. НГПУ, 2011, - 287 с.
12. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова; по ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой ; Москва : Просвещение, 2009, - 215 с.
13. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка толково- словообразоват [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - Режим доступа : http://www.efiremova.info.
14. Железнова, Л. Б. Современная оценка качества достижения
учащихся в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. - Режим доступа :
http://www.orenipk.rU/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_sovr_oc_kac.html#2/.
15. Закон «Об образовании в Российской Федерации (утвержден от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://dopedu.ru/component/content/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop- obrazovaniya/249 zakonoproekt.html?Itemid=802...